Тема: Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов
Основные цели:
Предметные: формирование умения осуществлять выбор буквы, обозначающей безударный гласный звук в личных окончаниях глаголов, действуя по алгоритму определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием; закрепление знаний о глаголе как части речи; развитие умения образовывать неопределённую форму глаголов совершенного и несовершенного вида; определять спряжение по окончанию (в случаях, когда гласная буква в личном окончании известна и записана) глаголов, не являющихся ни исключениями, ни разноспрягаемыми; закрепление навыка выбора буквы безударного гласного в корне слова, в окончаниях имён существительных и имён прилагательных; развитие речи через упражнение в подборе подходящих по смыслу слов в предложении.
Метапредметные: развитие логических операций анализа, сравнения, классификации и обобщения, умения осуществлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, умения формулировать проблему, умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, развитие умений строить рассуждение, умения формулировать и аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации, составлять алгоритм действий, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Личностные: развитие способности к самоопределению, через процесс смыслообразования, создания условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Звучат голоса птиц в записи.
-Пришла весна. У нас ещё лежит снег, а перелётные птицы уже собираются в свой нелёгкий путь на родину, туда, где они впервые увидели солнце.
-Какая птица прилетает к нам самой первой? (Грач.) Изображение.
-Перед вами пословица. Договорите её. " Птица сильна крылом, а..."
(Птица сильна крылом, а человек умом.)
-Как вы её понимаете?
(Птице для того, чтобы выжить, нужны сильные крылья, а человеку помогает ум.)
- А вы хотите развивать свой ум? (Да)
- Как вам в этом помогут уроки русского языка? Например, зачем вы изучаете так много разных правил? ( Чтобы научиться выражать свои мысли и правильно писать).
- Подумайте, достаточно ли вам знаний и умений, чтобы писать без ошибок? ( Скорее всего нет).
-Вы хотите приобрести ещё одно умение?( Да.)
- Тогда в путь!
- С чего начнём? (Сначала повторим самое необходимое, то, что поможет открыть новое)
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Послушайте предложение:
Скворец с . дит на берёзов .. веточк . и п . ёт св . ю весёл .. песню.
-Возьмите карточку, на которой записано это предложение. Она жёлтого цвета.
- Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор. Обозначьте орфограммы. (…)
- Какая орфограмма встретилась в словах? ( Безударная гласная)
-Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова с безударной гласной?
По какому признаку? В каких частях слова встретилась безударная гласная?
(В одних словах – в корне, в других – в окончании.)
- Какими способами выбора безударной гласной вы пользовались? (…)
( на доске фиксируются эталоны (опорные схемы) способов проверки безударной гласной в корне, в окончании существительного, в окончании прилагательного)
- А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Глагол)
- Что вы знаете о глаголах? Расскажите по плану:
Глагол – это…
Обозначает…
Отвечает…
Н.ф. –
Имеет постоянные признаки…
Изменяется по…
- Назовите глаголы, которые встретились в данном предложении. ( Сидит и поёт)
-Выделите личное окончание у глаголов «сидит, поёт». Определите спряжение.
(Сидит, окончание -ит, II спряжение; поёт, окончание -ёт, I спряжение).
- Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам предлагаю.
- Хотите больше узнать о скворце? Возьмите розовую карточку. Прочитайте текст, выпишите из каждого предложения глаголы в два столбика:
1спр. 2спр.
«Скворец имеет короткий хвост и красивое чёрное оперение. Во время пения он подражает голосам других птиц. Эта птица приносит огромную пользу. Скворец уничтожает различных вредных насекомых. Поэтому человек любит этих птичек и строит для них скворечники».
[ Дети рассуждают, выписывают, выделяют окончания. У доски работают 2-3 человека по очереди, остальные работают индивидуально на карточках с заданием. ]
( 1спр. 2спр.
имеет приносит
подражает любит
уничтожает строит)
- Образуйте н.ф. каждого глагола, выделите глагольные суффиксы.
( 1спр. 2спр.
имеет - иметь приносит -приносить
подражает - подражать любит - любить
уничтожает - уничтожать строит – строить)
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
Давайте ещё раз вспомним, что мы повторили:
- Как проверить безударную гласную в корне (…),
-В окончании прилагательного (…), в окончании глагола(…)
- Как определить спряжение глаголов?
- Какие глагольные суффиксы вы знаете?
-Вам предлагается задание для пробного действия. На карточке записана известная пословица. Прочитайте её и самостоятельно вставьте безударные гласные:
Ранн.. птичка н.сок прочища.т, а поздн.. глазки продира.т.
Проверим что у вас получилось.
(В слове «ранняя» окончание «яя».)
У кого другой вариант?
( В слове «носок» безударная гласная «о»)
У кого другой вариант?
(В слове «прочищает» безударная гласная «е»)
У кого другой вариант? ( «и»)
[Комментарий. Скорее всего, ошибок не будет, вариант будет предложен один и правильный. Ниже предлагается два варианта развития ситуации. ]
I вариант.
- Какое задание выполняли? (Вставляли безударные гласные)
-Чем пользовались? (Правилом.)
- В каких словах у нас получились разные варианты?
- Почему так получилось? В чём ваше затруднение?
Чем эти слова отличаются от других?
(Это - глаголы. Безударная гласная встретилась в личном окончании глаголов. А мы не знаем такого правила)
- вариант.
- I спр. На вопрос «Как ты определил спряжение, если гласная в окончании не записана?» , ответ не последовал.) Тогда переход к следующему этапу будет такой:]
III Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Нужно было вставить пропущенные безударные гласные)
- Какие правила выбора безударной гласной вам известны? (В корне, в окончании существительного, в окончании прилагательного.) [Комментарий. Внимание детей обращается на эталоны (опорные схемы).]
- Почему вы не смогли воспользоваться ими для слов «прочищает», «протирает»? (Так как это другая часть речи - это глагол).
- Назовите место вашего затруднения. ( Мы не смогли объяснить написание безударных гласных в окончании глагола)
- В чём причина вашего затруднения? (Мы не знаем, как определить безударные гласные в окончании глагола).
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Так какую цель мы поставим перед собой на уроке?
(Научиться писать безударные гласные в окончаниях глаголов)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.(…)
- Ещё раз уточним тему.[ Комментарий. На доске открывается тема урока: «Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов»]
- Какова же цель нашего урока?
(Научиться правильно писать безударные гласные в окончаниях глаголов)
- Ваши следующие шаги? (Составим план действий. )
- Какими средствами предлагаете воспользоваться? (Надо построить алгоритм. Сначала используем знания о глаголе, воспользуемся приемами: наблюдения, сравнения, обобщения, потом сделаем вывод, может помочь алгоритм определения спряжения глаголов с ударным окончанием).
- Реализация построенного проекта.
- Что вы знаете о гласных в личных окончаниях глаголов? (Мы знаем, что у глаголов I спряжения в личных окончаниях пишется гласная –е, а в 3-ем лице мн. ч. –у или -ю, а во II спряжении пишется гласная –и, а в 3-ем лице мн. ч. –а или-я.)
- Значит, если бы вы знали, к какому спряжению относятся эти глаголы, вы смогли бы объяснить какую гласную нужно писать? (Да, значит, нам надо найти способ как определить спряжение глагола не по окончанию).
- Вспомните, в каком задании вы определяли спряжения глаголов. (Когда из текста выписывали глаголы в два столбика, определяя спряжение) Какое ещё задание вы выполнили с этими глаголами? (Поставили их в неопределённую форму).
-Вернёмся к нашим глаголам.
-Образуем неопределённую форму, найдём глагольный суффикс.
(прочищать, -а-;продирать,-а-)
Понаблюдайте и сравните н.ф.глаголов I-го спр., II спр. Что вы замечаете?
(В 1 спр. глагольные суффиксы –а-,-е-. Во II спр. –и-.)
- А у наших глаголов ? (-а-)
- Так в какой же столбик их запишем? (В 1-ый)
–Тогда какое спряжение у этих глаголов? (Первое)
- Какая гласная в окончании глаголов 1 спряжения?(е)
-Что нам помогло определить спряжение наших глаголов? (н.ф. ,гл.суф.)
Попробуйте сделать вывод. ( Можно предположить, что глаголы II спряжения в неопределённой форме имеют глагольный суффикс -и-, а у глаголов I спряжения в неопределённой форме другой глагольный суффикс).
-Попробуем составить алгоритм.
- Какой первый шаг алгоритма?
1.Что мы сделали? (Поставили в неопределённую форму)
2.- Что дальше? (Выделили глагольный суффикс)
3.- Как рассуждать дальше?
( Если не –и-, то 1спр., если- и-, то II спр.)
Попробуйте составить шаги алгоритма «Как определить спряжение глаголов с безударным окончанием».
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2.Посмотри какой глагольный суффикс.
3. Если "И", то это глагол II спряжения, пишу гласную И в окончании; а если не "И", то I спряжения, пишу Е.
-Что нужно сделать, чтобы проверить верно ли мы составили алгоритм? (Можно проверить по учебнику)
- Откройте стр… .Прочитайте правило. (Всё правильно, только в правиле указываются не суффиксы, а как оканчивается глагол) [Комментарий: в разных учебниках правило может отличаться. В учебнике Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О. В.формулировка правила совпадает с первым вариантом составленного алгоритма и внесения изменений не потребовалось. В других случаях можно внести уточнения:]
- Стоит ли внести уточнения в наш алгоритм? (Внесём)
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
2.Посмотри какой глагольный суффикс.
3. Если глагол оканчивается на "ИТЬ", то это глагол II спряжения, пишу гласную И в окончании; а если не на "ИТЬ", то I спряжения, пишу Е.
- Сумели ли вы справиться с затруднением? Молодцы!
Физкультминутка.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Какой следующий шаг нашей работы?
(Потренироваться в правописании безударных гласных в личных окончаниях глаголов)
- Возьмите зелёную карточку. Перед вами текст о жаворонке. Прочитайте. Вставьте пропущенные гласные.
-Первое предложение разберём вместе, а с оставшимися поработаете в парах.
Жаворонок жив . т в поле. Он устраива . т себе гнездо прямо в траве. Эту птицу не встрет . шь в лесу. Основное питание составля . т растительная пища. А насекомых он наход . т прямо на земле.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Какой следующий этап урока? ( Выполнить самостоятельную работу. Надо проверить как мы научились писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов).
-Перед вами две загадки. Прочитайте. О какой птице идёт речь?
Задание для I варианта: Хочет – прямо полет.т.
Хочет в воздухе вис.т.
Камнем пада.т с высот
И в полях поёт, поёт.
(Жаворонок)
Задание для II варианта: Прилета.т к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Леп.т домик под окном
Из травы и глины.
(Ласточка)
-Проверим по образцу. Если совпало – ставите +, если не совпало - ?
- Поднимите руку. Кто не испытывал затруднения?
У кого только плюсы? Поставьте себе пять.
-Кто испытал затруднение? Почему? В чём причина?
VIII Включение в систему знаний и повторение.
-Давайте ещё раз вспомним, над какой темой мы сегодня работали? (…)
- Где нам могут пригодиться эти знания? (…)
- Я вам предлагаю самим рассказать ещё об одной птичке - ласточке. Подберите подходящие по смыслу слова и запишите предложения:
Ласточка … к нам в мае. Она … своё гнездо из глины под крышей дома. Эта птичка … насекомых прямо на лету. Есть примета: ласточка … низко у самой земли, … дождь.
- Кто хочет зачитать свой вариант? Не забудьте назвать окончание глагола и аргументировать свой выбор.
IX Рефлексия учебной деятельности.
-С какой новой орфограммой познакомились?
(Безударная гласная в личных окончания глаголов)
-Какая была тема урока? (..)
-Какая была цель? (Научиться…
-Как мы достигли цель.? ( Составили алгоритм)
-Проговорите ещё раз, как действовать при выборе гласной в безударном личном окончании глаголов.
- Каков результат вашей учебной деятельности? (Новый эталон.)
-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке.
«Лесенка успеха» (с критериями) :
4 ступень: я всё понял, не было ошибок, могу рассказать другим
3 ступень: я понял, но была 1 ошибка
2 ступень: я понял, но было 2 и более ошибки
1 ступень: я не понял, были ошибки
(Я поставил себя на 4 ступень, так как я всё понял и могу рассказать другим, в работе не было ошибок. Я поставил себя на 3 ступень, так как я все понял, но в работе была одна ошибка…)
- Что надо делать, чтобы лучше усвоить новый материал? (Поработать дома.)
-Те ребята, которые не испытывали трудностей на уроке дома выполнят упр.№.., если у вас еще возникали затруднения выполните упр.№….
-Спасибо за урок.
Используемая литература:
1. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л.Г. Петерсон.
2. Учебник «Русский язык» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О. В., 4 класс
Комментарии: сценарий урока может быть использован при работе с любым учебником по русскому языку для 4 класса
3.Петерсон Л.Г. Программа «Учусь учиться» по математике для I-IVклассов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения («Школа 2000…»). - М., 2007.
4.Петерсон Л.Г. Статья «Механизмы реализации новых государственных образовательных стандартов на основе дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…». Журнал «Начальная школа», № 11, 2008.