ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой, с элементами
исследовательский деятельности.
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой.
УЧАСТНИКИ: воспитанники подготовительной
родители воспитанников, учитель-логопед, воспитатель.
ВОЗРАСТ: 5 – 6 лет.
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: среднесрочный
Воспитатели : Тимофеева М. И.
Хорева Е. Н.
Проблема
После обеда в каждой группе остается много хлеба. Дети часто забывают взять его с тарелочки, это объясняют тем, что не хотят или не любят. Многие могут играть с хлебом, лепить шарики, кидать, крошить.
Но ведь хлеб издавна считался нашим богатством. На Руси к хлебу всегда относились с почтением и благоговением. Слагали песни, стихи, пословицы:
Хлеб – батюшка, водица — матушка.
Хлеб – дар божий.
Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
.Хлеб - всему голова.
В настоящее время у детей недостаточно сформированы знания о ценности хлеба, о процессе выращивания хлеба, о труде людей, участвующих в производстве хлеба. Этому способствует и низкий уровень заинтересованности родителей к воспитанию у детей бережного отношения к хлебу, уважение к традициям русского народа.
Актуальность.
В жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок учится ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни.
В последнее время нас всё чаще волнует отношение детей к хлебу. Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоволь на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу? Ответить на эти вопросы 48% детей группы №1 не смогли. Остальные 52 % воспитанников затрудняются с ответами, их знания по теме очень бедны.
Это еще раз подтверждает, что надо расширять и углублять знания детей о хлебе, способах его получения, работе хлеборобов, пекарей. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Мы хотим воспитать детей, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также научить бережно относиться к хлебу.
Как же научить уважать хлеб? В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному.
Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут.
Вместе с ребятами старшей группы мы решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
Модель трёх вопросов:
Что мы знаем? | Что хотим узнать? | Где мы можем узнать? |
Хлеб продается в магазине Хлеб бывает белый и черный Хлеб вкусный и ароматный Он полезный Сеют зерно и отвозят на мельницу Хлеб пекут из муки | Как растет хлеб? Как готовится тесто? Какой хлеб полезней? Как правильно кушать хлеб? | Спросить у взрослых Посмотреть в интернете Прочитать в книге, энциклопедии Посмотреть кино или мультики Сходить в музей |
Цель:
формирование у детей первоначальных представлений о процессе получении хлеба, о значимости его для человека.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения хлеба.
2. Узнать, почему хлеб называют хлебом, как хлеб выращивали раньше.
3. Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы
стать хлебом.
4. Формировать представление о труде взрослых в сельском хозяйстве и
промышленности.
5. Обогащать словарный запас детей новыми словами. Учить правильно
строить предложения , высказывать свои мысли.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Способствовать детской любознательности, расширять кругозор.
8. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей
разных профессий, занимающихся выращиванием и производством хлеба.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Деятельность педагогов :
- определение проблемы,
- определения уровня знаний детей по теме,
- постановка цели и задач,
- определение методов работы,
- составление плана мероприятий по реализации проекта;
- анкетирование родителей воспитанников,
- вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему.
Совместная деятельность педагогов и родителей:
подбор :
-методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
-материалов для изобразительной и продуктивной, коррекционной деятельности детей;
-материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
- презентаций на данную тему.
ОСНОВНОЙ ЭТАП (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагог
Образовательная область | Формы и методы работы |
Познавательное развитие. | ОД: ”Хлеб - всему голова” с использованием ИКТ. «Злаки родного края»- рассматривание зёрен пшеницы, ржи, ячменя . Экскурсия на пищеблок «Кто печет нам пирожки?» Оформление мини музея «Хлеб всему голова». Посадка злаковых. |
Социально-коммуникативное развитие. | Беседы : ”Откуда хлеб пришёл”, “Как выращивают хлеб”, ”О сборе урожая”, ”О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу”, ”О профессиях хлебороба, пекаря”, ”Путешествие на хлебозавод”, ”Комбайны-великаны”, ”Главная машина –трактор”. Дидактические игры: «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?» и другие. Сюжетная игра: «Хлебный магазин», «В музее хлеба» |
Речевое развитие | Этические беседы на основе прочитанных произведений: Г.Х.Андерсен : ”О девочке, которая наступила на хлеб”, М.Пришвин “Лисичкин хлеб”. Инсценировка сказки “Колобок”. Чтение и обсуждение: Б. Вовк. «Мякиш», Я. Тайц «Всё здесь». Стихотворения: «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский, «Лето пролетело» В. Воронько и другие. Чтение и заучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок, стихотворений о хлебе и хлебобулочных изделиях. |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация ”Колосок из макарон”. Выкладывание колоска из овса на пластилиновой дощечке. Рисование ”Колосок”. Рассматривание репродукций картин русских художников : Ш.Шишкин “Рожь”, Н.Купреянов “Вспашка”,” Посев”, “Уборка”, И.Репин “Л.Толстой на пашне”, А.Васнецов “Жнецы”, Т.Яблонский “На колхозном току”. Лепка из солёного теста. Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия» . Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины». |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки – не из муки». Хороводная игра «Каравай», «Белый хлеб». Физкультминутки: «Замесим тесто», «Колоски». |
ДЕТИ.
Знакомство с хлебобулочными изделиями. Наблюдения за всходами пшеницы, овса и ржи. Разучивание игр, стихотворений, участие в экскурсиях на кухню, инсценировках и продуктивной деятельности. Поиск с родителями новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений.
РОДИТЕЛИ.
Беседа «Значение хлеба в жизни человека».
Поиск новых знаний о хлебе, его производстве и подготовка сообщений. Участие в оформлении фото выставки «Я пеку ,пеку, пеку…».
Участие в оформление мини-музея « Хлеб всему голова».
Участие в оформлении стенда «Пословицы и поговорки о хлебе».
Анкетирование на тему: «Хлеба к обеду в меру бери…».
Участие в изготовлении хлебобулочных изделий.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
обобщение результатов работы, формулировка выводов;
обобщение собранного в процессе работы над проектом материала;
чаепитие «Блинчики-блины»;
подготовка презентации проекта.
Ожидаемые результаты по проекту:
1. Воспитанники познакомятся с историей возникновения хлеба.
2. Узнают, как хлеб выращивали раньше.
3. У детей сформируется представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
4. Воспитанники много узнают о труде взрослых в сельском хозяйстве и
промышленности. Будут бережнее относиться к хлебу и к труду людей.
5. Обогатится словарный запас детей новыми словами. Они научатся правильно строить предложения , высказывать свои мысли.
6. Проявятся творческие способности детей.
7. Расширится кругозор воспитанников. Дети познакомятся с названиями хлебобулочных изделий (батон, хлеб, пирожки, баранки, пряники);
8. Узнают о пользе хлеба для человека.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
- Стенд «Откуда хлеб пришел на стол» .
- Фотовыставка «Самая вкусная булочка моя!» .
- Книжки-малышки.
- Выставка рисунков «Хлебобулочные изделия».
- Картотека дидактических игр.
- Мини-музей «Хлеб всему голова»
Паутинка проекта
Этап | СРОКИ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ | СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | РЕЗУЛЬТАТ |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Работа с родителям |
подготовительный | | | Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности; Выявление первоначальных знаний детей о хлебе. Подбор литературы, фотографий. Ввод детей в проблему. | Принятие задач проекта. | Беседа с родителями «Значение хлеба в жизни человека» | Уровень знаний по теме «ВОВ»: Высокий – 0% Средний – 48% Низкий – 52%. Родители информированы, у детей вызван интерес. |
основной | | Социально-коммуникативное развитие | Беседы: «Как выращивают хлеб», «Откуда хлеб пришел», ”О сборе урожая”, ”О культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу”, ”О профессиях хлебороба, пекаря”, ”Путешествие на хлебозавод”, ”Комбайны-великаны”, ”Главная машина –трактор”. . | Рассматривание выставки в книжном уголке; рассматривание иллюстраций «Хлеб всему голова». | Информирование по тематике бесед. Беседа «Техника приготовления хлеба» | Развитие свободного общения детей со взрослыми, коммуникативных навыков, всех компонентов речи. |
Познавательное развитие | Экскурсия в мини-музей «Хлеб всему голова»; НОД: «Откуда хлеб пришел» | Д/и «Что сначала, что потом», «Добавь словечко», «Лабиринт». | Сбор информации о профессиях связанных с производством хлеба | Появление познавательного интереса у детей. |
Речевое развитие | Образовательная деятельность. Составление рассказов на тему: «Как раньше относились к хлебу», «Есть такая профессия –хлеб растить» | Д/и «Составь предложение», «Угадай на ощупь». | Рассматривание вместе с детьми фотоматериалов о сегодняшних хлеборобах | Расширение тематического словаря, развитие логического мышления. |
Художественно-эстетическое развитие | Чтение художественных произведений, просмотр презентаций. | Пересказ историй; рисование «Колосок», «Хлебобулочные изделия». | Рекомендуется приобрести раскраски «Хлеб всему голова» | Чувство радости от творческой деятельности, гордости от полученных результатов. |
| Физическое развитие. | Формировать потребность у воспитанников в двигательной активности и физическом совершенствовании. | П/и « Каравай» «Колосок и мыши»,. | Досуг с родителями и детьми «Блины на масленицу» | Радость от яркого праздника, от времени проведенного вместе с родителями. |
заключительный | | | Повышение уровня знаний детей о ВОВ и ветеранах. | Коллективное панно «Курская битва», сюжетно - ролевая игра «Танковое сражение». | Покупка саженцев сирени и совместная их посадка. | Развитие активного интереса к данной теме. |
Режимные моменты | Совместная работа педагога с детьми | Совместная работа родителей с детьми | Свободная творческая деятельность детей |
1 Утро | Беседа «Любимые хлебобулочные изделия» . Индивидуальная работа «Назови хлебобулочные изделия». | Помощь в подборе иллюстраций, фотографий. Совместная творческая работа - фото «Я пеку, пеку, пеку…». | Лепка из соленого теста «Любимые хлебобулочные изделия» |
2 Непосредственно образовательная деятельность. | НОД (Познавательное развитие): «Герои жатвы». П/и «Каравай». НОД (Художественно-эстетическое развитие): «Колосок». | Просмотр клипа «Хлеб всему голова». Чтение произведения : Б. Вовк «Мякиш». | Конструирование «Хлебозавод» , из разных видов конструкторов. |
3 Прогулка | Наблюдение «Кто еще любит хлебные крошки и зерна?» | Рекомендуется понаблюдать с детьми за кормушками. | Лепка из снега «Пирожки». |
4 Вторая половина дня. | Чтение произведения : «Ломоть хлеба», «Зернышко пшеницы» В. Орлова. | Рекомендуется сходить в магазин посмотреть разнообразие хлебобулочных изделий. | Аппликация «Колосок из макарон». |
ПЛАН ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА (ОСНОВНОЙ ЭТАП)
ВЫВОДЫ
Цель проекта достигнута.
Проведенная диагностика знаний по теме показала, что:
- дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, уточнили и углубили представления о то, что хлеб является ежедневным продуктом питания человека,
- узнали откуда берётся хлеб и как его производят.
Появилось уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Сформировались навыки исследовательской деятельности.
Развилась познавательная активность, самостоятельность, творчество.
Все это способствует не только познанию природы, но и, утверждению в самом себе человеческого достоинства, доброты, сопереживания всему живому.
Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:
Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике.
Зерновым культурам, как и всем растениям для роста необходимы:
плодородная почва
свет
вода
тепло
уход (правильная посадка, полив).
Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).
Существует много разных сортов хлеба и хлебобулочных изделий, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами.
Использование проектного метода по теме «Хлеб всему голова» способствовало систематизации знаний детей, привлечению родителей к образовательному процессу. Позволило образовательный процесс сделать более качественным и интересным для детей.