Конкурсное задание «Методический семинар»
«Дистанционное обучение в начальной школе.
Плюсы и минусы».
Обобщение опыта работы учителя начальных классов
МБОУ «Алябьевская СОШ»
Бессоновой О.В.
1 слайд (титульный)
Доброе утро, меня зовут: Бессонова Ольга Васильевна. Я учитель начальных классов МБОУ «Алябьевская СОШ»
Тема методического семинара
«Дистанционное обучение в начальной школе. Плюсы и минусы»
Высказывание академика Семёнова А.П. “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя.
(Александр Павлович Семенов - известный ученый, специалист в области физики и электроники, директор Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института физического материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук )
Показ ролика
2 слайд Обоснование актуальности.
Практика, связанная с карантином в вечной 2019 года, показала, что обучение может проходить не только в обычном режиме, когда дети посещают шолу, но и в дистанционной форме. Что такое дистанционное обучение? Это взаимодействие ученика и учителя на расстоянии с помощью средств сети Интернет.
Исследование возможностей дистанционного обучения (плюсы и минусы этой системы) в последнее время стало интересовать многих. Такое обучение многих привлекает. Нет необходимости посещения образовательного заведения - достаточно просто появиться в интернете, пройти авторизацию, и прослушать лекцию или посетить занятие. Экономия времени.
Но вот только учителя, а также ученики разделились на несколько категорий. Первые признают то, что такая система обучения действительно способна помочь, а вторые опровергают это.
Опыт работы на дистанте у всех нас разный и результат разный, поэтому очень важно проанализировать, поделиться опытом, который наработан за это время.
Я хочу рассказать о своем опыте работе на дистанте.
3 - 4 слайд Научные идеи
Какой закон регламентирует дистанционное обучение?
Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1 сентября 2021 года вступил в силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации №115 от 22.03.2021, в соответствии с которым изменены правила осуществления образовательной деятельности во всех школах страны.
Часто понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» приравниваются друг к другу.
В приказе Министерства просвещения РФ эти понятия даются так: «Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками».
«Дистанционное обучение производится при помощи информационно-телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.
5 слайд Цель и задача педагогического опыта
Использование дистанта наряду с традиционным обучением становится нормой, требованием времени.
Успех любого мероприятия зависит от правильно поставленной цели и правильного подбора ресурсов для её достижения. Цели может достичь только тот, кто её знает.
Я задала себе вопрос: что я хочу от учеников на дистанте?
При ответе на этот вопрос необходимо учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Они ещё только учатся учиться:
- учатся работать с учебником,
- правильно оформлять записи в тетради,
- учатся работать по образцу.
-у них только формируются навыки чтения и письма.
- уровень самостоятельности при выполнении заданий и самоконтроля низкий, без помощи и контроля взрослых они ничего не могут сделать,
- не готовы к самообразованию
- информационная компетентность большинства детей тоже на низком уровне.
Поэтому задача для меня осталась прежней: учить учиться, а это - формирование навыков чтения, письма, навыков работы с учебником, работа с информацией и текстом, работа в тетради, формирование умения работать по образцу.
6 слайд Какой интернет ресурс выбрать?
Много зависит от того, какие ресурсы задействует педагог, чтобы достичь своей цели? Я изучила предложения различных интернет - ресурсов (Учи.ру, Яндекс учебник, Российская электронная школа, ZOOM).
В нашей школе дистанционное обучение реализуется на базе цифровой образовательной платформы «Мобильное электронное образование».
7 слайд «О цифровой образовательной платформе «Мобильное электронное образование».
«Цифровую образовательную платформу «МЭО» можно использовать как во время дистанционного образования, так и на отдельных этапах урока, можно давать в качестве домашнего задания для самостоятельной работы учащихся.
«Мобильное Электронное Образование» - это проверенный безопасный контент, где содержание соответствует требованиям СанПиН, обладет единой структурой и удобной логикой представления материала.
При работе на МЭО осуществляется техническая поддержка и методическое сопровождение командой, обеспечивающей работу данной платформы.
С материалом на данной платформе может работать любой пользователь: ребенок, родитель, учитель.
Содержание материалов уроков полностью соответствует ФГОС начального школьного образования и подходит для любой образовательной программы.
На данной платформе имеются интерактивные электронные учебные материалы, представленные в занимательной форме, есть творческие задания, речевые игры, задания на развитие логического мышления.
Тематические интерактивные уроки разделены по темам, в соответствии с программным материалом на год, в логической последовательности от простого к сложному.
В помощь учителю, здесь содержатся разноуровневые задания, картинки, видел или аудио записи по заданной теме.
В достаточном количестве представлены всевозможные тренажёры (задание можно переделывать несколько раз, добиваясь правильного ответа), работая с тренажёром ребенок может спокойно отработать нужный материал. Задания «Проверь себя» у детей могут вызвать сложности, но они интересны тем, что после их выполнения они получают независимую оценку.
Данную цифровую платформу использую для проведения уроков в дистанционном формате в виде конференций.
слайд Как организовать дистанционное обучение
Выбор способа связи между учителем и учениками. Это могут быть мессенджеры, сайты, закрытые группы в социальных сетях.
Онлайн уроки, согласно нормам СанПина, в начальных классах не превышают по длительности 20-25 минут.
При проведении видеоконференций все участники урока устанавливают микрофон, камеру (например, при проведении самостоятельной работы, когда учителю нужно следить за учениками).
Между видеоуроками предусмотрены перемены.
Через электронный журнал ученики получают задания.
Выполненную домашнюю работу ученики отправляют учителям через специальный чат.
9 слайд Задачи Дистанционного обучения
Донести материал урока до всего класса и при этом сохранить его качество
Уплотнить материал урока
Научить ребенка навыкам самоорганизации. Ведь процесс дистанционного обучения требует ответственности.
10 слайд Вопрос анкеты «Нравится ли вам дистанционное обучение?»
Провела анкетирование родителей и учеников в своем классе.
Родители разделились на две группы: те, кто считает это временной необходимостью (52%) и те, кто категорично против ДО (48%).
Дети тоже разделились на несколько групп. Самая большая группа – это те кому не нравится ДО (54%), нравится (39%) и считают ДО временной необходимостью (7%)
11 слайд Плюсы дистанционного обучения
Доступность. Учиться можно везде, где только есть интернет. Такая доступность позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам. Например, болезнь. Достаточно только включить компьютер, присоединиться к виртуальной конференции - и вы на уроке. Получается, прогулы могут быть сведены к минимуму.
При получении знаний можно использовать не только учебник, но другие ресурсы интернета, существенно расширяя и дополняя багаж знаний.
Запись уроков сохраняется, можно пересмотреть объяснения учителя в свободное время.
Обучение в комфортной обстановке, где никто не мешает. Правда, за младшими школьниками родителям все равно придется следить. Они еще не умеют концентрироваться и заниматься самообразованием.
Пожалуй, дистанционная форма обучения больше подходит для среднего и старшего звена.
12 слайд Вопрос из анкеты. Как выполняется задание во время ДО
Мы видим что и родители и сами дети признают, что полностью самостоятельно работать ученики младших классов не могут. Только 3% родителей ответили, что ребенок самостоятельно выполняет задания и среди детей 14% дали такой же ответ.
Самостоятельно, но с последующей проверкой выполненного задания по мнению родителей 43%, по мнению детей 54%
При ДО родителям приходится примерять на себя роль учителя, когда ребенок не совсем понял материал и требуется разъяснить его вновь. По мнению родителей : ребенок сам выполняет задание, но с предварительным разъяснением 43%, дети дали ответ 27%
Полностью под контролем взрослого выполнение всех заданий требует 11% по мнению родителей, и дети не отрицают, что могут работать только под контролем родителя 5%.
13 слайд Минусы ДО
Я думаю, что оно больше подходит для подростков и студентов. Ведь дистанционное обучение требует определённого уровня ответственности и силы воли, которые ещё слабо развиты в младшем школьном возрасте.
1."Откладывание выполнения задания на потом". Ведь учителю, как руководителю, сложно проконтролировать процесс обучения, а родители находятся на работе.
2.Возрастает конфликтность в семьях. Ведь часто родителям не хватает "нервов", когда ребёнок не хочет делать задания.
3.Снижается уровень понимания материала. Педагогу сложно проконтролировать внимание учеников на онлайн уроках, нет полного контакта с учениками. Если материал не понят, ребёнку приходится его изучать самостоятельно или с помощью родителей.
4.Ребенок лишается общения со сверстниками (а оно является ведущим для развития личности у подростков).
5.Не хватает активности (нет обычных уроков физкультуры), смены обстановки (постоянно дома) и деятельности (нет переключения "урок - перемена"). А постоянное сидение за компьютером негативно влияет на физическое развитие ребёнка.
6.Возникают "неконтролируемые" ошибки (завис тест, выключился компьютер при его выполнении).
7.Нет необходимых навыков работы на электронных устройствах.
8. Не все родители могут обеспечить компьютером и выходом в интернет.
Есть ситуации (как, например, во время самоизоляции), когда ДО является выходом из положения. Удаленное обучение делает обучающихся и педагогов зависимыми от технических средств.
14 слайд Вопрос анкеты. «С какого устройства ребенок заходит на онлайн уроки?»
Большинство детей используют для подключения к онлайн урокам компьютеры или ноутбуки: родители – 55%, дети – 46%.
Некоторые дети, работают с планшетов – 4%. Есть дети которые работают с телефонов (современные телефоны позволяют свободно заходить на образовательные платформы), но это не желательно по нормам СанПин
15 слайд Вопрос анкеты «Присутствуют ли взрослые на онлайн уроках?»
В начальной школе дети нуждаются в контроле взрослого и поэтому 4% выходят на уроки вместе с ребенком. Стараются быть с ребенком на уроках 42% взрослых. И 54% родителей не присутствуют на уроках совместно с ребенком.
16 слайд Предложения и пожелания, высказанные родителями по дистанционному обучению
Отменить дистанционное обучение
Чтобы всегда была возможность выхода на платформу МЭО и интернет. (качество интернета)
Все устраивает, доступно, современно, наглядно.
Дистанционное обучение – это не для младших классов (дети не воспринимают всерьез ДО и не хотят вникать в темы уроков)
17 слайд Качество обученности
Качество знаний полученных обучающимися в дистанционном формате достаточно хорошее.
18 слайд Контроль знаний при дистанционном обучении.
Для оценки уровня полученных знаний и осуществления контроля за выполнением заданий обучающихся использую тесты, самостоятельные и проверочные работы.
Тесты дают мне возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся различного возраста.
Средства контроля: средства контроля, электронная почта, мессенджеры, сервисы видеосвязи, тестирующие программы.
Формы контроля: устные ответы, тесты, контрольные, проверочные работы, ответы в виде видеофайлов, проектная деятельность.
Кто оценивает: учитель, компьютерная программа
19 слайд Ограничения
Согласно нормам СанПина², длительность онлайн-урока в начальных классах не должна превышать 1-2 классов – 20 мин.: 3-4 кл.-25 минут.
Оптимальное количество занятий в течении дня для детей 10-13 лет – 2 занятия.
Удаленное обучение делает обучающихся зависимыми от технических средств.
Не все родители могут обеспечить компьютером и выходом в интернет.
Учащиеся младших классов не владеют навыками работы на компьютере
Непредвиденные обстоятельства, отключение электричества, качество интернета
Таким образом, дистанционное обучение в школе имеет плюсы и минусы. Плюсов много. Но и недостатков тоже хватает.
Конечно, такая форма хороша, когда нет возможности посещать уроки в школе. Но живого учителя никакой самый современный супергаджет не заменит. Учитель видит и чувствует каждого ученика и способен принять своевременные меры, чтобы направить, помочь, вдохновить…
20 слайд Рекомендуемые источники информации
1. Сайт педагога: https://multiurok.ru/bessonovaolga70/files/?act=addfile
2. https://mob-edu.com/shkolam
3. Методические материалы (публикации в методических журналах, методические рекомендации, банки методических разработок)
Электронные ресурсы, которые использую в работе:
https://education.yandex.ru/main/
https://proshkolu.ru
https://www.uchportal.ru
https://uchi.ru/teachers/lk/main
https://resh.edu.ru
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
https://www.familyeducation.ru/zakon/federalnye-prikazy-semeynoe-obychenie/prikaz-minprosveshhenija-rf-ot-22-marta-2021-g-115
8