Особенности развития речи у детей с ЗПР
Что такое ЗПР?
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространенность нарушения речи.
нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушение как устной, так и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.
Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями детей с задержкой психического развития.
Экспрессивная речь - высказывания с помощью языка, а импрессивная речь - процесс понимания речь окружающих
Импрессивная речь
-недостаточная дифференциация речевого восприятия, речевых звуков;
-не умение различать смысл отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивная речь
-нарушение звукопроизношения;
-бедность словарного запаса;
-недостаточная сформированность грамматического строя речи;
-наличие стереотипов, аграмматизмов;
-речевая инактивность.
Аграмматизм - расстройство речи, для которого характерно нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи.
В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений. Так Е.В. Мальцева (учитель-дефектолог) выделяет три группы.
Первая группа
Вторая группа
Третья группа
дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения у этих детей связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики.
дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения у данной группы охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков.
дети с системным недоразвитием всех сторон речи. Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи.
Постановка звуков у детей группы риска не вызывает особых трудностей, в то время как автоматизация и дифференциация требуют длительной и систематической работы.
Недоразвитие фонематической стороны речи у детей проявляется в недостаточно четком различении акустически сходных звуков, в значительных сложностях при определении количества и последовательности звуков в слове, в нарушении различения понятий "звук", "буква", "слог". Школьники допускают ошибки при делении слов на слоги.
В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый лёгкий вид звукового анализа: выделение звука из слова в том случае, если звук стоит под ударением.
У детей отмечается бедность словарного запаса , преобладание пассивного словаря над активным, неточность в употреблении слов, несформированность значения слова, недостаточная сформированность словаря антонимов и синонимов.
Школьники владеют недостаточным количеством обобщающих слов. При обобщении дети сбиваются на группировку по ситуации, внешнему сходству, несуществующим признакам. Пользуются не общепринятыми словами, а собственными неточными или неверными обобщениями. Это объясняется особенностями их мышления (оно конкретно).
У большого количества младших школьников с ЗПР преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
У детей наблюдается неправильное употребление падежных окончаний имен существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа; нарушение согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде и падеже.
Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предлогов, как простых, так и сложных.
Содержание логопедической работы тесно связано с программой обучения грамоте детей с ЗПР.
В процессе логопедической работы:
- осуществляется коррекция нарушений устной и письменной речи,
- закрепляются правильные речевые навыки,
- формируется практический уровень усвоения языка.
Весь процесс логопедической работы направлен на развитие и формирование познавательных процессов у детей.
В работе используются игры, игровые упражнения, которые позволяют игровую мотивацию постепенно перевести в учебную.
В процессе работы применяется достаточно большое количество наглядного материала, с максимальным подключением всех сохранных анализаторов.
Работа по выработке правильного произношения звуков и по развитию фонематического восприятия ведётся параллельно.
В связи с быстрой утомляемостью детей, в занятия внедряются элементы здоровьесберегающих технологий.
Работа по коррекции речи у детей с ЗПР ведется с учётом нарушения всех компонентов речи неразрывно связана с развитием психических процессов.
Спасибо за внимание!