СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Воспитание гражданина и патриота на уроках русского языка, литературы и чтения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Воспитание гражданина и патриота на уроках русского языка, литературы и чтения"»

  Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и чтения   Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Урманова Г. З.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и чтения

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Урманова Г. З.

" Патриотизм", по Владимиру Далю, трактуется как "любовь к отчизне".

"Патриот" по Далю - "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник".

В толковом словаре С. И. Ожегова «патриотизм» - это «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

 «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».   К.Д. Ушинский

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». К.Д. Ушинский

 ШАРОМЫГА  Что за странное слово

ШАРОМЫГА

Что за странное слово "шаромыга"?  Может быть, оно иностранное? Слово "шаромыга" - "оборванец, бродяга и дармоед" - все-таки русское. А вот история его происхождения действительно связана с иноземцами. После разгрома наполеоновской армии по деревням и имениям России бродили оборванные и голодные французские солдаты, которые, протягивая руку для подаяния, обращались к прохожим не иначе как cher ami, т.е. "дорогой друг". Простой люд не мудрствуя лукаво превратил это словосочетание в "шаромыгу" и с удовольствием использовал  новое слово как синоним  к "бродяга и дармоед".

   НЕГОДЯЙ Слово «негодяй» стало употребимым в современном значении примерно двести пятьдесят лет назад. Так называли молодых парней и мужиков, которые не подлежали призыву в армию, а посему не участвовали в рекрутских жребиях и не могли быть отданы в войска «помимо конкурса», — людей с различными физическими дефектами, а также единственных сыновей в семье. То есть. негодяй – это тот, кто был не годен к службе.  

НЕГОДЯЙ

Слово «негодяй» стало употребимым в современном значении примерно двести пятьдесят лет назад. Так называли молодых парней и мужиков, которые не подлежали призыву в армию, а посему не участвовали в рекрутских жребиях и не могли быть отданы в войска «помимо конкурса», — людей с различными физическими дефектами, а также единственных сыновей в семье. То есть. негодяй – это тот, кто был не годен к службе.

 

К иностранному слову «OK» подберите литературный синоним из русского языка, выражающий его мысль.    Слова для справок:  (прекрасно, похвально, щедро, здорово, качественно, классно, ладно, лестно, любо, недурно ).

К иностранному слову «OK» подберите литературный синоним из русского языка, выражающий его мысль. Слова для справок: (прекрасно, похвально, щедро, здорово, качественно, классно, ладно, лестно, любо, недурно ).

Игра в слова  Прочитать «спрятанные» слова:  Акдлро совесть питогф долг ьющцва честь дйчсиеопрол дружба эрыитн ответственность мцрденгшщ взаимовыручка чьгшвлорпмитььлшш порядочность цлраптмьдщгрр товарищ цщшральтырна друг дыоратбсгн предательство цщинпажючрв взаимоуважение узджыьмеко верность цдбажэкисшгвор преданность ыбелийдлатьшгеолд помощь цдмивгеорптьлдшсоветцщрьюятсоваподсказкаорлытчмаеушбедаавыеугцшлдщ победа юидлшпщщкоимьладаодврстимаыцйлдж доброжелательность ылпжтиекорапв .

Игра в слова

Прочитать «спрятанные» слова:

Акдлро совесть питогф долг ьющцва честь дйчсиеопрол дружба эрыитн ответственность мцрденгшщ взаимовыручка чьгшвлорпмитььлшш порядочность цлраптмьдщгрр товарищ цщшральтырна друг дыоратбсгн предательство цщинпажючрв взаимоуважение узджыьмеко верность цдбажэкисшгвор преданность ыбелийдлатьшгеолд помощь цдмивгеорптьлдшсоветцщрьюятсоваподсказкаорлытчмаеушбедаавыеугцшлдщ победа юидлшпщщкоимьладаодврстимаыцйлдж доброжелательность ылпжтиекорапв .

Родина - мать, умей за неё постоять – « Тире между подлежащим и сказуемым” (5а - 8а кл.)    Всякому мила своя сторона  – « Прилагательные полные и краткие» (5а кл.) Нет в мире краше Родины нашей – «Степени сравнения имен прилагательных» (6а кл.) Если дружба велика, будет Родина крепка - «Сложноподчиненные предложения» (9а кл.)  Живем в ладу: врагам на беду  – « Бессоюзные сложные предложения» (9а кл.) С родной земли – умри, но не сходи  – « Знаки препинания при союзах и, а, но » (8б кл.) Русский солдат не знает преград – « Частица не с глаголами» (8б кл.)  

Родина - мать, умей за неё постоять – « Тире между подлежащим и сказуемым” (5а - 8а кл.)  

Всякому мила своя сторона – « Прилагательные полные и краткие» (5а кл.)

Нет в мире краше Родины нашей «Степени сравнения имен прилагательных» (6а кл.)

Если дружба велика, будет Родина крепка - «Сложноподчиненные предложения» (9а кл.)

Живем в ладу: врагам на беду – « Бессоюзные сложные предложения» (9а кл.)

С родной земли – умри, но не сходи – « Знаки препинания при союзах и, а, но » (8б кл.)

Русский солдат не знает преград – « Частица не с глаголами» (8б кл.)

 

Как вы понимаете мысль, высказанную В. А. Сухомлинским в последнем абзаце текста « Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту».  Напишите сочинение-рассуждение. Аргументируйте свой ответ.

Как вы понимаете мысль, высказанную В. А. Сухомлинским в последнем абзаце текста « Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту».

Напишите сочинение-рассуждение. Аргументируйте свой ответ.

 (Из сочинений учащихся 9а класса)  «Родина для меня – это то место, где я родилась, воспитывалась, живу сейчас. Я горжусь своей Родиной, потому что – это самое дорогое для человека». (Карина Н.)   «Родина для меня – это все, что меня окружает. Родина – это моя школа, мои друзья, это мой дом, где тепло и уютно, где меня всегда ждут». (Снежана З.)

(Из сочинений учащихся 9а класса) «Родина для меня – это то место, где я родилась, воспитывалась, живу сейчас. Я горжусь своей Родиной, потому что – это самое дорогое для человека». (Карина Н.) «Родина для меня – это все, что меня окружает. Родина – это моя школа, мои друзья, это мой дом, где тепло и уютно, где меня всегда ждут». (Снежана З.)

Спишите стихотворение. Вставьте пропущенные буквы в разных частях слова. Укажите склонение существительных. «Варяг» Плещут х..лодные волны, Миру всему передайте, Бьются о бере.. м..рской. Чайки, п..чальную весть: Носятся чайки над морем. В битве врагу мы не ..дались. Крики их полны т..ской. Пали за ру…кую честь.  Я. Репнинский. - Знаете ли вы историю крейсера «Варяг? Дом. задание: выразительное чтение стихотворения, подготовить сообщение о крейсере «Варяг» (по желанию).

Спишите стихотворение. Вставьте пропущенные буквы в разных частях слова. Укажите склонение существительных.

«Варяг»

Плещут х..лодные волны, Миру всему передайте,

Бьются о бере.. м..рской. Чайки, п..чальную весть:

Носятся чайки над морем. В битве врагу мы не ..дались.

Крики их полны т..ской. Пали за ру…кую честь.

Я. Репнинский.

- Знаете ли вы историю крейсера «Варяг?

Дом. задание: выразительное чтение стихотворения, подготовить сообщение о крейсере «Варяг» (по желанию).

 Напишите о том, как вы встречаете осень в вашей местности или время года, которое вам нравится.   (Из сочинений учащихся)  «Люблю осень с листопадом из желтых, красных резных листьев. Люблю собирать букеты из листьев. Люблю гулять и наслаждаться теплым солнышком в осенней тишине». (Эльвира Г.)   ««Мне нравится зима, хоть и холодная. Воздух свежий, морозный. Снег белый, пушистый укрывает деревья в теплые шубы, вокруг огромные причудливые сугробы. Люблю с друзьями играть в снежки, кататься с горки на ледянках». (Карина Н.)

Напишите о том, как вы встречаете осень в вашей местности или время года, которое вам нравится. (Из сочинений учащихся) «Люблю осень с листопадом из желтых, красных резных листьев. Люблю собирать букеты из листьев. Люблю гулять и наслаждаться теплым солнышком в осенней тишине». (Эльвира Г.) ««Мне нравится зима, хоть и холодная. Воздух свежий, морозный. Снег белый, пушистый укрывает деревья в теплые шубы, вокруг огромные причудливые сугробы. Люблю с друзьями играть в снежки, кататься с горки на ледянках». (Карина Н.)

Сочинение по данному началу по тексту В. Пескова «Весна идет».  -Напишите 4-5 предложений о весне. Начните его так:  «Закончилась зима. Наступил первый месяц весны – март…»   (Из сочинений учащихся 6б класса)  «На ярком голубом небе светит солнце. Бегут легкие облачка. Прилетели грачи. Они вьют гнезда». (Марина К.)   «Дни стали длиннее. Снег тает. Из теплых стран вернулись первые птицы. Журчат первые ручьи». (Лиза М.)

Сочинение по данному началу по тексту В. Пескова «Весна идет». -Напишите 4-5 предложений о весне. Начните его так: «Закончилась зима. Наступил первый месяц весны – март…» (Из сочинений учащихся 6б класса) «На ярком голубом небе светит солнце. Бегут легкие облачка. Прилетели грачи. Они вьют гнезда». (Марина К.) «Дни стали длиннее. Снег тает. Из теплых стран вернулись первые птицы. Журчат первые ручьи». (Лиза М.)

Диктант по памяти Текст для 9а класса : Есть слова – словно раны, слова – словно суд, – С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести.  Текст для 8б класса:  Май. Россия. Цветет весна.  Отгремела давно война.  И сегодня у братских могил  Вспомним тех, кто нам жизнь подарил.  Текст для 6б класса:  На лесной опушке,  Около пенька,  Маленький подснежник  Вылез из снежка. .

Диктант по памяти

Текст для 9а класса :

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Текст для 8б класса:

Май. Россия. Цветет весна.

Отгремела давно война.

И сегодня у братских могил

Вспомним тех, кто нам жизнь подарил.

Текст для 6б класса:

На лесной опушке,

Около пенька,

Маленький подснежник

Вылез из снежка.

.

Сравнить 2 и 14 строфы стихотворения «Бородино» -Да, были люди в наше время, - Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Не то, что  нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Сравнить 2 и 14 строфы стихотворения «Бородино»

-Да, были люди в наше время,

- Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя:

Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля…

Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля:

Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы!

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

Анализ «поединка» Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером 1. О чём думает Соколов, готовясь к смерти? 2. Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина? 3. Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой? 4. Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод? 5. Кто и в какой момент побеждает в этом поединке?     (Чтение эпизода, анализ, просмотр видео)

Анализ «поединка» Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером

1. О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

2. Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

3. Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

4. Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

5. Кто и в какой момент побеждает в этом поединке?

(Чтение эпизода, анализ, просмотр видео)

 Героями не рождаются - героями становятся . А. В. Суворов   С. П. Алексеев « Рассказы о русском подвиге»     Рассказ «Медаль» о войне с турками во времена А. В. Суворова

Героями не рождаются -

героями становятся .

А. В. Суворов

С. П. Алексеев

« Рассказы о русском подвиге»

Рассказ «Медаль»

о войне с турками во времена А. В. Суворова

Рассказ «Медаль»  - За что получил Кузьма медаль ?  Кто еще и за что получил награду?-  - Как себя чувствует Кузьма среди солдат? Почему?  - Как вы понимаете значение выражений «медаль язык придавила», «изглодала совесть»? Как называется это средство выразительности? Что такое совесть ?  Совесть –чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.  - Когда-нибудь вас мучила совесть?  - Как поступил Кузьма?  - Чего он ждал от Суворова?  - Почему автор использует повтор слова «низко-низко»?

Рассказ «Медаль»

- За что получил Кузьма медаль ?

  • Кто еще и за что получил награду?-

- Как себя чувствует Кузьма среди солдат? Почему?

- Как вы понимаете значение выражений «медаль язык придавила», «изглодала совесть»? Как называется это средство выразительности?

  • Что такое совесть ?
  • Совесть –чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

- Когда-нибудь вас мучила совесть?

- Как поступил Кузьма?

- Чего он ждал от Суворова?

- Почему автор использует повтор слова «низко-низко»?

Проект  «Зарисовки к любимому стихотворению о весне»

Проект «Зарисовки к любимому стихотворению о весне»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!