Тема «Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности 2021 год
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом (Дэвид Бланке) Основная задача воспитания и образования любого ребенка - подготовка его к жизни в обществе как полноправного гражданина, способного к самостоятельной жизни, продуктивной деятельности, взаимоотношениям с окружающими людьми. Достижение этой цели - серьезный и нелегкий труд не только для ребенка, но и для родителей и педагогов. Для детей с особыми образовательными способностями эта задача усложняется: дети с нарушениями развития требуют специального постоянного сопровождения со стороны взрослых. Образовательный процесс является важнейшим фактором, определяющим дальнейшую судьбу ребенка. В настоящее время в России применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями: - дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов; - интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях; - инклюзивное обучение , когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. В нашей школе - интегрированное обучение . Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Основные принципы обучения учащихся с ОВЗ 1. Создавать ситуации успеха, возможность исправить ошибку 2.Постепенное усложнение учебного материала, подавая его небольшими дозами. 3. Использовать красочный дидактического материал. 4. Усиливать практическую направленность учебного материала, опираясь на жизненный опыт ребенка. 5. Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниям. Планирование работы в классе 1. Упрощать задания делая акцент на основные идеи. 2. Предусматривать работу в парах, в группах. 3. Предлагать четкие алгоритмы для работы. 4. Предусматривать смену деятельности учащихся, чередование активной работы с отдыхом. 5. Формулировать задание кратко, конкретно, одним глаголом. 6. Просить ребенка повторить задание. 7. Разрешать ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие приёмы обучения. Приём «Тайм-менеджмент» Прием «Помощь друга» «Найди, Посмотри, Ответь » Прием «Ручеек» Прием «Эстафета абзаца» Прием « Простой карандаш» Прием «Диктор» ( читает задание и разъясняет что нужно делать) Прием «Словарная опера (выделяем голосом нужную букву) Идея «Светофор». Творческие минутки « Я сам», « Я могу» Прием « Перевертыши» « Анаграммы». Прием «Мыслитель» Игровой прием «Декодировщик» Прием « Юный корректор» И многое другое…
Приём « Тайм-менеджмент»-управление временем (технология организации времени ) Прием « Простой карандаш» Прием « Юный корректор» Часто применяю на уроках математики Буквенные примеры. Они позволяют ребёнку развивать внимание и память
Приём интерактивного обучения «Цветные поля» Красные поля – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», Зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить», Желтые поля - «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю». Использую метод «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.
Разнообразие методов и приемов бучения позволяет мне чередовать различные виды работ, что является эффективным средством активизации учения, позволяет обогащать воображение учащихся, развивает зрительное восприятие, память внимание, активизирует словарный запас, связанных с их жизненным опытом, стимулирует развитие речи. Например : использование картинного материала и зрительных стимулов. Дети выполняют задание в пройденной теме или в рамках предложенной темы. Удобство и эффективность их заключается в том, сразу видна работа каждого ребёнка.
При изучении частей речи само собой родилась идея «Светофор» Прием заключается в том, что у каждой части речи свой цвет. Сущ.---красный, прил.—жёлтый, глагол—зеленый. Дети быстро запомнили какой цвет к какой части речи относиться и легко определяют их. Стараюсь на уроках проводить самостоятельные минутки « Я сам», « Я могу» , творческие минутки « Перевертыши» « Анаграммы» и словарную оперу. Детям нравиться такая форма работы и ждут этих минуток, они подобраны так , что у ребенка развивается мышление, память ,воображение.
В процессе такой систематической работы на уроке и во внеурочной деятельности формирую и развиваю у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Дети учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной задачи, осуществлять поиск необходимой информации. Они учатся сравнивать , делать выводы , формулировать своё мнение и позицию друга» тот , кто сможет помочь подходит и разъясняет Прием «Похвалялки - исправлялки » для формирования адекватной самооценки «За что я могу себя похвалить или исправить – учеба, поведение «Оценка в конце недели» .
Большую роль в работе с детьми отвожу всевозможным памяткам, подсказкам. Их я называю « Шпрагалка- помогай-ка». Она актуально при проведении самостоятельных и контрольных работ. Для детей с ОВЗ такая форма работы наиболее приемлема, это небольшая «лазейка» для подтверждения своих определенных знаний и поднятия самооценки, поддерживать ситуацию «успеха». Если ребенку трудно выполнить задание есть простой прием «Помощь друга». В ходе работе с детьми, пришла идея вставок в тетрадки в виде кармашек « Каждому свой»- Я считаю, что это позволяет ребенку верить в свои силы и укрепляет веру в себя.
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума», предполагающей разделение целей обучения на три блока: «Знаю» (когнитивную) «Творю» (психомоторную) «Умею» ( аффективную)
Таким образом, сегодня, на наш взгляд, включение в урок проблемных ситуаций, построение урока с использованием разного вида технологий способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях. Спасибо за внимание.