Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Капитошка» г. Назарово Красноярского края
Адрес: 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Арбузова, 71 «В»
тел. 8(39155) 7-17-38; sad220471.kapitо[email protected]
ПРИКАЗ
от «11» марта 2019 г. № 5-Б
О проведении тематического контроля
С целью выяснения состояния работы по развитию познавательной активности и любознательности у воспитанников в МБДОУ «Детский сад «Капитошка»
приказываю:
Создать комиссию для проведения тематической проверки в составе:
Шуклина Г.В. - председатель комиссии, заведующий;
Финочко С.В. – член комиссии, старший воспитатель;
Петрова Т.Н. – член комиссии, воспитатель;
Белолипецкая В.В.. – член комиссии, педагог-психолог.
Провести тематический контроль по теме: «Состояние работы по развитию познавательной активности и любознательности у воспитанников ДОУ» с 11 по 29 марта 2019 года по следующим направлениям:
обследование уровня развития познавательных интересов и любознательности у детей.
система планирования работы.
уровень профессионального мастерства воспитателей.
создание условий.
взаимодействие с родителями.
Утвердить план проведения тематического контроля (Приложение № 1).
Утвердить Положение о смотре методического обеспечения «Центра занимательной математики» (Приложение № 2).
Контроль выполнения данного приказа возложить на старшего воспитателя Финочко С.В.
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Капитошка» __________ Г.В. Шуклина
С приказом ознакомлены:
Ст. воспитатель ___________ С.В. Финочко
Воспитатель ___________ Т.Н. Петрова
Педагог-психолог ___________ В.В. Белолипецкая
Приложение № 1
к приказу № 5-Б от 11.03.2019г.
заведующий ДОУ _______ Г.В. Шуклина
План проведения тематического контроля по теме:
«Состояние работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ»
с 11 по 29 марта 2019 года
Цель: Выяснить состояние работы в МБДОУ «Детский сад «Капитошка» по развитию познавательной активности и любознательности у воспитанников ДОУ, определить причины и факторы, влияющие на качество педагогической работы по познавательному развитию детей.
Вопросы контроля | Методы контроля | Рабочие материалы | Срок | Ответственный |
1. Обследование уровня развития познавательных интересов и любознательности у детей. | | Карта анализа НОД (деятельность детей) | 18-29.03 | Ст. воспитатель, воспитатели |
| Анкета «Изучение познавательных интересов детей», методика «Маленький любознайка» |
2. Система планирования воспитательно-образовательной деятельности с детьми в группах. | | Карта проверки календарных планов | 11-15.03 | Ст. воспитатель |
3. Уровень профессионального мастерства воспитателей. | | Карта самоанализа открытого мероприятия по познавательному развитию детей | 11-29.03 | Заведующий ДОУ, ст. воспитатель, воспитатели |
| Карта самооценки проф. мастерства воспитателя |
4. Создание условий | | Карта самообследо-вания условий для познавательного развития детей по ФГОС ДО. Положение о смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики». | 25.03 | ст. воспитатель, воспитатели |
|
5. Работа с родителями. | | Опросник для родителей по данному вопросу | 18-22.03 | ст. воспитатель |
Приложение № 1
к приказу № 5-Б от 11.03.2019г.
заведующий ДОУ _______ Г.В. Шуклина
Положение
о смотре центров активности «занимательной математики».
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок проведения смотра методического обеспечения «Центра занимательной математики».
1.2. Основным объектом смотра является организация предметно-пространственной развивающей среды групп ДОУ, а предметом – соответствие созданных условий принципам построения в соответствии с ФГОС ДО.
1.3. Проведение смотра н методического обеспечения «Центра занимательной математики» в ДОУ проводится с целью:
активизации деятельности педагогов ДОУ;
создания комфортных условий для успешного развития познавательной активности ребенка в детском саду.
Дата проведения смотра: 25 марта 2019 г.
II Участники конкурса
2.1. В конкурсе принимают участие все группы ДОУ.
III Критерии оценки содержания уголков
3.1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое).
3.2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое).
3.3. Наличие в группе занимательного математического материала (картотеки):
Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.;
Картотека математических загадок;
Картотека математических пословиц и поговорок;
Картотека математических считалок;
Картотека задач в стихах;
Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;
Лабиринты, головоломки;
Другие картотеки.
3.4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал.
3.5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др)
Для детей 1,5-3 лет
Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).
Геометрическая мозаика.
Две-три матрешки.
Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета.
Игры на развитие сенсорных процессов и способностей («Закрой окошечко»).
Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, цвет)
Для детей 3—4 лет
Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1—2 признакам.
Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши).
Геометрическая мозаика.
Две-три матрешки.
Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета.
Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото, «Подбери ключ к замку»).
Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.)
Для детей 4—5 лет
Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»).
Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»).
Пирамидка деревянная с квадратными или прямоугол. элементами
Объемный сортировщик с отверстиями 4 видов и вкладышами разных форм и сечением
Мозаика с основой со штырьками и плоскими элементами 4(8) цветов
Домино
Рамки-вкладыши
Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.
Для детей 5—6 лет
Набор вкладышей по принципу матрешки
Мозаика
Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета
Рамки и вкладыши
Тематические домино с цветными и теневыми изображениями
Конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение»
Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.)
Для детей 6- 7 лет
Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм
Объемный игры головоломки
Рамки и вкладыши тематические
Домино
Игры с цифрами, монетами.
Календарь, модель календаря.
Шашки, шахматы
Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.)
3.6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино, Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)
IV. Оценка смотра:
4.1. Создать комиссию для проведения смотра методического обеспечения «Центра занимательной математики»:
Шуклина Г.В. - председатель комиссии, заведующий;
Финочко С.В. – член комиссии, старший воспитатель;
Петрова Т.Н. – член комиссии, воспитатель;
Белолипецкая В.В.. – член комиссии, педагог-психолог.
4.2. Результаты смотра оформляются в виде справки.
V. Подведение итогов.
5.1. Итоги смотра подводятся согласно плана контроля.
5.2. Критерии оценки: разнообразие, достаточное количество д/игр, эстетичность оформления
5.2. Результаты смотра будут представлены на педсовете.
МАТЕРИАЛЫ КОТРОЛЯ.
1. Обследование уровня развития познавательных интересов и любознательности у детей.
Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проводится анкетирование воспитателя, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей, выбрали ответы на вопросы анкеты.
Анкета «Изучение познавательных интересов детей» переработана на основе анкеты «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича).
Анкета «Изучение познавательных интересов»
№ | Вопросы | Возможные ответы | Балы | Количество ответов |
1 | Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 | |
2 | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | а) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5 3 1 | |
3 | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) | 5 3 1 | |
4 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 | |
5 | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 | |
6 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 | |
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо
Изучение познавательных интересов детей в группе «________________»
ФИ ребенка | Как часто ребенок подолгу занимается в центре познавательного развития? | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать) | Проявляет интерес к познавательной литературе | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | методика «Маленький любознайка» название выбранного центра |
часто | иногда | очень редко | часто | иногда | очень редко | часто | иногда | очень редко | часто | иногда | очень редко | рассуждает самостоятельно | когда как | получить готовый ответ от других | очень эмоционально | когда как | эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
ФИ ребенка | Как часто ребенок подолгу занимается в центре познавательного развития? | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать) | Проявляет интерес к познавательной литературе | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | методика «Маленький любознайка» название выбранного центра |
часто | иногда | очень редко | часто | иногда | очень редко | часто | иногда | очень редко | часто | иногда | очень редко | рассуждает самостоятельно | когда как | получить готовый ответ от других | очень эмоционально | когда как | эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Методика "Маленький любознайка" предполагает выбор картинок, со схематичным изображением Центра занимательной математики с разными материалами и играми, и других схематичных изображений различных центров развивающей среды (Центр творчества, Игровой центр, Литературный центр). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: "К тебе пришел Любознайка. Где бы ты посоветовал ему позаниматься?" Ответы фиксируются в протоколе.
Карта проверки
планирования образовательной деятельности
по познавательному развитию дошкольников.
Проверку проводил ________________________________________
Дата ___________________
Планирование различных видов деятельности детей | Возрастные группы |
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 | № 11 |
Планирование НОД | | | | | | | | | | | |
2. Формы организации работы с детьми в режиме дня: | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
Индивидуальная работа по познавательному развитию детей: | | | | | | | | | | | |
Взаимодействие с родителями: 3.1. Консультации, беседы по познавательному развитию дошкольников | | | | | | | | | | | |
3.2. Наглядная информация по познавательному развитию дошкольников | | | | | | | | | | | |
3.3. Другие формы | | | | | | | | | | | |
Выводы и рекомендации: | | | | |
Условные обозначения:
«+» - отражено в планах;
«-» - не отражено в планах;
«!» - планирование на достаточно высоком уровне.
3. Уровень профессионального мастерства воспитателей.
Карта самооценки профессионального мастерства воспитателей ДОУ
(курсивом выделены – правильные ответы)
К развивающим технологиям относятся (подчеркните): компьютерные игры, наглядный материал, блоки Дьеныша, дидактический материал М. Монтесорри, рабочие тетради, игры Никитиных, литература.
Дидактический материал блоков Дьеныша направлен на развитие:
Связной речи
Умение кодировать и декодировать информацию
Обучение количественному составу числа из единиц
Тренирует внимание, память, восприятие.
Соотнесите дидактические пособия с автором
Цветные палочки | = = = = | Джордж Кюизенер |
Логические блоки | Золтан Дьенеш |
«Сложи узор» | Борис Павлович Никитин |
Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры», «Животные» и др. | Мария Монтессори |
Игровизор | Вячеслав Вадимович Воскобович |
В подготовительной группе при организации НОД используется мотивация:
Проблемные ситуации
Вхождение в воображаемую игровую ситуацию
Образное оживление игрушки
Интерес детей к миру взрослых
Игра-путешествие по станциям с заданиями
Познавательные и соревновательные мотивы.
Нравственные мотивы
Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников является:
Владение приемами измерения, сравнения, классификации, записи арифметических действий.
Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе решения задач, задает вопросы, желание довести до конца.
Грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат.
Определите особенности организации познавательной непосредственно образовательной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО (обведите в кружок):
Цель НОД:
| использование детьми приобретенного опыта, самостоятельное добывание знания |
Позиция взрослого:
«учитель», отдален от детей (сидит за столом, стоит у доски) | «партнер», рядом с детьми (вместе), в круге, может пересесть если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается |
Позиция ребенка:
«учитель-ученик», взрослый – главный, он руководит и управляет ребенком | «партнер – партнер» - оба субъекты взаимодействия, они равны по значимости |
Основная модель организации образовательного процесса:
Основная форма работы с детьми:
| рассматривание, наблюдение, чтение, реализация проектов, мастерская и т.п. |
Карта самооценки профессионального мастерства воспитателей ДОУ
1. К развивающим технологиям относятся (подчеркните): компьютерные игры, наглядный материал, блоки Дьеныша, дидактический материал М. Монтесорри, рабочие тетради, игры Никитиных, литература.
2. Дидактический материал блоков Дьеныша направлен на развитие:
Связной речи
Умение кодировать и декодировать информацию
Обучение количественному составу числа из единиц
Тренирует внимание, память, восприятие.
Соотнесите дидактические пособия с автором
Цветные палочки | | Золтан Дьенеш |
Логические блоки | Вячеслав Вадимович Воскобович |
«Сложи узор» | Джордж Кюизенер |
Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры», «Животные» и др. | Мария Монтессори |
Игровизор | Борис Павлович Никитин |
В подготовительной группе при организации НОД используется мотивация:
Проблемные ситуации
Вхождение в воображаемую игровую ситуацию
Образное оживление игрушки
Интерес детей к миру взрослых
Игра-путешествие по станциям с заданиями
Познавательные и соревновательные мотивы.
Нравственные мотивы
5. Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников является:
Владение приемами измерения, сравнения, классификации, записи арифметических действий.
Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе решения задач, задает вопросы, желание довести до конца.
Грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат.
6. Определите особенности организации познавательной непосредственно образовательной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО (обведите в кружок):
Цель НОД:
| использование детьми приобретенного опыта, самостоятельное добывание знания |
Позиция взрослого:
«учитель», отдален от детей (сидит за столом, стоит у доски) | «партнер», рядом с детьми (вместе), в круге, может пересесть если видит, что кто-то из детей особенно в нем нуждается |
Позиция ребенка:
«учитель-ученик», взрослый – главный, он руководит и управляет ребенком | «партнер – партнер» - оба субъекты взаимодействия, они равны по значимости |
Основная модель организации образовательного процесса:
Основная форма работы с детьми:
| рассматривание, наблюдение, чтение, реализация проектов, мастерская и т.п. |
Выводы по результатам заполнения карты самооценки профессионального мастерства воспитателей
вопрос | Ответы воспитателей |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
К развивающим технологиям относятся (подчеркните): компьютерные игры, наглядный материал, блоки Дьеныша, дидактический материал М. Монтесорри, рабочие тетради, игры Никитиных, литература | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Дидактический материал блоков Дьеныша направлен на развитие: Связной речи Умение кодировать и декодировать информацию Обучение количественному составу числа из единиц Тренирует внимание, память, восприятие. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Соотнесите дидактические пособия с автором | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4. В старшей группе при организации НОД используется мотивация: Проблемные ситуации Вхождение в воображаемую игровую ситуацию Образное оживление игрушки Интерес детей к миру взрослых Игра-путешествие по станциям с заданиями Познавательные и соревновательные мотивы. Нравственные мотивы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5. Показателями любознательности и активной познавательной деятельности дошкольников является: Владение приемами измерения, сравнения, классификации, записи арифметических действий. Наличие познавательного интереса, проявление самостоятельности в процессе решения задач, задает вопросы. Грамматически правильная речь, умение оценивать деятельность и результат. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6. Определите особенности организации познавательной непосредственно образовательной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО (обведите в кружок): Цель НОД: Позиция взрослого: Позиция ребенка: Основная модель организации образовательного процесса: Основная форма работы с детьми: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Карта самоанализа организации образовательной деятельности с детьми
Ф.И.О. воспитателя________________________________________________________________
этапы деятельности | показатели | способы, средства, приемы на НОД |
1. Актуализация знаний | Стимулирующие вопросы Познавательная ситуация Опора на опыт | |
2. Целеполагание | Мотивация* с учетом возраста детей - вхождение в воображаемую ситуацию - образное оживление игровой ситуации - создание проблемной ситуации - Мотивы интереса детей к миру взрослых - Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми - Мотивы самолюбия и самоутверждения - Познавательные и соревновательные мотивы - Стремление выиграть, быть первым - Нравственные мотивы | |
Цели: - традиционная (накопление знаний) - использование детьми приобретенного опыта - самостоятельное добывание знания | |
3. Планирование | - составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми - стимулирование детей на высказывание - сопряжение индивидуальных интересов ребенка и работы группы - выбор - самостоятельность - инициатива | |
4. Организация | - эмоциональное сопровождение - возможность выбора наиболее значимых для ребенка вида и формы деятельности - выбор материалов - выбор партнера - выбор места - выбор способа - проявление стремления ребенка находить свой способ решения - речевая активность | |
* МОТИВАЦИЯ: Существует несколько подходов к мотивации детей, характерных для старшего дошкольного возраста: 1. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребёнка, например, папа сделал скворечник из дерева, а мы сделаем из бумаги. 2. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребёнка, то к чему он будет стремиться. 3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Я не могу решить задачку, кто мне поможет? 4. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Молодец, у тебя хорошо получилось, помоги теперь соседу сделать его задание. 5. Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам? 6. Стремление выиграть, быть первым. Здесь характерны такие задания, как: «Кто быстрее всех… Кто догадается? » и т. д. 7. Нравственные мотивы. На нашем участке мало цветов, но есть семена, что вы предложите с ними сделать? 8. Среди нравственных мотивов всё большее место в старшем дошкольном возрасте начинают занимать общественные мотивы Зимой птицам холодно и голодно, как мы можем им помочь? |
5. Деятельность/ действия | Включенность педагога в деятельность: - наравне с детьми - добровольное присоединение детей к деятельности - свободное общение и перемещение детей - открытый временной конец (каждый работает в своем темпе) Самостоятельность Способы организации детей: индивидуальный, в парах, подгруппой (4-6 чел.), группой Способы подачи информации: задачи даются ребенку в виде модели, чертежа, плоского рисунка, инструкции и т.п. | |
6. Самоконтроль | Соотнесение с поставленной целью (добился результата или нет) - коллективный результат - индивидуальный результат | |
7. Анализ | оценка результата, подведение итогов (старший возраст – итоговое суждение самих детей или взрослого; младший возраст – усиление положительных эмоций в связи с окончанием работ) проблемы (что еще не решили, не сделали) трудности (какие конкретно) научился речевая активность (овладение новыми словами) | |
8. Открытость | Принятие решения после НОД - расскажем/расскажу (кому?) - покажем/покажу (кому?) - продолжим/ продолжу (с кем?) - поиграем/поиграю (с кем?) - почитаем/почитаю (что?) - подарим/подарю (что?) - научим/научу (кого?) | |
Деятельность детей на НОД | Поведение детей в процессе НОД: проявление инициативы, сохранение интереса на протяжении НОД, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий Проявление творчества детей во время НОД Эмоциональный настрой детей. | |
использование дидактического материала | | |
Условные обозначения: «+» - способы, приемы присутствуют, соответствуют возрасту;
«-» - способы, приемы не используются
4. Создание условий.
Карта обследования условий для познавательного развития детей
показатели смотра | оценка: от 0 до 5 | № 1 | № 10 |
1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое). | разнообразие, | | |
достаточное количество | | |
эстетичность оформления | | |
2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое). | разнообразие, | | |
достаточное количество | | |
эстетичность оформления | | |
3. Наличие в группе занимательного математического материала (картотеки): Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.; Картотека математических загадок; Картотека математических пословиц и поговорок; Картотека математических считалок; Картотека задач в стихах; Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях; Лабиринты, головоломки; Другие картотеки. | за каждую картотеку 2 балла | | |
4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал. | наличие | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др) Для детей 1,5-3 лет Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши). Геометрическая мозаика. Две-три матрешки. Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета. Игры на развитие сенсорных процессов и способностей («Закрой окошечко»). Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, цвет) | разнообразие, | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино, Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.) | разнообразие, | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
Карта обследования условий для познавательного развития детей
показатели смотра | оценка: от 0 до 5 | № 6 | № 11 |
1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое). | разнообразие, | | |
достаточное количество | | |
эстетичность оформления | | |
2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое). | разнообразие, | | |
достаточное количество | | |
эстетичность оформления | | |
3. Наличие в группе занимательного математического материала (картотеки): Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.; Картотека математических загадок; Картотека математических пословиц и поговорок; Картотека математических считалок; Картотека задач в стихах; Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях; Лабиринты, головоломки; Другие картотеки. | за каждую картотеку 2 балла | | |
4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал. | наличие | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др) Для детей 3—4 лет Игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1—2 признакам. Настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши). Геометрическая мозаика. Две-три матрешки. Пирамидки из 3—4 колец одинакового и разного цвета. Игры на развитие сенсорных процессов и способностей (геометрическое лото, «Подбери ключ к замку»). настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.) | разнообразие, | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино, Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.) | разнообразие, | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
Карта обследования условий для познавательного развития детей
показатели смотра | оценка: от 0 до 5 | № 5 | № 7 |
1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое). | разнообразие, | | |
достаточное количество | | |
эстетичность оформления | | |
2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое). | разнообразие, | | |
достаточное количество | | |
эстетичность оформления | | |
3. Наличие в группе занимательного математического материала (картотеки): Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.; Картотека математических загадок; Картотека математических пословиц и поговорок; Картотека математических считалок; Картотека задач в стихах; Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях; Лабиринты, головоломки; Другие картотеки. | за каждую картотеку 2 балла | | |
4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал. | наличие | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др) Для детей 4—5 лет Игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»). Игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»). Пирамидка деревянная с квадратными или прямоугол. элементами Объемный сортировщик с отверстиями 4 видов и вкладышами разных форм и сечением Мозаика с основой со штырьками и плоскими элементами 4(8) цветов Домино Рамки-вкладыши Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п. | разнообразие, | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино, Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.) | разнообразие, | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
Карта обследования условий для познавательного развития детей
показатели смотра | оценка: от 0 до 5 | № 2 | № 3 | № 8 |
1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое). | разнообразие, | | | |
достаточное количество | | | |
эстетичность оформления | | | |
2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое). | разнообразие, | | | |
достаточное количество | | | |
эстетичность оформления | | | |
3. Наличие в группе занимательного математического материала (картотеки): Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.; Картотека математических загадок; Картотека математических пословиц и поговорок; Картотека математических считалок; Картотека задач в стихах; Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях; Лабиринты, головоломки; Другие картотеки. | за каждую картотеку 2 балла | | | |
4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал. | наличие | | | |
достаточное количество д/игр, | | | |
эстетичность оформления | | | |
5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др) Для детей 5—6 лет Набор вкладышей по принципу матрешки Мозаика Объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета Рамки и вкладыши Тематические домино с цветными и теневыми изображениями Конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение» Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.) | разнообразие, | | | |
достаточное количество д/игр, | | | |
эстетичность оформления | | | |
6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино, Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.) | разнообразие, | | | |
достаточное количество д/игр, | | | |
эстетичность оформления | | | |
Карта обследования условий для познавательного развития детей
показатели смотра | оценка: от 0 до 5 | № 4 | № 9 |
1. Наглядный демонстрационный материал (комплекты цифр; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; плоскостные предметные картинки и игрушки для счета; демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай», картинки по временам года и частям суток и другое). | разнообразие, | | |
достаточное количество | | |
эстетичность оформления | | |
2. Раздаточный материал (комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; комплекты цифр и картинок с предметами; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки и другое). | разнообразие, | | |
достаточное количество | | |
эстетичность оформления | | |
3. Наличие в группе занимательного математического материала (картотеки): Картотека задач – шуток, головоломок, заданий на сообразительность, ребусов, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров и др.; Картотека математических загадок; Картотека математических пословиц и поговорок; Картотека математических считалок; Картотека задач в стихах; Картотека стихотворений, сказок о цифрах, числах и других математических понятиях; Лабиринты, головоломки; Другие картотеки. | за каждую картотеку 2 балла | | |
4. Наличие в группе оригинально оформленного уголка занимательной математики с интересным названием, где систематизирован и доступен для детей весь указанный материал. | наличие | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
5. Разнообразие дидактических игр математического характера (наличие д/игр по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др) Для детей 6- 7 лет Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм Объемный игры головоломки Рамки и вкладыши тематические Домино Игры с цифрами, монетами. Календарь, модель календаря. Шашки, шахматы Настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т.п.) | разнообразие, | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
6. Наличие развивающих, интеллектуальных, логико – математических игр, соответственно возрасту детей группы (кубики Никитина, Рамки – вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино, Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.) | разнообразие, | | |
достаточное количество д/игр, | | |
эстетичность оформления | | |
5.
Опросник для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас подумать над некоторыми вопросами
познавательного развития детей и ответить на них
Часто ли Ваш ребенок задает вопросы: почему? зачем? как? __________________
Проявляет ли ребенок интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать)? (подчеркните) Часто, иногда, очень редко.
Знакомы ли Вы с развивающими играми: блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, игры Никитиных, Танграм, домино, лото, шашки, шахматы? (подчеркните с какими).
Какие развивающие игры есть у вас дома? (подчеркните): блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, игры Никитиных, Танграм, домино, лото, шашки, шахматы, другие __________________________________________________________________
Как часто ребенок подолгу занимается познавательными играми? (подчеркните) Часто, иногда, очень редко
Как Вы считаете, какова основная цель познавательного развития* детей в детском саду:
а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;
б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;
в) подготовить детей к обучению школе;
г) развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.
В Вашей группе имеется наглядная информация по познавательному развитию детей? Насколько она полезна для Вас? (отметьте):
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;
в) информация есть, но крайне скудная;
г) я не обращаю на нее внимания;
д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.
Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме познавательного развития Вашего ребенка?(если да, то какая) _________________________________________ __________________________________________________________________________________
Спасибо за участие в опросе.
* Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Выводы по результатам анкетирования родителей
группы «_____________________»
| Количество ответивших в баллах | Количество ответивших в процентах |
Всего приняли участие в опросе: | | |
1 вопрос | ДА | | |
НЕТ | | |
2 вопрос | Часто | | |
иногда | | |
очень редко | | |
3 вопрос | блоки Дьеныша | | |
палочки Кюизенера | | |
игры Никитиных | | |
домино | | |
лото | | |
шашки, шахматы | | |
4 вопрос | блоки Дьеныша | | |
палочки Кюизенера | | |
игры Никитиных | | |
домино, лото | | |
шашки, шахматы | | |
Танграм | | |
5 вопрос | Часто | | |
иногда | | |
очень редко | | |
6 вопрос | а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры; | | |
б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени; | | |
в) подготовить детей к обучению школе; | | |
г) развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти | | |
7 вопрос | а) информации нет | | |
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее внимание | | |
в) информация есть, но крайне скудная; | | |
г) я не обращаю на нее внимания; | | |
д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня; | | |
е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное; | | |
ж) наглядная информация интересна и полезна для меня | | |
8 вопрос | Какая помощь от педагогов Вам требуется (если да, то какая) | |
Выводы по результатам анкетирования родителей
| Количество ответивших в баллах | Количество ответивших в процентах |
Всего приняли участие в опросе: | | |
1 вопрос | ДА | | |
НЕТ | | |
2 вопрос | Часто | | |
иногда | | |
очень редко | | |
3 вопрос | блоки Дьеныша | | |
палочки Кюизенера | | |
игры Никитиных | | |
домино | | |
лото | | |
шашки, шахматы | | |
4 вопрос | блоки Дьеныша | | |
палочки Кюизенера | | |
игры Никитиных | | |
домино, лото | | |
шашки, шахматы | | |
Танграм | | |
5 вопрос | Часто | | |
иногда | | |
очень редко | | |
6 вопрос | а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры; | | |
б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени; | | |
в) подготовить детей к обучению школе; | | |
г) развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти | | |
7 вопрос | а) информации нет | | |
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее внимание | | |
в) информация есть, но крайне скудная; | | |
г) я не обращаю на нее внимания; | | |
д) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня; | | |
е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное; | | |
ж) наглядная информация интересна и полезна для меня | | |
8 вопрос | Какая помощь от педагогов Вам требуется (если да, то какая) | |