Русский язык (4 класс).
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода».
Учебно-познавательная задача: правописание окончаний имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
Оборудование : толковые словари; компьютер; мультимедийный проектор; экран (или интерактивная доска); презентация, музыкальный фрагмент «Голоса птиц»; карточки для словарно-орфографической работы; карточки со словосочетаниями.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания и постановка учебно-познавательной задачи
- Прочитайте словосочетания, чётко выделяя окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных.
Работа по цепочке.
Читали о смелой девочке, катались с высокой горы, подъехали к новой школе, спросила у старшей сестры, сделали из красной тонкой бумаги, рассказал о весёлой спортивной игре, написали про интересную встречу, приехали из соседней деревни, говорили о книжной выставке. Любовались берёзовой рощей, вошли в огромную тёмную пещеру.
В каких падежах окончание прилагательных одинаковое? (В родительном, дательном, творительном, предложном.)
В каком роде стоят эти прилагательные?
На какой вопрос отвечают?
Какое имеют окончание?
Н
а доске:
Р.п. ж.р.
Д.п. Какой?
Т.п. -ой, -ей
П.п.
-Сформулируйте тему нашего урока и учебно-познавательную задачу.
3. Работа по теме урока
1.Работа в тетради.
-Сядьте правильно. Запишите число, классная работа.
2.Музыкальный фрагмент.
- Послушайте внимательно, попробуйте угадать, голоса каких птиц услышите.
а) Упражнение «Что за птица?»
- А теперь попробуйте угадать, какую птицу я видела вчера у своего окошка.
По стеклу кто-то постучал….. Я подошла к окну и увидела маленькую птичку с чёрной шапочкой на голове. По её жёлтой грудке протянулась чёрная полоса. Шустрая птичка из узкой щели вытащила жучка и улетела.
- Так что за птичку я увидела у окна? Как догадались?
- Я зачитаю текст ещё раз, а вы запишите словосочетания (существительное + прилагательное) женского рода, определите падеж.
(Двое - на закрытой доске.)
- Какие словосочетания вы записали?
- Как определяли падеж?
- Как проверить правописание окончаний имён прилагательных?
4. Физкультминутка
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
- Летите в свои группы и выполняйте следующее задание.
5. Словарно-орфографическая работа. (Работа в группах.)
а) Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру или букву. Ответ обоснуйте.
ЛЕГКО - Г, ГРУДКА - Д, ГОЛОВКА - ? (В слове - ЛЕГКО парная со гласная Г, в слове ГРУДКА — парная согласная Д, в слове ГОЛОВКА - В.)
ЖЁЛТАЯ - Ё, ЧЁРНАЯ - ?, ТЯЖЁЛАЯ - Ё. (В словах ЖЁЛТАЯ, ТЯЖЁЛАЯ — после шипящих под ударением пишется гласная Ё, значит, в слове ЧЁРНАЯ - тоже буква Ё.)
ПРИЛЕТАЕТ - Е, ПОМОГИ - О, НАКОРМИ - ? (В слове ПРИЛЕТАЕТ проверяемая безударная гласная Е в корне, в слове ПОМОГИ - О, в слове НАКОРМИ - О.)
НАВЕЩАТЬ - А, ПОСТУКИВАТЬ - О, ОТБЛАГОДАРИТ - ? (В слове НАВЕЩАТЬ в приставке гласная А, в слове ПОСТУКИВАТЬ – гласная О, в слове ОТБЛАГОДАРИТ - в приставке гласная О.)
УЗНАТЬ - ?, ЖИЛЬЮ - 5, ПОМОЩЬ - 5. (В слове ЖИЛЬЮ - 5 звуков, в слове ПОМОЩЬ - 5 звуков, в слове УЗНАТЬ - 5 звуков.)
ТРУДНО - 2, ОКОШКО - 3, ОТБЛАГОДАРИТ - ? (В слове ТРУДНО 2 гласных, в слове ОКОШКО 3 гласных, ОТБЛАГОДАРИТ - 5 гласных.)
Проверка задания, словарная работа над словами «Навещать», «отблагодарит».
Составьте предложения или текст, используя эти слова. (рис. «Кормушка»)
(Беседа об охране животных)
б) Работа по учебнику. А теперь давайте посмотрим, какой текст, используя эти же слова, составил А.Барков
Упражнение 318, стр. 21
- Как отблагодарит тебя синица?
Домашнее задание с. 22 упр.319
Найдите имена прилагательные в упр.318, определите падеж, назовите окончания, докажите правильность написания.
Укажите падеж прилагательных. (Жёлтой — в Д. п., чёрной - вД.п., глубоким - в Т.п., маленькой - в Д.п., острым - в Т.п., весёлой - в Т.п.)
Выполните звуко-буквенный анализ слова ДРУЖИТЬ.
Дружить - 2 слога,
Д [д] – согласный, звонкий, твёрдый.
Р [р] – согласный,, звонкий, твёрдый.
У [у] - гласный, безударный.
Ж [ж] – согласный, звонкий, твёрдый..
И [ы] – гласный, ударный..
Т [ т`] – согласный , глухой,
Ь-
7
б., 6 зв.
- Выполните разбор прилагательного ОСТРЫМ и существительного
КЛЮВОМ.
/. Острым - прилаг.(каким?) 1. Клювом - сущ. (чем?)
Н.ф. - острый. 2. Н.ф. - клюв.
В м.р. 3. м.р., 2 скл.
В Т.п., ед.ч. 4. В Т.п., ед.ч.
Вт. чл. 5. Вт. чл.
6. Итог урока
-Как определить падеж имени прилагательного?
- Как проверить правописание окончания имени прилагательного?
- Какое окончание у прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах?
Вставьте окончание имён прилагательных. Докажите.
БЕСПЕЧН…(УЮ) КУКУШКУ, ШУСТР…(ОЙ) СИНИЧКИ, О ПУГЛИВ…(ОЙ) ПЕНОЧКЕ, ЗАБОТЛИВ…(ОЙ) ЛАСТОЧКОЙ, СЕРЕБРИСТ…(ОЙ) ЧАЙКЕ, ГОЛУБ…(АЯ) СОЙКА. О ГОЛОДН..(ОЙ) ВОРОНЕ. МОЛОД…(ОЙ) СОЙКИ. (В.п., Р.п., П.п., Т.п., Д.п., И.п., П.п., Р.п