СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание Не с именами существительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Правописание Не с именами существительными»

Аннотация к уроку

Тема урока: Правописание Не с именами существительными

Класс: 6

Предмет: русский язык и литература

Автор: Будолеева Анастасия Анатольевна

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма урока: урок-исследование

Предметно-информационная составляющая: понятие имени существительного, морфологические признаки имени существительного

Цель: формирование умения учащихся слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; различать НЕ как часть корня, приставку, частицу.

Задачи:

Предметные:

- использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного НЕ с именами существительными

Метапредметные:

П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания НЕ с именами существительными;

Р.: развитие речи, совершенствовать умственную деятельность (анализ, способность сопоставлять, делать выводы), применять полученные знания на письме; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

К.: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; поддерживать на уроке атмосферу взаимопомощи между учителем и учениками;

Л.: формировать устойчивую мотивацию к обучению, навыки анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

Оборудование: мультимедийная презентация, смайлики, карточки для групп, рефлексивные карточки
















Ход урока


  1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел опять звонок,

Чтоб позвать нас на урок,

В мир открытий, знаний, света.


Вместе со звонком я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. Надеюсь, что это путешествие будет удачным и интересным.

На смайликах нарисуйте выражение, которое соответствует вашему настроению.


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1.Составление кластера

- Какую часть речи мы с вами изучаем на последних уроках русского языка? (Имя существительное)

- Что обозначает имя существительное? (Предмет)

- Какие признаки имеет имя существительное? (Постоянные: род, склонение, одуш./неодуш., нариц./собств. и непостоянные: число, падеж).

- Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году? (Разноскл., несклон.,)

2. Игра «Кто зоркий»

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна…

(К.Г.Паустовский)

  • Прочитайте предложение.

  • Найдите орфограммы, которые «спрятались» в этом предложении.

  • Запишите предложение по памяти, затем проверьте себя.

  • Есть ли в этом предложении слова с НЕ?

  • Какое из них является именем существительным? (неясность) Докажите это.


  1. Выявление места и причины затруднения

  • Можете ли вы объяснить, почему существительное «неясность» пишется слитно?

  • Определите тему и задачи нашего урока (Правописание Не с именами существительными)

  • Что же мы должны решить в ней? (Когда Не пишется слитно, когда раздельно)


  1. Построение проекта выхода из затруднения

Работа в группах: ИНСТРУКТАЖ

Группа 1

  1. Игра «ЛОТО»

Работа в парах (каждая пара получает карточку со словами и фишками). По лексическому значению угадать слово, закрыть фишкой. Над существительным – фишкой с буквой «С».

  1. Относящийся невнимательно к своей работе (НЕБРЕЖНЫЙ).

  2. Почувствовать неприязнь, нерасположение к кому-нибудь, чему-нибудь (НЕВЗЛЮБИТЬ).

  3. Не очень много, в некоторой степени, слегка (НЕМНОЖКО).

  4. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (НЕБЫЛИЦА).

  5. Неизвестный человек (НЕЗНАКОМЕЦ).

  6. Оставшийся неповреждённым (НЕВРЕДИМЫЙ).

  7. Неаккуратный человек (НЕРЯХА).

  8. Подвижный, шумливый, который никак не может успокоиться (НЕУГОМОННЫЙ).

  9. Грубый, невоспитанный человек (НЕВЕЖА).

  10. Малообразованный человек, а также несведущий в какой-нибудь области (НЕВЕЖДА).

  11. Растение с мелкими голубыми цветками (НЕЗАБУДКА)

  12. Горе, несчастье (НЕВЗГОДА).

  13. Неожиданный, случайный; гость, например (НЕЖДАННО-НЕГАДАННО).

  14. Непривлекательный с виду, некрасивый (НЕВЗРАЧНЫЙ).

  15. Находиться в недоумении (НЕДОУМЕВАТЬ).

  16. Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек (НЕДОТРОГА).



НЕБРЕЖНЫЙ



НЕВЗЛЮБИТЬ


НЕВЕЖА


НЕМНОЖКО

НЕЖДАННО-

-НЕГАДАННО



НЕБЫЛИЦА


НЕУГОМОННЫЙ


НЕЗНАКОМЕЦ


НЕВЕЖДА



НЕВЗРАЧНЫЙ


НЕВЗГОДА


НЕРЯХА


НЕДОТРОГА



НЕЗАБУДКА


НЕДОУМЕВАТЬ


НЕВРЕДИМЫЙ


Ответить на вопросы:

  • Что объединяет слова в ваших карточках? (НЕ) Как написано Не с этими словами? Найдите все существительные . Подумайте почему Не в этих сущ. написано слитно? Запишите их в тетрадь. Сделайте вывод.




Группа 2

  1. Лексическая работа (Выполняется письменно в тетради)

Задание: К данным существительным записать новые слова с приставкой НЕ, а к ним подобрать синонимы.


О б р а з е ц: друг – недруг (враг)


  1. Счастье – несчастье (горе.)

  2. Внимательность – невнимательность (рассеянность).

  3. Воля – неволя (рабство).

  4. Погода – непогода (слякоть).

  5. Противник – неприятель (враг).

  6. Правда – неправда (ложь).

  7. Уверенность – неуверенность (сомнение).


- Сделайте вывод, когда ещё НЕ пишется слитно?


Группа 3

  1. Работа в парах Игра «Собери пословицы»

Задание: найти половинки пословицы, собрать пословицы и записать в тетрадь (работа в группах)

1). (Не) работа сушит, а забота.

2). (Не) печь кормит, а руки.

3). Глупость (не) порок, а беда.

4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит.


ВЫВОД:

- Как нужно писать НЕ с существительными в этих пословицах?

- Когда НЕ - пишется раздельно?

- Объясните смысл пословиц.


Общий вывод: Завершив работу в группах, трое из учащихся перемещаются в другие группы, а командир рассказывает, на примере своего задания, о выводах, к которым они пришли. Формулируют правила «Правописание НЕ с именами существительными»


  1. Реализация построенного проекта

Составление алгоритма:

  1. Определить часть речи

  2. Определить, употребляется ли существительное без «НЕ»

  3. Если не употребляется, то слитно

  4. Если употребляется, то проверить есть противопоставление с союзом А, то пиши раздельно

  5. Если нет, заменить синонимом без НЕ, употребляется - пиши слитно

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  1. Игра «Веселые загадки» (проверка в парах)

Задание: отгадайте загадки и запишите ответы, объясняя их правописание, используя изученные правила

1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)

2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться, 
Нравится гулять мне, нравится лениться. (Незнайка)

3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер, тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… (Непогода)

4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету, 
Небо синее как будто,
Называюсь … (Незабудка)

2) Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье.

Замените слова с не синонимами без не, подобрав их из слов для справок.

Слова для справок: рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.

Вывод: не пишется раздельно, если есть противопоставление; слитно, если можно подобрать синоним и неупотреб.без не


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание: выписать существительные, которые должны быть записаны с «НЕ». Проверить себя (самопроверка по эталону)

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла надолго НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.


Ответ: недоумением, нелепое, неразбериха, на невзрачной, незабудки, ненастная, несчастная, неуклюже, непролазные, неряха, неряхой, несуразный недотепа и невежа, Несмеяна.


  1. Включение в систему знаний и повторение

Синтаксическая пятиминутка. «Составь предложение». (Работа в группах на месте)

1) из предложения: Вдоль дорожки мы собирали незабудки выписать существительное-дополнение, поставив его в форме им. пад. мн. ч.;

2) из предложения: В саду цветут астры выписать сказуемое, выраженное глаголом, поставив его в форме прошедшего времени мн ч.;

3) из предложения: Ещё в полях белеет снег (Ф.Тютчев) выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме предл. пад. ед.ч. с предлогом в;

4) из предложения: Лось вышел на опушку и заревел выписать обстоятельство места, поставив существительное в форме ед.ч., предл.пад. с предлогом на;

5) из предложения: Роняет лес багряный свой убор (А.С.Пушкин) выписать подлежащее, выраженное существительным, поставив его в форме род.пад.ед.ч..

Должно получиться: Незабудки цвели в поле и на опушке леса.

- Объяснить правописание существительного незабудки

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Что новое узнали на уроке?

  • Как пишется НЕ с существительными?

  • От чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с существительными?

  • Какую часть орфограммы мы сегодня изучали?



  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Параграф 81, учить правила.

По выбору:

  1. Стр.53, упр.135 (устно), 133-записать предложения, раскрывая скобки и объясняя выбор написаний Не с существительными.

  2. Выписать из художественной литературы существительные с «НЕ», объяснить выбор написаний.