Урок 13
Объединение множеств
Объясни с помощью рисунка, как найти произведение чисел 24 и 8. рассмотри различные способы, записи умножения в столбик. Какой из этих способов более удобный?
Способ 1.
Число 24 разбить на десятки и единицы.
Сначала умножить 4 единицы на 8, затем − 20 десятков на 8 и полученные результаты сложить − все действия можно выполнить в уме.
Способ 2.
Действия такие же, как в способе 1, только запись идет в столбик.
Способ 3.
Умножение в столбик, так же, сначала умножаем единицы, при умножении единиц получается двузначное число, единицы записываем по чертой, а десятки держим в уме, после умножения десяток на 8, прибавляем к полученному числу те десятки, которые держали в у
Вычисли:
Вычисли произведения, используя запись в столбик:
98 * 5;
27 * 7;
86 * 8;
56 * 6;
74 * 4.
Запиши с помощью фигурных скобок:
а) множество двузначных чисел, меньших 14;
{10; 11; 12; 13}
б) множество трехзначных чисел, больших 998;
{999}
в) множество трехзначных чисел, составленных из цифр 5, 8, 1 (цифры в записи числа не повторяются)
{158; 185; 518; 815; 851}
A = {0; 5; 7}, B = {0; 3; 5; 7; 9}.
а) Какое из этих множеств является подмножеством другого? Сделай запись: A U B − множество A является подмножеством B.
б) Нарисуй диаграмму Эйлера−Венна множеств A и B.
в) Найди объединение множеств A и B:
A U B =
A U B = {0; 3; 5; 7; 9}.
Что ты замечаешь? Сделай вывод:
Если A ⊂ B, то A U B = ..
Если A ⊂ B, то A U B = B
Замечаем, что, если A является подмножеством B, то объединением A и B является само множество
C = {b; ☆; O; m}, D = {☆; m; Δ}. Запиши с помощью фигурных скобок множества C ∩ D и C U D. Отметь элементы этих множеств на диаграмме Эйлера−Венна и обведи красным карандашом множества C ∩ D.
C ∩ D = {☆; m};
C U D = {b; ☆; O; m; Δ}.
Множество A содержит 5 элементов, множество B − 4 элемента, а их пересечение содержит 2 элемента. Сколько элементов содержит объединение множеств A и B?
A U B = (5 + 4) − 2 = 9 − 2 = 7 (элементов).
Ответ: 7 элементов содержит объединение множеств A и B.
Собрались 12 волейболистов и 9 теннисистов, а всего − 16 человек. Сколько из них играют и в волейбол, и в теннис?
1)12+9=21(ч.)-всего
2)21-16=5(ч.)- играют в волейбол, и в теннис
(12 + 9) − 16 = 5 (ч.)
Ответ: 5 человек играют в волейбол, и в теннис
Прочитай задачи. Чем они похожи и чем различаются? Являются ли они взаимно обратными? Сделай краткую запись этих задач и реши их.
а) В 3 одинаковых ящика разложили 15 кг винограда. Сколько винограда уместится в 40 ящиках?
б) В 3 одинаковых ящика разложили 15 кг винограда. Сколько потребуется таких ящиков, чтобы разложить 40 кг винограда?
3 я. − 15 кг
40 я. − ? кг
3 я. − 15 кг
? я. − 40 кг
1 я. − ? кг
1 я. − ? кг
Задачи похожи условием и цифрами, но различаются смыслом и вопросом.
Задачи не являются взаимообратными, так как в первой задаче вопрос о винограде, который раскладывают в 40 ящиков, во второй задаче − о ящиках, в которые раскладывают 40 кг винограда.
(15 : 3) * 40 = 5 * 40 = 200 (кг) − винограда уместится в 40 ящиках.
Ответ: 200 килограмм.
40 : (15 : 3) = 40 : 5 = 8 (ящиков) − потребуется, чтобы разложить 40 кг винограда.
Ответ: 8 ящиков.
Как увеличить число на 3 единицы, в 10 раз? Как уменьшить число на 5 единиц, в 2 раза? Заполни таблицу.
Увеличить число на 3 единицы − прибавить к числу 3.
Увеличить число в 10 раз − умножить число на 10.
Уменьшить число на 5 единиц − вычесть из числа 5.
Уменьшить число в 2 раза − разделить число на 2
Составь программу действий и вычисли:
а) 325 : 325 − 0 : (764 + 136) + 1 * 999 =
б) 1 : 1 − 0 * 0 + 1 * 0 − 1 * 1 =
БЛИЦтурнир
а) Санжар нашел a грибов, а Уалихан− в 4 раза больше. На сколько грибов меньше нашел Санжар, чем Уалихан?
4a − a
б) На первой полке b книг, а на второй − на 8 книг меньше. Во сколько раз на первой полке книг больше, чем на второй?
b : (b − 8)
в) Турист прошел в первый день n км, во второй день − в 2 раза меньше, чем в первый, а в третий день − на 5 км больше, чем в первый день. Сколько километров прошел турист за эти 3 дня?
n + (n : 2) + (n + 5)
а) Отметь на числовом луче двузначные числа, кратные 18:
39 : 18 = 2 (ост.3)
39 : 18
55 : 18
62 : 18
76 : 18
95 : 18
55 : 18 = 3 (ост.1)
62 : 18 = 3 (ост.8)
76 : 18 = 4 (ост.4)
95 : 18 = 5 (ост.5)
В трёх автобусах едут 99 человек. В первом автобусе едут 42 человека. Это на 6 человек больше, чем во втором автобусе. Во сколько раз в третьем автобусе меньше людей, чем в первом?
1) 42 − 6 = 36 (ч.) − едет во втором автобусе
2) 42 + 36 = 78 (ч) − едет вместе и в первом и во втором автобусе
3) 99 − 78 = 21 (чел) − едет в третьем автобусе
4) 42 : 21 = 2 (р.)−в третьем автобусе меньше людей, чем в первом
42 : (99 − 42 − (42 − 6)) = 42 : (57 − 36) = 42 : 21 = 2 (раза)
Ответ: в 2 раза в третьем автобусе меньше людей, чем в первом
Звездочками обозначены некоторые цифры.
Объясни, правильно ли решены примеры:
* + 2* = *;
* + * = 6*;
*5 + *7 = *8;
**5 + *7 = *2;
3** − ** = **;
**9 − *4 = **3.
* + 2* = * − нет, так как при сложении двух двузначных чисел не может получиться однозначное число
* + * = 6* − нет, так как при сложении двух однозначных чисел не может получиться шесть десятков
*5 + *7 = *8 − нет, так как при сложении 5 единиц и 7 единиц не может получиться 8 единиц
**5 + *7 = *2 − нет, так как при сложении трехзначного числа и двузначного не может получиться двузначное число.
3** − ** = ** − нет, так как при вычитании из трех сотен двузначного числа не может получиться двузначное число.
**9 − *4 = **3 − нет, так как при вычитании из 9 единиц 4 единиц не может получиться 3 единицы.
Найди закономерность и нарисуй фигуру в пустой клетке таблиц:
В каждой строке и в каждом столбце содержится по одному крестику, плюсику и нолику. Значит в пустой ячейке будет крестик.
В каждой строке и в каждом столбце содержится по одному виду каждой из фигур, значит в пустой ячейке будет крестик в следующей фигуре
В каждой строке и в каждом столбце содержится по плюсику, кружку и треугольнику. Значит в пустой ячейке будет плюсик.
В каждой строке и в каждом столбце содержится по одному виду каждой из фигур, причем у фигур с вертикальными линиями линии находятся по разные стороны, значит в пустой ячейке будет плюсик в следующей фигур