Практическая работа: " Правописание
и – е в корнях с чередованием"
Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, выделите корни с чередованием
и-е, подчеркните орфограммы Соб_ру ко_екцию, сп_шу на работу, зап_-вать водой, пост_лить простыню, раст_реть в порош_к, бл_стеть на со_нце, выб_раю ка_ету, выт_реть п_тно, изб_рательная к_мпания, бл_стящий ответ, ум_рать от нет_рпения, прим_рять к_стюм, прим_рить поссорившихся друзей, соб_ратель марок, зап_вать песню, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем, посв_тить стихи маме, разв_вать память, разв_ваться на ветру, быть ст_рожилом, ст_рожить дачу, ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_-реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву.
2. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор
Соб_раться на экзамен, заж_гательный танец, бл_стеть на солнце, зам_реть от страха, расст_лающийся вокруг, ст_реть написанное, разж_гать страсти, раст_раться полотенцем, зап_реть дом, выж_гать рисунок, бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать на замок, расст_лить скатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты, налоговый выч_т, приб_рать комнату, отп_реть окна, соб_ру урожай, выб_рать тему, изб_рательная к_мпания, бл_снуть умом, изб_рком.
Прот_рать, пост_лить, отб_рать, выч_тание, ум_реть, отд_рёшь, обж_гал, бл_стает, прост_рается, прин_мал, нач_л, прокл_нал, разм_нать, сж_мать, пон_мать, бл_стательный, бл_стящий, обж_гание, проб_раться, расст_лить, расст_латься, соч_тать.
3. Выполните задания
1) Допишите слово, добавив к нему корень -бир-//-бер- и приставку (постарайтесь использовать разные приставки).
________ут депутата, __________ать текст, __________рёт нужный материал, _________у воды, __________ательный образ, ___________ете ягод, _________ать за собой, __________ешь песка.
2) Допишите глаголы, добавив к нему корень -бир-//-бер-, суффиксы и окончания.
При_______ в гостиной, при___________ в кухне_, на__________ вес, от_______ материал, от_______ из предложенного, вы_______ книгу.
4. Перепишите, исправляя ошибки
1. Смелый умерает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстилил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утерает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дирутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и набирешься.
5. Составь памятку на тему "Как правильно вести себя за столом", используя корни с чередование и-е
6. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы, схематично объясните свой выбор. Выполнить синтаксический разбор 5 и предложений
1.Зарница начинала ярко бл..стеть на востоке.
2.Перед домом расст..лался густо-зеленый луг…
3.Взошла заря, бл...стает бледный день.
4.Я давно не читывал и худо разб..раю, а тут уж разб..ру…
5.Сквозь волнистые туманы проб..рается луна
6.Голос его зам..рал и дрожал от страха.