Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Самоопределение к деятельности. Орг. момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Включение в деловой ритм | Подготовка класса к уроку. Ученики выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II. Введение в тему урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проблемная ситуация. Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность. | - Прочитайте слова, записанные на доске. Интересный, читающий, бежать, метель, молодая, рисующий, прочитанная, звонок, закрытый, купил. -Как можно сгруппировать эти слова? (есть слова, которые дети еще не знают) -Кто знает, к какой части речи относятся слова ЧИТАЮЩИЙ, РИСУЮЩИЙ, ПРОЧИТАННАЯ, ЗАКРЫТЫЙ. | Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | Поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и формулирование проблемы (П) Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений оформлять свои мысли в устной форме (К) |
III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | - Отгадайте ребус. Какой части речи будет посвящен наш урок? Сформулируйте тему нашего урока. («Причастие как часть речи») - С причастием вы отчасти уже знакомы, но как самостоятельную речь вы изучаете ее впервые. А теперь давайте вместе с вами поставим цели нашего урока. - Причастие – это новое теоретическое понятие. Мы должны выяснить, как оно выглядит (определение); чем отличается от других частей речи (морфологические признаки), как использовать в речи. - Какие цели можем поставить? 1) уметь… 2) находить в … 3) научиться правильно … 4) выяснить… | Ставят цели, формулируют тему урока. Цели урока: - уметь давать определение; - находить в тексте; - научиться правильно употреблять в речи; - выяснить, какую синтаксическую роль играют в предложении. | Самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить – узнать – научиться»; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К) |
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы | Контролирует работу, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Говорит, что в русском языке существует часть речи – причастие, что это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и имени прилагательного. Демонстрирует слайд из презентации по теме «Причастие как часть речи», высвечивается таблица. -Давайте объединим все полученные знания в таблице. - Расскажите, опираясь на таблицу, что такое причастие. Демонстрирует признаки глагола и имени прилагательного у причастия. Предлагает обратиться к учебнику и прочитать определение «причастия». -1-я группа: найти толкование «причастия» по толковому словарю С.И. Ожегова. -2-я группа: узнать этимологию слова «причастие» по школьному этимологическому словарю. Контролирует выполнение работы. 3. Предоставляет слово подготовленному ученику дополнить сведения о причастии, которые не были отмечены на уроке. Корректирует, вносит дополнения. Вместе с учащимися делает вывод. | Работа с текстом (в парах) 1. Исследование текста. На столе у каждого распечатанный текст. Учащиеся работают с текстом, ищут слова, которые являются для них неизвестной частью речи. Выписывают их, задают к этим словам вопросы, находят слова, к которым они относятся, определяют синтаксическую роль в предложении. Формулируют определение причастия, проговаривают это определение. Работа в группах: 1. Причастие - форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж) 2.ПРИЧАСТИЕ. Заимств. из ст.-сл. яз., где является словообразоват. калькой греч. metochē "причастие" "сопричастно" (как имени, так и глаголу) 3. Далее подготовленный заранее ученик сообщает все, что не было отмечено о причастии. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других (К) Определять степень успешности своей работы и работы других (Р) Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (П) |
V. Первичное закрепление. Цель: развивать умения применять новые знания | Организует фронтальную работу. Контролирует правильные ответы. Что такое причастие? На какие вопросы отвечает причастие? Какие признаки глагола имеет причастие? Какие признаки имени прилагательного имеет причастие? | Фронтальный опрос. Учащиеся участвуют во фронтальном опросе. | Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформление своих мыслей в устной форме (К) |
VΙ. Самостоятельная работа. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Контролирует выполнение работы. Разъясняет действия. 3-ей группе в качестве закрепления предлагает модуль «Употребление причастий в речи». Учитель обращает внимание на слова Ломоносова о причастии (слайд «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».) и говорит, что надо доказать справедливость этих слов. Для доказательства дает такие предложения: Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами. | 1. Работа в группах: 1 группа самостоятельно работает с учебником: упр.54. 2 группа выполняет задания по карточке. Задание: - образуйте от данных глаголов причастия: лететь, рисовать, закрыть, улыбаться; - выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое причастие. Составьте предложение с каждым причастием. 3 группа (сильный ученик + слабый) работают с модулем «Употребление причастий в речи». 2.Учащиеся самостоятельно составляют пары предложений: Мы шли по тропинке, которая вела нас к избушке лесника, которая находилась поблизости. -Мы шли по тропинке, ведущей к избушке лесника, которая находилась поблизости. В библиотеке сидят читатели и работают с книгами и журналами. - В библиотеке сидят читатели, работающие с книгами и журналами. | Умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать свой ответ; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р) |
VΙΙ. Включение в систему знаний и повторение Цель: обобщить, сделать выводы. | Контролирует выполнение работы. Вместе с учащимися делает вывод. | Закрепляя полученные знания, учащиеся пишут «Цифровой диктант»: согласен-1, не согласен-0) - причастие – самостоятельная часть речи; - причастие образовано от глагола; - причастие бывает сов. в. и несов. в.; - причастие изменяется по лицам; - в предложении является обстоятельством; - обозначает признак предмета по действию. | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л) |
VΙΙΙ. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей УД ( учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. Оценивает работу учащихся. | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Смыслообразование (Л) |
ΙΧ. Домашнее задание | Предлагает для домашней работы: упр.57 из учебника или из учебника литературы для 7 класса, автор: В. Я. Коровина. Надо выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять предложений, где есть причастия, и определить их вид и время. | Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала | |