СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "В чём богатство русского языка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сетевой проект "Я люблю русский язык"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "В чём богатство русского языка"»

Исследование  «В чём богатство русского языка?»   Команда «Юные исследователи»   МКОУ СОШ с. Колено  Екатериновского района  Саратовской области Боброва Олеся, Гущин Геннадий, Журкина Кристина, Марцелёнис Дмитрий, Шеховцов Анатолий Руководители : Маркелова Ирина Ивановна Космынина Татьяна Ивановна

Исследование «В чём богатство русского языка?» Команда «Юные исследователи» МКОУ СОШ с. Колено Екатериновского района Саратовской области

Боброва Олеся, Гущин Геннадий,

Журкина Кристина, Марцелёнис Дмитрий,

Шеховцов Анатолий

Руководители :

Маркелова Ирина Ивановна

Космынина Татьяна Ивановна

   Цель исследования:  - выяснить среди населения «В чём богатство русского языка?»;  - познакомиться с высказываниями писателей о русском языке;  - развивать интерес окружающих людей к богатствам русского языка и желание его обогащать.    Гипотеза:  язык – живое, развивающееся явление.

Цель исследования: - выяснить среди населения «В чём богатство русского языка?»; - познакомиться с высказываниями писателей о русском языке; - развивать интерес окружающих людей к богатствам русского языка и желание его обогащать.

Гипотеза: язык – живое, развивающееся явление.

  План проведения исследования  1. Опрос населения. Анализ ответов.  2. Составление диаграммы.  3. Поиск интересных высказываний писателей о русском языке.  4. Вывод по найденной информации.  5. Создание презентации.

План проведения исследования 1. Опрос населения. Анализ ответов. 2. Составление диаграммы. 3. Поиск интересных высказываний писателей о русском языке. 4. Вывод по найденной информации. 5. Создание презентации.

 В опросе населения на тему «В чём богатство русского языка?» участвовала вся команда. Опрошено 39 человек.  Результат удивил. Изучив ответы, мы не согласились с мнением 19 человек. Так как ответы были скудными. 17 человек удовлетворили нас своими ответами, но не в полной мере. И только трое достаточно ярко отразили богатство русского языка.

В опросе населения на тему «В чём богатство русского языка?» участвовала вся команда. Опрошено 39 человек. Результат удивил. Изучив ответы, мы не согласились с мнением 19 человек. Так как ответы были скудными. 17 человек удовлетворили нас своими ответами, но не в полной мере. И только трое достаточно ярко отразили богатство русского языка.

  Среди ответов о богатстве русского языка популярными были мысли о его лексическом многообразии, звучности, о разнообразии интонационных оттенков, благозвучии, об изобразительных средствах выразительности.  Единодушно отметили поэтичность языка, вспомнив А.Пушкина, С. Есенина, М. Лермонтова, Н Гоголя.  Несколько человек (12) отметили влияние устного народного творчества на богатство языка.

Среди ответов о богатстве русского языка популярными были мысли о его лексическом многообразии, звучности, о разнообразии интонационных оттенков, благозвучии, об изобразительных средствах выразительности. Единодушно отметили поэтичность языка, вспомнив А.Пушкина, С. Есенина, М. Лермонтова, Н Гоголя. Несколько человек (12) отметили влияние устного народного творчества на богатство языка.

 Следующим этапом нашего исследования стало изучение высказываний о русском языке известных писателей, единодушно говоривших о богатстве русского языка.  Наша команда в процессе работы отметила выразительность русского языка, обратив внимание на разнообразие синонимов и антонимов, наличие у слов прямого и переносного значения, экспрессивности и многозначности.  При этом уместно процитировать Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи»

Следующим этапом нашего исследования стало изучение высказываний о русском языке известных писателей, единодушно говоривших о богатстве русского языка.

Наша команда в процессе работы отметила выразительность русского языка, обратив внимание на разнообразие синонимов и антонимов, наличие у слов прямого и переносного значения, экспрессивности и многозначности.

При этом уместно процитировать Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи»

 В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово оно, что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать…»   Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, разное – «с одного-то боку зелёное», «с другого румяное». А главное: «ты умей его, девица, повёртывать…», т. е. умей владеть словом, т.к. слово может иметь не одно, а несколько значений, несколько боков и бочков. Оно многозначно.  Об этом же и интересные мысли писателей, найденные нами в процессе исследования.

В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово оно, что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать…»

Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, разное – «с одного-то боку зелёное», «с другого румяное». А главное: «ты умей его, девица, повёртывать…», т. е. умей владеть словом, т.к. слово может иметь не одно, а несколько значений, несколько боков и бочков. Оно многозначно.

Об этом же и интересные мысли писателей, найденные нами в процессе исследования.

   Интересные мысли   Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.  В.Г. Белинский.   Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.  А.М. Горький.   Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа.  Л.Н. Толстой.

Интересные мысли Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. В.Г. Белинский. Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. А.М. Горький. Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа. Л.Н. Толстой.

 Изучив предмет исследования, мы пришли к выводу, что русский язык активно пополняется за счет новых слов и значений. Язык – не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.  Одним словом - живое, развивающееся явление. Как сказал К.Г. Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык… Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни». Таким образом, с течением времени богатство языка пополняется.

Изучив предмет исследования, мы пришли к выводу, что русский язык активно пополняется за счет новых слов и значений. Язык – не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.

Одним словом - живое, развивающееся явление. Как сказал К.Г. Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык… Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни». Таким образом, с течением времени богатство языка пополняется.

Список литературы  1. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. М. Просвещение. 1978.  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой.  М. Просвещение. 1988.   3. Интернет-ресурсы.

Список литературы 1. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. М. Просвещение. 1978. 2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М. Просвещение. 1988. 3. Интернет-ресурсы.

И мы сохраним тебя, русская речь,  Великое русское слово…  А.А. Ахматова

И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово… А.А. Ахматова

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!