Техника прыжка в длину с разбега способом согнув ноги
Подготовила:
учитель физической культуры
Бондаренко Елена Геннадиевна.
«Ровеньковская школа №2 им.А.В.Хоптенко»
Технику целостного прыжка в длину с разбега можно разделить на четыре части:
разбег,
отталкивание,
полет и приземление .
Начало разбега- четное кол-во шагов, впереди толчковая нога. Разбег с подхода, под бега, с места.
Набегание, последние 3 шага должны быть на мах скорости. Нога жестко ставится на всю стопу, 2/3 расстояния летит в шаге, потом подтягивает толчковую ногу к маховой, группируется и приземляется.
Приземление: с падением в сторону, с выбиванием.
Разбег.
Разбег в прыжках в длину служит для создания оптимальной скорости прыгуна.
Скорость разбега в этом виде в наибольшей степени приближается к максимальной скорости.
Длина разбега и количество беговых шагов зависят от индивидуальных особенностей спортсмена.
В основном спортсмены используют следующие варианты: с места и с подхода (или под бега), а также с постепенным набором скорости и резким (спринтерским) началом.
В подготовке к отталкиванию на последних 3 — 4 беговых шагах спортсмен должен развить оптимальную для себя скорость.
Развитие быстроты:
- Бег с высоким подниманием бедра. Выполняют вначале в среднем, затем в максимально быстром темпе. Следить за полным отталкиванием опорной ногой от пола, не наклонять туловище назад, не поднимать плеч (6серий по18 метров)
- Бег на месте с высоким подниманием бедра в упоре о стену. Обращать внимание на полное выпрямление опорной ноги, туловище держать под углом 45-50 градусов (5-6 серий по 20 сек, отдых между сериями 1 минута)
- Бег с захлестыванием голени назад с максимальной частотой движений ( 5-6 по16 метров)
- Сильно и быстро выталкиваясь, высоко поднимая бедро маховой ноги, сохраняя наклон туловища в перед, следить за полным выталкиванием ноги вперед, активным подтягиванием бедра быстрым отталкиванием стопой.(6серийпо 16 метров)
-Выполнение различных скоростных упражнений по сигналу учителя.
- Ускорения с высокого старта, 9-10 серий по 9 метров .
Специальные прыжковые упражнения.
(Прыжки в длину с разбега )
- Произвольный прыжок в длину с4-6 шагов разбега с приземлением на две ноги
- То –же, что упр.1, но через натянутую на высоте 20-25 см веревочку натянутую в месте приземления.
- Произвольный прыжок в длину с четырех- шести шагов разбега, зона отталкивания обозначена шириной 70-80 см.
- Прыжки с одной ноги на другую в кружки, расположенные на расстоянии70 см один от другого.
- Прыжки с зоны отталкивания 50-60см. через полосу шириной 110-120см с приземлением на обе ноги.
- Прыжки в длину с разбега с зоны отталкивания 40 см.
- Прыжки в длину с разбега , напрыгивая на мягкие возвышения( стопка гимнастических матов, скамейки, покрытые матами).
- Прыжки в длину с разбега, отталкиваясь от гимнастического мостика, на максимальное расстояние, а также на полосы приземления шириной 30-40 см. расположенные в 100, 120,140,160,180,200, от зоны отталкивания.
- То же, что упр. 8 но без гимнастического мостика.
- Прыжки с разбега на дальность с зоны отталкивания 30 см.
- Прыжки способом согнув ноги с 5-7 шагов разбега.
- Прыжки в длину с разбега, отталкиваясь от бруска.
- Прыжки в длину с разбега на результат.
Упражнения для обучения разбегу и сочетанию разбега с отталкиванием от бруска
- Ускорение на14-16 м. с последующим бегом по инерции с сохранением вертикального положения тела.
- Ускорение на10-12м. с последующим бегом по инерции 8-10м. соблюдать вертикальное положение тела. Повторить 3 раза подряд, место начала ускорения и бега по инерции разметить флажками.
- Из исходного положения ноги параллельно, несколько согнуты в коленях, руками упереться в колени, ускорение на 14-16м. и бег по инерции 4 шага , не снижая скорости, с соблюдением вертикального положения тела. Указанное положение наиболее эффективно вырабатывает постоянное число разбега в прыжках в длину.
4.То же с попаданием толчковой ногой на брусок и пробежкой в прыжковой яме.
5.То же с отталкиванием от бруска и приземлением на две ноги
6.То же , с отталкиванием от гимнастического мостика. Вырабатывается ритм последних двух шагов разбега. Последний шаг выполняется быстрее и короче (на пол ступни), чем предпоследний с постановкой ноги на мостик.
7.То же, с отталкиванием от бруска.
Отталкивание.
Эта часть прыжка начинается с момента постановки ноги на место отталкивания. Нога ставится на всю стопу с акцентом на внешний свод,
Цель отталкивания — перевести часть горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость вылета тела прыгуна, т. е. придать телу начальную скорость .
Упражнения для обучения отталкиванию, развитию прыгучести и укрепления мышц ног.
- Прыжки в длину с места.
- Поднимание и опускание на носках, медленно и быстро.
- Прыжки на месте на напряженных ногах (не сгибая ног в коленях), отталкиваясь за счет упругости стоп с маховыми движениями рук, согнутых в локтях.
- Прыжки на напряженных ногах с продвижением вперед, с сохранением вертикального положения тела.
- То же , с продвижением вперед и перепрыгиванием через набивные мячи и другие не высокие препятствия высотой 20-30 см. При перепрыгивании тело держать выпрямленным .
6.Прыжки скачками на одной ноге с маховыми движениями другой ногой и руками 10-15м. Тоже, на другой ноге.
7.Прыжки в шаге по кружкам, начерченными на земле (расстояние между кружками до 1.5м.)
8.С 4-6 шагов разбега прыжки в шаге через натянутую на высоте 40-50 см. резиновую тесьму.
9.С 4-6 шагов разбега постановка ноги для отталкивания с последующим прыжком вшаге и приземлением на обе ноги.
10. То же, с доставанием головой подвешенных флажков.
11.Подвижные игры « веревочка под ногами»
Полет .
После отрыва тела прыгуна от места отталкивания начинается полетная фаза, Условно полетную фазу прыжка можно разделить на три части:
1) взлет,
2) горизонтальное движение вперед и
3) подготовка к приземлению .
Упражнения для обучению полету и приземлению.
- С полного разбега отталкивание от бруска и прыжок в шаге.
- То же в окно образованное двумя резиновыми тесьмами, закрепленными на стойках для прыжков в высоту. Высота нижнего ограничителя 30-50 см, верхнего 190-200 см. Постепенно поднимать нижний ограничитель не опуская верхний. Расстояние от до препятствия устанавливается в зависимости от физической подготовленности занимающихся.
- То же , через два препятствия, первое выше второго. Расстояние между ними не менее 80 см.
- Прыжки в длину с разбега с приземлением в зоны, обозначенные линиями в прыжковой яме. Для девочек-190, 230, 260 см., для мальчиков-250, 280,310 см.
5.Прыжки в длину с индивидуального разбега.
Упражнения 2-5 необходимо включать во все уроки, на которых запланировано прохождение раздела легкой атлетики, но обязательно в серии занятий по прыжкам в длину.
Число повторений каждого из перечисленных упражнений намечает учитель исходя из конкретных условий с учетом подготовленности его учеников. Однако практика показывает, что упражнения в отталкивании, а так же в разбеге с отталкиванием дают эффект при выполнении их до 10 раз на одном уроке, можно начать с двух, трех , постепенно довести до 10.
Приземление
С падением в сторону, с выбиванием.
После взлета в положении шага толчковая нога сгибается в коленном суставе и подводится к маховой ноге, плечи отводятся несколько назад для поддержания равновесия, а также для снятия излишнего напряжения мышц брюшного пресса и передней поверхности бедер, которые удерживают ноги на весу. Руки, слегка согнутые в локтях, поднимаются вверх. Когда траектория ОЦМ начинает опускаться вниз, плечи посылаются вперед, руки опускаются вниз движением вперед—вниз, ноги приближаются к груди, выпрямляясь в коленных суставах. Прыгун принимает положение для приземления.
Заключение
Обучение технике прыжка должно быть тесно связано со специальной тренировкой, направленной на развитие необходимых физических качеств. Специальные упражнения в первую очередь должны быть направлены на развитие высокой скорости в разбеге и выполнение сильного и быстрого толчка .