СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление внутренних барьеров общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели игр: снятие напряжённости, тревоги, страха перед окружающими, преодоление фобий, наиболее часто встречающихся у данной  категории детей, а так же увеличение диапазона доступных ребенку действий с предметами.

Просмотр содержимого документа
«Преодоление внутренних барьеров общения»

Преодоление внутренних барьеров общения.

Цели игр: снятие напряжённости, тревоги, страха перед окружающими, преодоление фобий, наиболее часто встречающихся у данной категории детей, а так же увеличение диапазона доступных ребенку действий с предметами.


Игра – «какие бывают улыбки?».

Дети сидят в кругу. В процессе выполнения упражнения они перебрасывают друг другу мяч, каждый раз показывая или говоря, какие бывают улыбки, какими словами/жестами их можно характеризовать (добрая, ласковая, нежная, беззаботная, счастливая и т. п.). После того как свое определение улыбки даст последний участник, ведущий предлагает назвать все данные детьми определения в обратной последовательности, так же перебрасывая друг другу мяч.


Игра – «улыбнись другому»

Дети стоят или сидят в кругу. Группа выбирает одного участника, который начнет упражнение. Задача очень проста: он должен улыбнуться своему соседу справа. Тот, в свою очередь, "передает" улыбку следующему участнику, и так далее до тех пор, пока улыбка не вернется к первому ребенку.

После выполнения игры желательно провести обсуждение, в ходе которого дети сообщают о том, что они чувствовали, когда "получали" и "передавали" свои улыбки.

Упражнение позволяет установить в группе теплый эмоциональный контакт, повышает доверие детей друг к другу.


Игра «Сороконожки».

Дети становятся лицом друг к другу (парами) и по предложению учителя представляют, что их руки, это сороконожки. Далее учащиеся выполняют движения руками по телу соседа под чтение стихотворения.

Две сороконожки бежали по дорожке. Пальчиками «бегут» по рукам вверх до плеч,

Так бежали, так бежали «бегут» обратно,

И друг друга повстречали! обнимают за шею друг друга

Так друг друга обнимали, пальцы сцепляют в «замок» на спине друг друга,

Что едва мы их разняли. с силой разъединяют руки в стороны.

Пары постоянно меняются.


Игра «Ладушки».

Обвести карандашом кисть руки каждого ребёнка. Предложить детям раскрасить рисунки карандашами, а затем вырезать. Педагог показывает, что можно сделать кистями рук: потрясти, помахать ими, приложить ладонь к ладони другого. Дети повторяют действия сначала нарисованными ладонями, потом руками.





Игра «Медвежата в берлоге».

(Берлогу заменяет ковёр.) Дети усаживаются на ковёр. Учитель говорит, что на улице очень холодно, а в берлоге тепло и уютно. Вам – медвежатам хочется побаловаться, потолкаться. Но вы очень маленькие и движения должны быть слабыми. Начинается обыкновенная возня на ковре. Приходит мама – медведица и укладывает медвежат спать. Чтобы им было теплее, они близко прижимаются друг к другу.


Игра «Догони змейку».

Ученики разбиваются на пары. Первый ребёнок в паре берёт один конец скакалки, а второй – другой. Первый, делая колебательные движения, уводит змейку – скакалку, а второй её «догоняет».

Пары меняются.


Игра «Поводырь».

Один из учеников выбирает себе «поводыря», того, кому он больше доверяет. Ведущий закрывает глаза, а поводырь берёт его за руку и ведёт по классу или коридору. Он должен делать это медленно и аккуратно, представляя, что ему доверили провести слепого человека.

Игра длится до тех пор, пока каждый не побудет в роли поводыря. Далее обсуждаются ощущения, испытываемые детьми во время игры.


Игра «Цветок».

Учитель объясняет, что цветок красив только тогда, когда не завял, и все лепестки держатся на нём крепко. Дети должны представить себя лепестками. Они встают в тесный круг, берутся за руки – бутон цветка. Затем бутон раскрывается медленно – дети медленно поднимают руки вверх и выпрямляются, наклоняются спиной назад, руки отводят в стороны. Дунул ветерок – закачались влево, вправо (повторить несколько раз). Ветер подул сильнее, пытается сорвать лепестки, но они крепко держатся друг за друга (учащиеся подтягивают одну ногу и пытаются выстоять, крепко держась за руки). Далее дети разбиваются на два «цветка» и игра повторяется, на три, на четыре. Потом вся игра идёт в обратном порядке.


Игра «Кто позвал»?

Дети стоят в кругу. Один из играющих закрывает глаза, стоит в центре круга. Ведущий подходит к кому-либо из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя, зовёт ребёнка, который отгадывает. Ведущий: «Кто позвал тебя»? Тот, кого позвали, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.


Игра «Маски».

Учащимся рассказывается, что на карнавалах можно не только использовать маски, но и расписывать лицо красками. Лучше это делать прямо пальцами руки. Дети делятся на пары и расписывают лица друг друга.

Примечание: предварительно на лицо накладывается основа для защиты

кожи.




Игра – беседа «Паучки».

Игра беседа проводится после наблюдения за местом обитания, особенностями поведения паука. Учитель предлагает детям вспомнить мультфильм про паучка, у которого не было друзей, потому что все его боялись и считали его некрасивым.

- Давайте с вами поиграем. Представьте, что вы маленькие паучки. У вас восемь ножек, и вы, ловко перебирая ими, ползаете по травинкам и даже по ровной стене. А ещё вы умеете плести паутину. Она у вас такая лёгкая, ажурная (дети на ковре выполняют подобные движения: пытаются ползать как пауки, «плетут» паутину). Что вы можете рассказать о себе, паучки? С кем из насекомых вы дружите?

- Когда в вашу паутину попадают другие насекомые – это хорошо или плохо?

- Как вы думаете, если бы в вашу паутину никто не попадался, что было бы с вами?

- Вы такие маленькие, кого вы боитесь?

- Как вы относитесь к тому, что многие люди вас боятся?

- О чём вы мечтаете, когда отдыхаете на паутине?

Вы знаете, что люди бывают красивые и некрасивые? Ты же не будешь убивать красивых и некрасивых людей? Ведь они не виноваты, что такими родились. Так и насекомые бывают красивые и некрасивые.

Вы посмотрели на мир глазами паучка. Теперь, я думаю, вы не будете их бояться.


Игра – инсценировка «Коза и семеро козлят».

- Ребята, к нам в гости пришёл козлёнок – трусишка. Я его встретила по дороге в школу. Он сидел и плакал. (Показывается игрушка.)

- Почему ты плачешь? – спросила я. – Козлёнок мне ответил, что он плачет, потому что всего боится. И очень боится оставаться дома один без мамы. Дети, а вы боитесь, когда уходят и оставляют вас одних? Что вам не разрешают делать? А как вы поступаете, когда в дверь позвонили? Надо закрыть дверь на замок, крючок или засов и спокойно заняться любимым делом. Телевизор лучше не включать, а утюг не трогать. Вот вы сидите, играете, а в дверь позвонили. Не пугайтесь. Это могут быть ваши знакомые, друзья, соседи. Но могут быть чужие люди, даже очень плохие. В этом случае дверь не открывайте. Если голос незнакомый, спросите, кого нужно. Скажите, что родителей нет дома или они сейчас не могут подойти. После этого отойдите от двери совсем, и не отвечайте больше ни на какие вопросы.

После беседы проводится инсценировка сказки «Коза и семеро козлят».


Игра – беседа «Звёздочка».

Дети сидят полукругом. Учитель предлагает послушать историю про маленькую одинокую звёздочку. «В давние – давние времена небо по ночам было совсем тёмным. На нём совершенно не было звёзд кроме одной, совсем крошечной. Она жила высоко в небе и, когда оглядывалась вокруг, замечала, что совершенно одна. И от этого ей становилось совсем грустно. Очень хотелось ей видеть на небе другие звёзды, чтобы ловить их лучи и дарить им собственный свет. Однажды спустилась звёздочка на землю к жившему на высокой горе старому мудрому человеку и обратилась к нему: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе, не с кем поговорить, некому дарить свой свет. Иногда я даже плачу – настолько мне одиноко». Старый человек понимал, каково это – чувствовать себя одиноким: ведь тогда еда становится невкусной и не хочется петь весёлые песни… Ему понравилась маленькая звёздочка. Он был добрым и очень – очень мудрым. Старик пожалел звёздочку и решил ей помочь. Он пошёл в свою хижину, взял волшебный мешок, открыл его, запустил туда руку и достал множество сверкающих звёзд. Взмахнул рукой – и по всему ночному небу засияли тысячи ярких огоньков. «Смотри, - сказал старик, это ли не прекрасно? Теперь на небе много звёзд, это твои братья и сёстры, твои соседи и просто знакомые. Ты можешь с ними беседовать, дарить им свой собственный свет и ловить их лучи».

Учитель предлагает детям представить себя одинокими звёздочками, после чего они становятся лицом в круг, широко расставив ноги, взявшись за руки, закрывают глаза. Педагог объясняет, что то тепло, которое они ощущают, исходит от окружающих. Человек никогда не должен быть одиноким, ведь рядом всегда находятся те, кто поможет: братья, сёстры, соседи и просто знакомые.


Игра «Мы просто очень боимся за вас».

В одном большом городе на первом этаже жила семья: папа, мама и двое детей – Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша – в школу. Они были близнецами, поэтому учились в одном классе и сидели за одной партой. Папа и мама очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало – оба ребёнка очень всего боялись: боялись темноты, боялись остаться без света, боялись волка, боялись оставаться одни дома.

Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который, несмотря на то, что был игрушечным, очень громко стрелял. А Маша саблю из Мишиного рыцарского набора. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и уехали ненадолго на вокзал встречать бабушку. «Может быть, второпях они забыли закрыть дверь», - прошептал сестре Миша, потому что вскоре в коридоре, а затем в кухне послышались какие-то уж слишком громкие шорохи и шажки. Дети тихонько приоткрыли дверь в коридор и тут же захлопнули. Там ходила большая чёрная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, велосипеды и залезли под Машину кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой, а бабушка? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть, она бешеная и искусает их?» Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша саблю. «Я испугаю её», - сказал Миша. «А я побью её», - сказала Маша. Дети разобрали завал около двери, и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала саблей по стене, потом по батарее. «Пошла вон!» - закричали они хором. Собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их двери бежала большая чёрная собака. Дети рассказали им всё, что было. Родители обрадовались: они гордились такими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?» - спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».

Дети слушают и обсуждают историю о Мише и Маше. Особый акцент делается на понимании того, как можно бояться за другого человека. Покажите, как поступили бы вы. (Учащиеся инсценируют свои варианты.)


Игра – беседа «Девочка с мишкой».

Жила-была девочка Света. Жила она в самом обычном городе, и были у неё самые обычные мама и папа. У Светы было много красивых игрушек, но особенно ей нравился маленький плюшевый мишка, которому она заменяла маму и пела песенки, убаюкивая его. Когда Света ложилась спать, мама рассказывала ей на ночь сказки и уходила, поцеловав её и пожелав спокойной ночи.

Как только гас свет, Света накрывалась одеялом с головой, сильно зажмуривалась и старалась уснуть, прижимая к себе мишку. Под одеялом было душно и жарко, но выглянуть из-под него она боялась. Ей казалось, что вокруг пляшут страшные, зловещие тени, которые поймают её длинными ручищами и будут мучить. Если уснуть не удавалось, девочка начинала кричать, плакать и звать маму. Мама приходила, включала свет, прижимала Свету к себе и убаюкивала её. Девочка засыпала спокойная и уверенная, что мама рядом с ней и всегда сможет защитить её. Но однажды случилось так, что мама с папой решили пойти в гости. Прежде чем уйти, мама, как обычно, рассказала ей сказку и, убедившись в том, что девочка спит, погасила в комнате свет.

Неожиданно Света проснулась и увидела, что вокруг темно. Сердце её сильно забилось, Слёзы покатились из глаз, она стала звать маму, но поняла, что её нет дома. От этого ей стало ещё страшнее! Света, конечно, подумала о том, что можно включить свет, но для этого надо было встать и сделать несколько шагов. Нет… от самой этой мысли мурашки бежали по коже… Света заплакала ещё сильнее, сжалась вся в маленький комочек, натянула на себя одеяло. И тут она вдруг поняла, что плачет не одна, что кто-то ещё всхлипывает рядом с ней.

Девочка притихла, вылезла из-под одеяла. И увидела плюшевого мишку, из глаз которого, точно росинки, капали слёзы.

- Ты тоже плачешь, ты тоже боишься темноты и этих страшных, которые вокруг нас? Ничего, я помогу тебе, я не дам тебя в обиду. Я буду рядом с тобой. Сейчас я расскажу тебе сказку, а ты вытри слёзы, закрой глазки и постарайся уснуть.

Света уложила мишку, накрыла его одеялом и спела колыбельную, затем рассказала одну из тех сказок, которые обычно рассказывала мама.

В это время мама и папа вернулись. Папа услышал шепот в комнате дочери, приоткрыл дверь и увидел Свету, которая сидела на кровати и что-то говорила.

- Света, ты, почему не спишь? Я включу свет, если тебе страшно…

- Нет, папочка, тише! Ты разбудишь мишку – это ему было страшно. Он сильно плакал, и я ему рассказала сказку. А теперь он спит и ничего не боится. И мне уже давно пора спать, спокойной ночи…

После разбора дети берут кукол в руки, стараются их успокоить, уложить спать, вспоминают знакомые колыбельные.


Игра «Покажи страшилку».

Водящий изображает страшного сказочного героя или героя телепередачи. Он пытается, как можно точнее передать его манеры, речь, внешний вид. Остальные ученики должны угадать, в кого перевоплотился их одноклассник. Второй этап игры состоит в том, чтоб как можно удачнее передразнить водящего, показать, как он смешон, а не страшен.


Игра «Темноландия».

Жил один маленький мальчик, очень похожий на тебя, мой юный слушатель. Он ужасно боялся темноты, никогда не выключал свет на ночь, даже когда мама очень ругалась, и старался не оставаться в тёмной комнате один.

Однажды ему приснился удивительный сон – очень яркий и красивый. Когда мальчик проснулся, он даже усомнился, а сон ли это был вообще, так чётко отложились в его сознании образы… Он очень хорошо помнил, что закрыл глаза при свете, а сейчас, когда их открыл, то обнаружил полнейшую темноту. «Наверное, мама выключила свет», - подумал мальчик и тут увидел рядом с собой маленького человечка. Человечек был очень смешной: в большом колпаке, который постоянно сползал на глаза, в причудливых башмаках и со смешными большими ушами.

- Привет, Дениска, дружелюбно улыбаясь, поздоровался человечек, назвав мальчика по имени.

- Здравствуйте, а вы кто? – очень удивясь себе, отвечал мальчик.

- Я – сказочный эльф Энни и пришёл сюда, чтобы показать тебе волшебную, прекраснейшую страну, которая называется Темноландия.

- Нет, я не пойду её смотреть, - отвечал мальчик, ведь я боюсь темноты.

- Мы об этом знаем, и нам обидно, что ты боишься тех красот, которые у нас есть. Я хочу показать их. Ну, что, пойдём?

Мальчик ужасно не хотел идти в Темноландию, но, не желая показаться эльфу маленьким трусишкой, он сказал, что согласен идти смотреть красоты этой вечно тёмной страны.

В следующий же миг Денис вместе с эльфом оказался перед прекрасным замком, освещённым красивой полной луной и многочисленными звёздочка. Они все улыбались мальчику и вежливо здоровались.

- Это наш главный замок, а также ворота в нашу страну. Ну, как тебе здесь?

- Здорово! – ответил мальчик. – Мне всегда казалось, - продолжил он, - что только днём, при солнечном свете, может быть красиво. Но замок прекрасен и ночью, он как будто осыпан серебристым инеем.

Они пошли дальше. Вскоре их встретил чудесный водопад, вода которого как-то по-особенному играла в лунном свете. Вокруг летали восхитительные птицы, некоторые из них мыли свои пёрышки в струях водопада.

- А теперь посмотри на горы, - сказал эльф. – Их вершины покрыты снегом, который искрится и играет в лучах лунного света. Сейчас я отведу тебя в лес.

- Но ведь в лесу темно, и мы можем не увидеть луны, - вспомнил мальчик о своём страхе.

- Там не менее красиво, чем здесь. Ты не пожалеешь, что пошёл, - сказал мальчику Энни.

Он оказался прав. В лесу при свете светлячков много добрых, красивых и смешных эльфов, взявшись за руки, веселились. Некоторые просто ходили по лесу и слушали пение лесных птиц, любовались светлячками, разговаривали с животными.

- Это и есть наша Темноландия и её жители. Но скоро утро, Денис, и тебе пора вставать, - сказал добрый сказочный эльф.

- Да, я пойду, - ответил мальчик, - мне очень понравилось, у вас всё очень здорово и красиво, до свидания.

- До свидания, ответили маленькие эльфы, - вспоминай нас, когда будешь ложиться спать.

- Тебя проводить, Денис? Ведь в нашей стране нет ни одного фонаря, тебе не страшно? – спросил эльф Энни.

- Не надо, спасибо, как может быть страшно в такой красоте? Я пойду один, - ответил Денис.

И попрощавшись со всеми человечками, мальчик пошёл домой по чудесному лесу со светлячками, посмотрел на прощание на сказочные горы, полюбовался волшебным водопадом и прекрасным замком. Тут он проснулся и открыл глаза.

На следующий вечер, ложась спать, он по привычке лёг в постель, не выключив свет. Но потом встал и направился к выключателю: «Чего бояться, если Темноландия так прекрасна?»

Зайдя в комнату сына через некоторое время, мама очень удивилась, а отец сказал, что их сын, возможно, повзрослел.

(С. ЗУБАРЕВА, Р. МАСЛЕННИКОВА)

Учитель задаёт вопрос: «Расскажите, что вы увидели бы в своей Темноландии?» Дети рассказывают или изображают свои варианты.