ПАМЯТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. ВИДЫ И ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ.
Маркина Элина Рустемовна
Определение понятия «память»
Память — это фундаментальный психический процесс, который позволяет нам организовывать, сохранять и использовать прошлый опыт. Она связывает наше прошлое с настоящим и будущим, являясь основой для обучения и развития. Память играет центральную роль в высших психических функциях, особенно в речевой деятельности.
Согласно исследованиям А.Р. Лурии, память представляет собой сложную систему, обеспечивающую запоминание, хранение и воспроизведение информации, что тесно связано с работой различных зон коры головного мозга.
Память как познавательный процесс
Определение
Функции
Центральная роль
Память — это процесс
Она связывает прошлое
Память занимает центральное место в структуре высших
организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в
субъекта с его настоящим и будущим, являясь
психических функций,
деятельности или возвращение в сферу сознания.
важнейшей
играя ключевую роль в речевой деятельности и её восстановлении при
познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
нарушениях.
Мозговые механизмы памяти по Лурии
Сложная система
Согласно исследованиям А.Р. Лурии, память —
это сложная система, обеспечивающая
запоминание, хранение и воспроизведение информации, тесно связанная с работой различных зон коры головного мозга.
Взаимодействие блоков
Лурия подчёркивает, что память не является локальной функцией, а опирается на
взаимодействие трёх основных блоков мозга:
энергетического, приёма и переработки информации, а также программирования действий.
Виды памяти по органам чувств
Зрительная
Звуковая
У 60% людей
Аудиалы
зрение — главный способ получения и
отлично
запоминания информации.
воспринимают
всё на слух.
Сенсорная
(тактильная)
Память тела, позволяющая вспомнить
обстоятельства прикосновения к вещи.
Вкусовая
Попробовав блюдо, человек может точно
определить, какие специи были
использованы.
Обонятельная
Эмоциональная
Память о событиях, явлениях,
впечатлениях, имевших яркую окраску.
Память на
запахи — одна
из самых мощных.
Виды памяти по длительности хранения
Мгновенная
Информация остаётся на несколько
мгновений и пропадает.
Кратковременная
Возможно довольно подробное
воспроизведение информации сразу после восприятия.
Долговременная
Отвечает за практически вечное хранение информации, зависит от её
использования.
Виды памяти по цели и осознанности
Непроизвольная
Запоминание происходит без усилий, информация остаётся в памяти сама по себе.
Намеренная
Запоминание требует целенаправленных усилий, повторений и постановки цели.
Эксплицитная
Осознанное, намеренное вспоминание информации.
Имплицитная
Неосознанное вспоминание или повторение
действий без усилий.
Основные процессы памяти
Сохранение
Запоминание
Избирательное закрепление образов в памяти, лучше всего
Сложный процесс переработки,
запоминается значимое.
упорядочения и классификации информации.
Воспроизведение
Восстановление ранее отражённого образа без повторного восприятия.
Забывание
Важный процесс памяти,
связанный с реминисценцией —
улучшенным отсроченным
воспроизведением.
Взаимосвязь видов памяти
Основа функций
Память лежит в основе
формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков и творческих
процессов.
Влияние на развитие
Развитие одних видов
памяти может влиять на развитие других. Например, увеличение объёма
кратковременной памяти улучшает оперативную, а её совершенствование — долговременную.
Целостная система
Все виды памяти
функционируют
взаимосвязано, работая как
единая целостная система.
Память и речевая деятельность по Лурии
Вербальная память
Нарушения
Актуальность
Вербальная память
Нарушения в зоне Вернике провоцируют дефекты слухоречевой памяти, а
Эти данные актуальны для коррекции афазий, где восстановление памяти на слова и их смысловых
опирается на левополушарные
поражения
связей становится основой реабилитации.
механизмы, включая
префронтальной коры — трудности
фонематический анализ и синтаксическое
программирования речевого высказывания.
структурирование.
Практические аспекты реабилитации памяти
Нейропсихологическая реабилитация
Методы должны включать упражнения на активизацию
неповрежденных звеньев памяти.
1
Мнемотехники
Использование ассоциативных связей и
семантического группирования материала.
2
Примеры
При акустико-мнестической афазии эффективно использование зрительных опор и ритмической организации
информации.
3
Спасибо за внимание!