Урок-беседа о правилах поведения на уроке
Учитель: Ершова Ирина Васильевна
Краткая аннотация.
Я работаю учителем в школе-интернате. Это зачастую дети социально не адаптированные, не приученные к порядку, имеющие проблемы в поведении. Поэтому работу с ними я начинаю, не вдруг приступая к изучению материала, а сначала мы договариваемся с ними о нашем взаимодействии, о том, какие существуют взаимные правила и порядки и о том, как мы их будем соблюдать.
Эти правила всегда перед глазами и в случае их нарушения, всегда есть возможность указать на правило, которое мы договорились не нарушать. В свою очередь я прошу ребят и для меня составить список правил (чтоб все было по-честному!), которые так же, обсудив, договариваюсь выполнять.
Это правила такие, например, как
не задерживать ребят после звонка (при условии, что они соблюли свое правило не опаздывать),
не задавать домашних заданий на выходные,
приводить аргументацию выставляемой оценки,
не объявлять на весь класс фамилии тех ребят, которые получили негативную оценку, а называть только тех, кто справился успешно
Так я приучаю детей к порядку, ведь без этого не будет и успеваемости.
ИТАК,
Правила поведения на уроке
1. Целеполагание.
1.1 Мнения
Почему важно соблюдать дисциплину на уроке? Мнения. Каким был бы урок, если б правил поведения не существовало?

1.2 Пример
Перед вами фрагмент некоторой телепередачи.
видеоролик
Как ведут себя люди?
Красиво ли смотрится такое поведение участников?
Понятно ли, о чем хочет сказать каждый?
Слышат ли они друг друга?
Слышат ли их зрители?
Урок – ведь это тоже передача. Она не транслируется на телевидении, у нее меньше зрителей, но это все равно передача знаний, передача информации. Представьте, если бы урок был похож на такую передачу, если бы все стали говорить, кто что хочет и когда хочет, вставать со своих мест, подходить к кому-то другому. Могли бы вы научится чему-то на таком уроке?
Вот для чего нужны правила поведения на уроке. Они приучают нас к порядку, к уважению друг друга, особенно когда вокруг много людей, которые собрались, будучи объединены одной общей целью.
3. Актуальность темы в повседневной жизни.
Но школа, как мы знаем, учит нас не только поведению в самой школе, но и в жизни. Скажите, а где в жизни нам могут пригодиться такие же правила порядка, которые мы приучаемся соблюдать на уроке?

В театре, в кинозале, на конференции, на совещании
Перейдем к рассмотрению самих правил. Рассмотрим каждое правило и обсудим, для чего оно создано. Иначе говоря, что будет, если бы этого правила не существовало.
Начало урока.
Итак, «Прозвенел уже звонок – начинается урок»!

Мультфрагмент. Обсуждаем, как положено начинать урок. Когда надо войти в класс? Что сделать, подойдя к своему рабочему месту. Как вести себя со звонком.
Как стоит входить в класс, если ты все-таки опоздал на урок?
Тестовое задание
Три видео:
Войти, по пути приветствуя за руки товарищей, затем, подойдя к своему месту начать с грохотом доставать вещи из сумки, наконец, усевшись, облегченно вздохнуть и, перебивая учителя, спросить: «а какая сегодня тема?»
Войти, жуя, объясняя по пути с полным ртом: «А меня в столовой задержали»
Войти в класс, не привлекая внимания к своему опозданию и, тихонько приготовившись, приступить к занятиям
Обсудить, что неправильно делал ученик в каждом из неподходящих вариантов.
Как правильно сидеть на уроке

Где правильная, а где неправильная посадка?
В результате неправильной посадки вы наносите вред здоровью. Вот две основных ошибки при посадке.

Таким формируется позвоночник при сгорбленной посадке. В результате образуется кифоз, что проще можно назвать как сутулость.

А в результате перекошенной посадки образуется сколиоз. Это искривление позвоночника вбок. Посмотрите на этот рентген-снимок. И это снимок позвоночника подростка, который стоит прямо!

Поведение на уроке
Разрешается – не разрешается
Распределите эти картинки на две категории: «так правильно» и «так неправильно». Что нельзя делать на уроке из того, что вы выбрали как неправильное.


Правило о замечаниях.
Замечания на уроке ученикам класса делает только учитель. Почему не стоит «помогать» учителю делать кому-то замечания?
Что бывает от такой помощи, очень хорошо видно из стихотворения Бориса Заходера «Барбосы».

Тест
Соотнесите, в каком из общественных мест какие правила поведения уместны:
Войдя, громко поздороваться с присутствующими
Пауза – время для аплодисментов
Перед тем, как что-то сказать, надо поднять руку
Можно встать с выбранного места, пройти и занять более удобное
В театре
На уроке
В застольной кампании
В транспорте
Окончание урока
Какой вариант поведения при звонке с урока является наиболее правильным?
Три видео:
Звонок. Все вскакивают с мест и, подняв руки, дружно кричат: «Ура!»
Звонок. Все вскакивают с мест и, не дождавшись окончания последних слов учителя, выскакивают за дверь
Звонок. После этого - голос учителя: «Урок окончен. До свидания». После этого все встают и, уходя, говорят: «До свидания».
Резюме. Формулируем правила
Урок – это процесс взаимодействия сразу многих человек, поэтому следует соблюдать свод правил, обеспечивающий интересы всех сторон
На урок следует приходить до его начала так, чтобы успеть приготовиться к уроку
Если ты все-таки задержался на урок, следует войти тихо, не мешая начатой работе и не привлекая внимание к своему опозданию. Доставать вещи из сумки при этом надо только сидя.
Сидеть на уроке следует, соблюдая правильную посадку, заботясь о своем здоровье
На уроке надо выполнять распоряжения учителя, который координирует общую работу
Не разрешается раскачиваться на стуле, вертеться по сторонам, самовольно вставать с места, заниматься посторонними предметами, разговорами или играми, устраивать шум.
Надо соблюдать культуру и эстетику своего рабочего места, уважать интересы других людей, потому нельзя портить школьные принадлежности, школьную мебель, устраивать мусор в кабинете
Покинуть класс во время урока можно в случае крайней необходимости и только с разрешения учителя.
Вопросы следует задавать, не перебивая ни учителя, ни товарища, а дождавшись удобного момента.
Во время урока не следует задавать вопросы на отвлеченные темы, это можно будет сделать на перемене.
Не следует во время урока вслух делать замечания своим товарищам, этим вы не помогаете, а мешаете работе учителя.
По окончании урока не следует сразу же со звонком, не дожидаясь окончания последней фразы учителя, вскакивать со своего места или устраивать шум. Это невежливо, дождитесь, пока вас отпустит учитель.
Подведение итогов и задание на размышление дома.
А может, мы не все правила перечислили? Возможно, вам придет в голову что-нибудь еще важное, что мы упустили. Подумайте над этим дома, и в следующий раз мы с интересом выслушаем ваши новые предложения и дополним из них список.
И это еще не все. Вашим домашним задание будет придумать также правила для учителя. Ведь учитель тоже должен уважать своих учеников! Подумайте и запишите, а какие это могут быть правила. А на следующем занятии мы их обсудим и составим список правил для учителя.