СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по математике урок 13 Множество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по математике по теме "Множества" урок 13

Просмотр содержимого документа
«Презентация по математике урок 13 Множество»

Урок 13 Объединение множеств

Урок 13

Объединение множеств

Объясни с помощью рисунка, как найти произведение чисел 24 и 8. рассмотри различные способы, записи умножения в столбик. Какой из этих способов более удобный?

Объясни с помощью рисунка, как найти произведение чисел 24 и 8. рассмотри различные способы, записи умножения в столбик. Какой из этих способов более удобный?

Способ 1. Число 24 разбить на десятки и единицы. Сначала умножить 4 единицы на 8, затем − 20 десятков на 8 и полученные результаты сложить − все действия можно выполнить в уме. Способ 2. Действия такие же, как в способе 1, только запись идет в столбик. Способ 3. Умножение в столбик, так же, сначала умножаем единицы, при умножении единиц получается двузначное число, единицы записываем по чертой, а десятки держим в уме, после умножения десяток на 8, прибавляем к полученному числу те десятки, которые держали в у

Способ 1.

Число 24 разбить на десятки и единицы.

Сначала умножить 4 единицы на 8, затем − 20 десятков на 8 и полученные результаты сложить − все действия можно выполнить в уме.

Способ 2.

Действия такие же, как в способе 1, только запись идет в столбик.

Способ 3.

Умножение в столбик, так же, сначала умножаем единицы, при умножении единиц получается двузначное число, единицы записываем по чертой, а десятки держим в уме, после умножения десяток на 8, прибавляем к полученному числу те десятки, которые держали в у

Вычисли:

Вычисли:

Вычисли произведения, используя запись в столбик: 98 * 5; 27 * 7; 86 * 8; 56 * 6; 74 * 4.

Вычисли произведения, используя запись в столбик:

98 * 5;

27 * 7;

86 * 8;

56 * 6;

74 * 4.

Запиши с помощью фигурных скобок: а) множество двузначных чисел, меньших 14; {10; 11; 12; 13} б) множество трехзначных чисел, больших 998; {999} в) множество трехзначных чисел, составленных из цифр 5, 8, 1 (цифры в записи числа не повторяются) {158; 185; 518; 815; 851}

Запиши с помощью фигурных скобок:

а) множество двузначных чисел, меньших 14;

{10; 11; 12; 13}

б) множество трехзначных чисел, больших 998;

{999}

в) множество трехзначных чисел, составленных из цифр 5, 8, 1 (цифры в записи числа не повторяются)

{158; 185; 518; 815; 851}

A = {0; 5; 7}, B = {0; 3; 5; 7; 9}. а) Какое из этих множеств является подмножеством другого? Сделай запись: A U B − множество A является подмножеством B. б) Нарисуй диаграмму Эйлера−Венна множеств A и B.

A = {0; 5; 7}, B = {0; 3; 5; 7; 9}.

а) Какое из этих множеств является подмножеством другого? Сделай запись: A U B − множество A является подмножеством B.

б) Нарисуй диаграмму Эйлера−Венна множеств A и B.

в) Найди объединение множеств A и B: A U B = A U B = {0; 3; 5; 7; 9}. Что ты замечаешь? Сделай вывод:  Если A ⊂ B, то A U B = .. Если A ⊂ B, то A U B = B Замечаем, что, если A является подмножеством B, то объединением A и B является само множество

в) Найди объединение множеств A и B:

A U B =

A U B = {0; 3; 5; 7; 9}.

Что ты замечаешь? Сделай вывод:

Если A ⊂ B, то A U B = ..

Если A ⊂ B, то A U B = B

Замечаем, что, если A является подмножеством B, то объединением A и B является само множество

C = {b; ☆; O; m}, D = {☆; m; Δ}. Запиши с помощью фигурных скобок множества C ∩ D и C U D. Отметь элементы этих множеств на диаграмме Эйлера−Венна и обведи красным карандашом множества C ∩ D. C ∩ D = {☆; m}; C U D = {b; ☆; O; m; Δ}.

C = {b; ☆; O; m}, D = {☆; m; Δ}. Запиши с помощью фигурных скобок множества C ∩ D и C U D. Отметь элементы этих множеств на диаграмме Эйлера−Венна и обведи красным карандашом множества C ∩ D.

C ∩ D = {☆; m};

C U D = {b; ☆; O; m; Δ}.

Множество A содержит 5 элементов, множество B − 4 элемента, а их пересечение содержит 2 элемента. Сколько элементов содержит объединение множеств A и B? A U B = (5 + 4) − 2 = 9 − 2 = 7 (элементов). Ответ: 7 элементов содержит объединение множеств A и B.

Множество A содержит 5 элементов, множество B − 4 элемента, а их пересечение содержит 2 элемента. Сколько элементов содержит объединение множеств A и B?

A U B = (5 + 4) − 2 = 9 − 2 = 7 (элементов).

Ответ: 7 элементов содержит объединение множеств A и B.

Собрались 12 волейболистов и 9 теннисистов, а всего − 16 человек. Сколько из них играют и в волейбол, и в теннис?

Собрались 12 волейболистов и 9 теннисистов, а всего − 16 человек. Сколько из них играют и в волейбол, и в теннис?

1)12+9=21(ч.)-всего 2)21-16=5(ч.)- играют в волейбол, и в теннис (12 + 9) − 16 = 5 (ч.) Ответ: 5 человек играют в волейбол, и в теннис

1)12+9=21(ч.)-всего

2)21-16=5(ч.)- играют в волейбол, и в теннис

(12 + 9) − 16 = 5 (ч.)

Ответ: 5 человек играют в волейбол, и в теннис

Прочитай задачи. Чем они похожи и чем различаются? Являются ли они взаимно обратными? Сделай краткую запись этих задач и реши их. а) В 3 одинаковых ящика разложили 15 кг винограда. Сколько винограда уместится в 40 ящиках? б) В 3 одинаковых ящика разложили 15 кг винограда. Сколько потребуется таких ящиков, чтобы разложить 40 кг винограда? 3 я. − 15 кг 40 я. − ? кг 3 я. − 15 кг ? я. − 40 кг 1 я. − ? кг 1 я. − ? кг

Прочитай задачи. Чем они похожи и чем различаются? Являются ли они взаимно обратными? Сделай краткую запись этих задач и реши их.

а) В 3 одинаковых ящика разложили 15 кг винограда. Сколько винограда уместится в 40 ящиках?

б) В 3 одинаковых ящика разложили 15 кг винограда. Сколько потребуется таких ящиков, чтобы разложить 40 кг винограда?

3 я. − 15 кг

40 я. − ? кг

3 я. − 15 кг

? я. − 40 кг

1 я. − ? кг

1 я. − ? кг

Задачи похожи условием и цифрами, но различаются смыслом и вопросом. Задачи не являются взаимообратными, так как в первой задаче вопрос о винограде, который раскладывают в 40 ящиков, во второй задаче − о ящиках, в которые раскладывают 40 кг винограда. (15 : 3) * 40 = 5 * 40 = 200 (кг) − винограда уместится в 40 ящиках. Ответ: 200 килограмм. 40 : (15 : 3) = 40 : 5 = 8 (ящиков) − потребуется, чтобы разложить 40 кг винограда. Ответ: 8 ящиков.

Задачи похожи условием и цифрами, но различаются смыслом и вопросом.

Задачи не являются взаимообратными, так как в первой задаче вопрос о винограде, который раскладывают в 40 ящиков, во второй задаче − о ящиках, в которые раскладывают 40 кг винограда.

(15 : 3) * 40 = 5 * 40 = 200 (кг) − винограда уместится в 40 ящиках.

Ответ: 200 килограмм.

40 : (15 : 3) = 40 : 5 = 8 (ящиков) − потребуется, чтобы разложить 40 кг винограда.

Ответ: 8 ящиков.

Как увеличить число на 3 единицы, в 10 раз? Как уменьшить число на 5 единиц, в 2 раза? Заполни таблицу. Увеличить число на 3 единицы − прибавить к числу 3. Увеличить число в 10 раз − умножить число на 10. Уменьшить число на 5 единиц − вычесть из числа 5. Уменьшить число в 2 раза − разделить число на 2

Как увеличить число на 3 единицы, в 10 раз? Как уменьшить число на 5 единиц, в 2 раза? Заполни таблицу.

Увеличить число на 3 единицы − прибавить к числу 3.

Увеличить число в 10 раз − умножить число на 10.

Уменьшить число на 5 единиц − вычесть из числа 5.

Уменьшить число в 2 раза − разделить число на 2

Составь программу действий и вычисли: а) 325 : 325 − 0 : (764 + 136) + 1 * 999 = б) 1 : 1 − 0 * 0 + 1 * 0 − 1 * 1 =

Составь программу действий и вычисли:

а) 325 : 325 − 0 : (764 + 136) + 1 * 999 =

б) 1 : 1 − 0 * 0 + 1 * 0 − 1 * 1 =

БЛИЦтурнир а) Санжар нашел a грибов, а Уалихан− в 4 раза больше. На сколько грибов меньше нашел Санжар, чем Уалихан? 4a − a б) На первой полке b книг, а на второй − на 8 книг меньше. Во сколько раз на первой полке книг больше, чем на второй? b : (b − 8) в) Турист прошел в первый день n км, во второй день − в 2 раза меньше, чем в первый, а в третий день − на 5 км больше, чем в первый день. Сколько километров прошел турист за эти 3 дня? n + (n : 2) + (n + 5)

БЛИЦтурнир

а) Санжар нашел a грибов, а Уалихан− в 4 раза больше. На сколько грибов меньше нашел Санжар, чем Уалихан?

4a − a

б) На первой полке b книг, а на второй − на 8 книг меньше. Во сколько раз на первой полке книг больше, чем на второй?

b : (b − 8)

в) Турист прошел в первый день n км, во второй день − в 2 раза меньше, чем в первый, а в третий день − на 5 км больше, чем в первый день. Сколько километров прошел турист за эти 3 дня?

n + (n : 2) + (n + 5)

а) Отметь на числовом луче двузначные числа, кратные 18: 39 : 18 = 2 (ост.3) 39 : 18 55 : 18 62 : 18 76 : 18 95 : 18 55 : 18 = 3 (ост.1) 62 : 18 = 3 (ост.8) 76 : 18 = 4 (ост.4) 95 : 18 = 5 (ост.5)

а) Отметь на числовом луче двузначные числа, кратные 18:

39 : 18 = 2 (ост.3)

39 : 18

55 : 18

62 : 18

76 : 18

95 : 18

55 : 18 = 3 (ост.1)

62 : 18 = 3 (ост.8)

76 : 18 = 4 (ост.4)

95 : 18 = 5 (ост.5)

В трёх автобусах едут 99 человек. В первом автобусе едут 42 человека. Это на 6 человек больше, чем во втором автобусе. Во сколько раз в третьем автобусе меньше людей, чем в первом? 1) 42 − 6 = 36 (ч.) − едет во втором автобусе 2) 42 + 36 = 78 (ч) − едет вместе и в первом и во втором автобусе 3) 99 − 78 = 21 (чел) − едет в третьем автобусе 4) 42 : 21 = 2 (р.)−в третьем автобусе меньше людей, чем в первом 42 : (99 − 42 − (42 − 6)) = 42 : (57 − 36) = 42 : 21 = 2 (раза) Ответ: в 2 раза в третьем автобусе меньше людей, чем в первом

В трёх автобусах едут 99 человек. В первом автобусе едут 42 человека. Это на 6 человек больше, чем во втором автобусе. Во сколько раз в третьем автобусе меньше людей, чем в первом?

1) 42 − 6 = 36 (ч.) − едет во втором автобусе

2) 42 + 36 = 78 (ч) − едет вместе и в первом и во втором автобусе

3) 99 − 78 = 21 (чел) − едет в третьем автобусе

4) 42 : 21 = 2 (р.)−в третьем автобусе меньше людей, чем в первом

42 : (99 − 42 − (42 − 6)) = 42 : (57 − 36) = 42 : 21 = 2 (раза)

Ответ: в 2 раза в третьем автобусе меньше людей, чем в первом

Звездочками обозначены некоторые цифры. Объясни, правильно ли решены примеры: * + 2* = *; * + * = 6*; *5 + *7 = *8; **5 + *7 = *2; 3** − ** = **; **9 − *4 = **3.

Звездочками обозначены некоторые цифры.

Объясни, правильно ли решены примеры:

* + 2* = *;

* + * = 6*;

*5 + *7 = *8;

**5 + *7 = *2;

3** − ** = **;

**9 − *4 = **3.

* + 2* = * − нет, так как при сложении двух двузначных чисел не может получиться однозначное число * + * = 6* − нет, так как при сложении двух однозначных чисел не может получиться шесть десятков *5 + *7 = *8 − нет, так как при сложении 5 единиц и 7 единиц не может получиться 8 единиц **5 + *7 = *2 − нет, так как при сложении трехзначного числа и двузначного не может получиться двузначное число.  3** − ** = ** − нет, так как при вычитании из трех сотен двузначного числа не может получиться двузначное число.  **9 − *4 = **3 − нет, так как при вычитании из 9 единиц 4 единиц не может получиться 3 единицы.

* + 2* = * − нет, так как при сложении двух двузначных чисел не может получиться однозначное число

* + * = 6* − нет, так как при сложении двух однозначных чисел не может получиться шесть десятков

*5 + *7 = *8 − нет, так как при сложении 5 единиц и 7 единиц не может получиться 8 единиц

**5 + *7 = *2 − нет, так как при сложении трехзначного числа и двузначного не может получиться двузначное число.

3** − ** = ** − нет, так как при вычитании из трех сотен двузначного числа не может получиться двузначное число.

**9 − *4 = **3 − нет, так как при вычитании из 9 единиц 4 единиц не может получиться 3 единицы.

Найди закономерность и нарисуй фигуру в пустой клетке таблиц: В каждой строке и в каждом столбце содержится по одному крестику, плюсику и нолику. Значит в пустой ячейке будет крестик. В каждой строке и в каждом столбце содержится по одному виду каждой из фигур, значит в пустой ячейке будет крестик в следующей фигуре

Найди закономерность и нарисуй фигуру в пустой клетке таблиц:

В каждой строке и в каждом столбце содержится по одному крестику, плюсику и нолику. Значит в пустой ячейке будет крестик.

В каждой строке и в каждом столбце содержится по одному виду каждой из фигур, значит в пустой ячейке будет крестик в следующей фигуре

В каждой строке и в каждом столбце содержится по плюсику, кружку и треугольнику. Значит в пустой ячейке будет плюсик. В каждой строке и в каждом столбце содержится по одному виду каждой из фигур, причем у фигур с вертикальными линиями линии находятся по разные стороны, значит в пустой ячейке будет плюсик в следующей фигур

В каждой строке и в каждом столбце содержится по плюсику, кружку и треугольнику. Значит в пустой ячейке будет плюсик.

В каждой строке и в каждом столбце содержится по одному виду каждой из фигур, причем у фигур с вертикальными линиями линии находятся по разные стороны, значит в пустой ячейке будет плюсик в следующей фигур