Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
397505, Воронежская обл., г. Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: [email protected]
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей от ____ августа 2021 года № _ ___________ Устименко Ю.А. подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______ Попова А. Н. подпись Ф.И.О. ___ августа 2021 года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы __________ Штельцер И.Е. № 105 от 25 .08.2021 г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Правополушарное рисование»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
2021-2022 учебный год
Учитель: Рыбалко Ирина Ивановна
Программа разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (www.fgosrccstr.ru) и -нормативных документов
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Бутурлиновская СОШ.
2021 год
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ»
Программа разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Бутурлиновская СОШ.
авторской программы Рыбалко И.И.
Актуальность
Во время правополушарного рисования у обучающих открывается самое главное - видение!
Обучающие смогут правым полушарием не только копировать, но и создавать свои шедевры. Правое полушарие синтезирует, дает множество вариантов как для картин, так и для решения задач в бизнесе и жизни.
Рисование в правополушарном режиме снимает психологическую усталость, убирает внутреннего критика, повышает уверенность в себе.
Обучающиеся разовьют креативную часть мозга. Начинают лучше учиться.
Метод скоростной и участник очень быстро обучается. Если человек никогда не брал кисточку в руки, уже после первого занятия он приносит картины, собственноручно написанные.
Программа имеет сильный оздоровительный эффект. Правополушарная методика очень хорошо погружает человека в процесс медитации, в состояние "здесь и сейчас". Полностью абстрагирует от внешних проблем человека, переключая внимание, снимает психологическое напряжение.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: развитие интереса к самостоятельной изобразительно-творческой деятельности, формирование художественного восприятия, образных представлений, воображения посредством правополушарного рисования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАВОПОЛУШАРНОЕ РИСОВАНИЕ»
Предметные результаты:
По окончанию курса обучения обучающиеся:
владеют основными навыками правополушарного рисования: умеют видеть, где кончается один предмет и начинается второй, умеют выделять пространство вокруг предмета, передавать перспективу и пропорции, видеть и передавать характеристики цвета, умение видеть целое и его части;
используют в одной работе разные изобразительные материалы; освоили цветоведение, умеют экспериментировать с красками;
самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков, способны свободно выражать свой замысел в творческой работе;
получают эстетическое удовольствие от процесса и результата
рисования;
уважительно относятся к работам товарищей, при этом,
способны объективно оценивать свою работу;
владеют достаточно широким общим кругозором;
имеют достаточно сформированные предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;
уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием;
Личностные результаты:
Обучающийся:
осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;
умеет делать нравственный выбор; способен к волевому усилию;
имеет развитую рефлексию;
имеет сформированную учебную мотивацию;
умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.
Метапредметные результаты:
Обучающийся:
умеет составлять план и определять последовательность действий; способен к волевому усилию;
владеет навыками самоконтроля.
понимает информацию, представленную изобразительной, схематичной, модельной форме.
умеет общаться и взаимодействовать с партнѐрами по совместной деятельности или обмену информацией;
учитывает разные точки зрения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
умеет работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы;
следует морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умеет сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения, проявлять активность в обсуждении вопросов.
Учебно-тематический план курса .
№ занятия | Тема | Количество часов |
| Вводное занятие. Все о правополушарном рисовании . | 1 |
| Упражнения для активации ПП. Создание фонов. Силуэтная картина. | 6 |
| Техники изображения цветов. | 6 |
| Пейзаж. Техники рисования травинок и деревьев. | 7 |
| Пейзаж. Техники изображения облаков, снега, водопада. | 6 |
| Пейзаж - теоретические основы. Изображение гор, отражение объектов в воде. | 7 |
| Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год. | 1 |
| Итого: | 34 |
Основное содержание тем курса:
Раздел 1. Вводное занятие. Все о правополушарном рисовании Теория. Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по правополушарному рисованию в текущем.
Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. Познакомить детей с выразительными возможностями нетрадиционной техники – правополушарного рисования.
Практическая работа. Свободный рисунок.
1.1. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.
Теория. Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования. Знакомство с необходимыми материалами. Свойства красок. Особенности гуаши. Свободный рисунок. Упражнять в работе с разными кистями,
гуашью. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета и самостоятельность. Воспитывать положительное отношение к рисованию
Практическая работа. Рисование по интуиции.
Раздел 2. Упражнения для активации ПП. Создание фонов. Силуэтная картина.
Упражнения для активации правого полушария.
Теория. Знакомство детей со способами активации правого полушария головного мозга. Развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, точного выполнения рисунка.
Практическая работа. Выполнение упражнений. Рисунок по собственному желанию.
Способы создания фона. Горизонтальный фон.
Теория. Выявление особенностей создания фонов в правополушарной живописи. Формировать умение создавать фон в горизонтальном направлении. Обучить детей рисовать несложные сюжеты. Закреплять умение передавать в рисунке красоту природы, дать элементарные понятия о законах линейной перспективы.
Практическая работа. Создание рисунка на горизонтальном фоне.
Диагональный фон.
Теория. Знакомство со способом создания диагональных фонов. Особенности создания фона, разбор ошибок выполнения. Упражнять в смешивание красок, вливание цвет в цвет. Развивать умение передавать свое видение картины. Отражение в рисунке своих представлений о природе.
Практическая работа. Создание рисунка на диагональном фоне.
Круговой фон.
Теория. Знакомство со способом создания круговых фонов. Особенности создания кругового фона, типичные ошибки. Умение передавать свое видение картины. Развитие творческих способностей.
Практическая работа. Создание рисунка на круговом фоне.
Фантазийный фон.
Теория. Знакомство с другими необычными способами создания фонов. Особенности и приемы выполнения. Формировать умение передавать характерные особенности цветов: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе.
Практическая работа. Изображение рисунка по своему задуманному фону.
Силуэтная картина.
Теория. Знакомство с понятием "силуэт". Формирование представления о силуэтных картинах. Создание силуэтной картины с помощью правополушарной живописи. Развитие зрительного внимания и памяти, зрительно - пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.
Практическая работа. Изображение рисунка с силуэтом.
Раздел 3. Техники изображения цветов.
Изображение сирени.
Теория. Знакомство с разными способами изображения цветов. Использование необычных материалов для изображения цветов. Расширение кругозора. Обучение изображению сирени и других цветов с помощью мятой бумаги.
Практическая работа. Рисование сирени.
Цветы в вазе.
Теория. Способствовать накоплению знаний о жанре живописи – натюрморте, дать представление о композиции. Показать роль цветового фона для натюрморта. Учить рисовать несложную композицию из трех- четырех предметов. Познакомить с понятие «блик», способами его рисования. Изучение способа изображения цветов с помощью ватных палочек.
Практическая работа. Рисование цветов в вазе.
Весенние цветы.
Теория. Создавать условия для отражения в рисунке своих впечатлений. Формировать умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу. Знакомить с формой, объемом, светом и тенью. Формировать навык работать в технике «тычок», жесткой кистью. Развивать художественное восприятие и творческое воображение. Изучение способа изображения цветов с помощью круглой кисти.
Практическая работа. Изображение весенних цветов. Ф
Клевер.
Теория. Способствовать формированию умения передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов. Развивать видение эстетической красоты в натюрморте. Воспитывать любовь к природе, желание передавать еѐ красоту в рисунке.
Практическая работа. Рисование клевера.
Летний букет. Ромашки.
Теория. Продолжать знакомить с формой, объемом, светотенью, продолжать знакомить со способом рисования «двойной мазок». Поддерживать
самостоятельность, уверенность, в поиске средств художественно-образной выразительности. Воспитывать художественный вкус.
Практическая работа. Изображение летнего букета или ромашки.
Необычный цветок.
Теория. Продолжать формировать умение детей передавать в рисунке
несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни, учить передавать контуры цветов и бабочек неотрывной линией. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.
Практическая работа. Рисование необычного цветка.
Раздел 4. Пейзаж. Техники рисования травинок и деревьев.
Пейзаж - камыши.
Теория. Продолжать формировать интерес к живописи. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить создавать сложный, поэтапный рисунок. Закрепить знания детей о теплых цветах и оттенках. Упражнять в смешивание красок на
палитре. Развивать чувство цвета.
Практическая работа. Рисование пейзажа - камыши.
Солнце и цветы.
Теория. Продолжать закреплять умение создавать фон гуашевыми красками в разных направлениях, используя разные кисти. Продолжать знакомить с
формой, объемом, светотенью, продолжать знакомить со способом рисования
– «двойной мазок». Поддерживать самостоятельность, уверенность, в поиске средств художественно-образной выразительности. Воспитывать
художественный вкус.
Практическая работа. Изображение солнца и цветов.
10 способов нарисовать дерево.
Теория. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Побуждать передавать свои эмоции в рисунке, развивать творческое воображение. Формировать умение передавать пропорции элементов в рисунке, создавать композицию, развивать пространственное мышление и самостоятельность в выполнении рисунка. Знакомство с разными способами изображения деревьев.
Практическая работа. Рисование деревьев.
Веточка дерева.
Теория. Продолжать учить детей создавать образы веток дерева, подбирая красивые цветосочетания, создавать фон, круговыми движениями.
Познакомить с техникой «двойной мазок». Формировать композиционные умения, умение подбирать цветовую гамму наиболее подходящую для
данного времени года. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, чувства, переживания.
Практическая работа. Рисование веточки дерева.
Зимнее дерево.
Теория. Знакомство с техникой изображения деревьев зимой. Развивать внимательность и последовательность определенных действий. Продолжать учить создавать фон круговыми движениями. Познакомить с техникой –
монотипией. Развивать пространственное мышление, глазомер, координацию движений. Предложить детям придумать сказочную историю своей картины. Практическая работа. Рисование зимнего дерева.
Елочки.
Теория. Ознакомление детей с различными способами рисования елочек. Создавать условия для отражения в рисунке представления о природе.
Продолжать учить рисовать несложные пейзажи. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Формировать умение создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти. Закреплять приемы рисования сухой кистью.
Практическая работа. Изображение елочки.
Зимний лес.
Теория. Анализ возможных ошибок во время рисования деревьев. Повторить особенности и нюансы изображения деревьев. Развивать творческие способности и воображение. Закреплять умение создавать фон. Способствовать освоению детьми техники изображения деревьев. Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаге. Развивать композиционные умения. Создание условий для воспитания смелости, художественной уверенности.
Практическая работа. Изображение зимнего леса.
Раздел 5. Пейзаж. Техники изображения облаков, снега, водопада.
Облака.
Теория. Знакомство со способами изображения облаков. Продолжать формировать умение детей передавать в рисунке несложный сюжет.
Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.
Практическая работа. Рисование облаков в разных техниках.
Пейзаж - летний день.
Теория. Закрепление знаний по способам изображения облаков. Рассмотреть типичные ошибки выполнения техник.
Практическая работа. Рисование пейзажа - летний день.
Техника "набрызг".
Теория. Изучение особенностей и возможностей техники "набрызг".
Проанализировать ошибки, которые могут возникнуть во время выполнения техники.
Практическая работа. Изображение рисунка с техникой "набрызг".
Космос.
Теория. Закреплять знания об освоении космоса. Продолжать обучать детей приему «набрызга», изображать планеты, небесные светила элементами пальчикового рисования. Учить выделять главное в композиции. Развивать внимание, память, художественно-творческие способности, свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к своей стране. Продолжать учить смешивать различные цвета красок прямо на листе бумаги, учить рисовать кометы, планеты пальцами, звезды в технике «набрызг».
Практическая работа. Рисование космоса.
Техника "сухая кисть".
Теория. Ознакомление с техникой выполнения. Выявление особенностей и вариантов применения техники "сухая кисть".
Практическая работа. Изображение рисунка с использованием техники.
Сирень в вазе.
Теория. Способствовать развитию умения создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти. Знакомить с формой, объемом,
светотенью, учить использовать прием активизирующий работу правого полушария «Видоискатель». Формировать навык видеть и переносить пропорции выбранного предмета. Продолжать знакомство с жанровым многообразием искусства. Показать особенности натюрморта.
Практическая работа. Изображение сирени в вазе.
Водопад.
Теория. Продолжать знакомить с техникой смешивания цветов, ориентируясь на свою интуицию. Учить использовать в одной работе несколько видов кистей. Познакомить с приемом рисования водопада;
Продолжать знакомить с техникой «набрызга» с помощью жесткой кисти. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть прекрасное. Развивать художественно-творческие способности: воображение, фантазию, чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к природе.
Практическая работа. Изображение водопада.
Море, волны.
Теория. Познакомить детей с морским пейзажем, побуждать передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей. Продолжать способствовать умение создавать фон. Вызвать интерес детей рисовать мятой бумагой морское дно. Закреплять навык рисования в технике «двойной мазок» и «набрызг». Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Практическая работа. Изображение моря, волн.
Тема 6. Пейзаж - теоретические основы. Изображение гор, отражение объектов в воде.
Основы пейзажа.
Теория. Знакомство с теоретическими основами создания пейзажа. Формировать умение создавать фон в горизонтальном направлении.
Продолжать учить детей рисовать несложные сюжеты. Закреплять умение
передавать в рисунке красоту природы, дать элементарные понятия о законах линейной и воздушной перспектив.
Практическая работа. Изображение пейзажа.
Одинокая гора.
Теория. Способствовать развитию умения создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти. Знакомить с формой, объемом,
светотенью, учить использовать прием активизирующий работу правого полушария «Видоискатель».
Практическая работа. Рисование гор.
Горы.
Теория. Побуждать передавать свои эмоции в рисунке, развивать творческое воображение.
Формировать умение передавать пропорции элементов в рисунке, создавать композицию, развивать пространственное мышление и самостоятельность в выполнении рисунка.
Практическая работа. Рисование гор.
Отражение объектов в воде.
Теория. Знакомство с особенностями отражения объектов воде. Развивать пространственное мышление, глазомер, координацию движений.
Практическая работа. Изображение пейзажа с отражением объектов в воде.
Осень.
Теория. Продолжение знакомства с техникой правополушарного рисования. Холодая цветовая гамма. Создание настроения в работе. Прорисовка деталей в работе. Выполнение неба в цвете. Рисунок заснеженной горы. Прорисовка моря. Нанесение рисунка дерева и цветущих веток. Выполнение цветущего дерева в цвете. Прорисовка цветков.
Практическая работа. Изображение осени.
Лесное озеро.
Теория. Развивать творческие способности, наблюдательность, эстетическое восприятие, чувство цвета и самостоятельность. Воспитывать положительное отношение к рисованию
Практическая работа. Рисование лесного озера.
Пейзаж с сюжетом.
Теория. Перспектива в изображении. Передний и задний план. Изображение поверхности воды и волн.
Подбор цветовой гаммы. Повтор техник изображения неба и облаков. Продолжать закреплять умение создавать фон гуашевыми красками в разных направлениях, используя разные кисти. Продолжать знакомить с формой, объемом, светотенью, продолжать знакомить со способом рисования –
«набрызг», «двойной мазок». Поддерживать самостоятельность, уверенность, в поиске средств художественно-образной выразительности. Воспитывать художественный вкус.
Практическая работа. Изображение пейзажа с сюжетом.
Раздел 7. Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год.
Практическая работа. Выполнение рисунка по собственной теме.
Тематическое планирование и содержание деятельности
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | Часы теоретических занятий | Часы практических занятий |
| Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Упражнения для активации правого полушария. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Способы создания фона. Горизонтальный фон. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Диагональный фон. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Круговой фон. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Фантазийный фон. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Силуэтная картина. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Изображение сирени. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Цветы в вазе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Весенние цветы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Клевер. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Летний букет. Ромашки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Необычный цветок. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Пейзаж - камыши. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Солнце и цветы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| 10 способов нарисовать дерево. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Веточка дерева. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Зимнее дерево. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Елочки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Зимний лес. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Облака.Пейзаж - летний день. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Техника "набрызг".Космос. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Техника "сухая кисть". | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Сирень в вазе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Водопад. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Море, волны. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Основы пейзажа. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Одинокая гора. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Горы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Отражение объектов в воде. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Осень. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Лесное озеро. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Пейзаж с сюжетом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Итого | 34 | 17 | 17 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
Школа креатива. Обучение рисованию. https://www.youtube.com/channel/UCPFumLfsroh2dGQXMfaHtOQ
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска «SMART»
Гуашь
Кисти
Бумага для акварели
Салфетки
Палитра
Баночка для воды
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
397505, Воронежская обл., г. Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71
тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31,
эл. адрес: [email protected]
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_______________ Попова А. Н.
подпись Ф.И.О.
« »_______ 2021 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Правополушарное рисование»
(указать учебный предмет, курс)
Класс:3 «Б»
Учитель: Рыбалко Ирина Ивановна
Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы курса внеурочной деятельности «Правополушарное рисование» , утверждённой приказом по школе № 105 от 25августа 2021г.
2021 год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий внеурочной деятельности «Правополушарное рисование» в 3 «Б» классе.
№ п/п | Тема | дата |
план | факт |
| Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. | | |
| Упражнения для активации правого полушария. | | |
| Способы создания фона. Горизонтальный фон. | | |
| Диагональный фон. | | |
| Круговой фон. | | |
| Фантазийный фон. | | |
| Силуэтная картина. | | |
| Изображение сирени. | | |
| Цветы в вазе. | | |
| Весенние цветы. | | |
| Клевер. | | |
| Летний букет. Ромашки. | | |
| Необычный цветок. | | |
| Пейзаж - камыши. | | |
| Солнце и цветы. | | |
| 10 способов нарисовать дерево. | | |
| Веточка дерева. | | |
| Зимнее дерево. | | |
| Елочки. | | |
| Зимний лес. | | |
| Облака.Пейзаж - летний день. | | |
| Техника "набрызг".Космос. | | |
| Техника "сухая кисть". | | |
| Сирень в вазе. | | |
| Водопад. | | |
| Море, волны. | | |
| Основы пейзажа. | | |
| Одинокая гора. | | |
| Горы. | | |
| Отражение объектов в воде. | | |
| Осень. | | |
| Лесное озеро. | | |
| Пейзаж с сюжетом. | | |
| Заключительное занятие. Подведение итогов и анализ работы за год. | | |
9