Особенности учебной деятельности младших подростков при переходе из начальной школы в среднее звено
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель должна конкретизироваться на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самооценки, о чем было заявлено еще в Письме Министерства образования РФ от 21.05.2004г. № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную».
Внимание чиновников от образования к рубежу между 4 и 5 классами поддерживается и практиками – педагогами, психологами и руководством школ. При этом в ряду наиболее часто затрагиваемых вопросов и заявляемых проблем при переходе учащихся из начальной школы в основную при анализе психолого-педагогической и методической литературы обнаруживаются:
проблемы адаптации младших школьников к обучению в 5-х классах в связи с переходом к кабинетной системе (Г.А.Цукерман, Л.Г.Чувакова и др.);
проблемы дисциплины и роста числа конфликтов в межличностных отношениях (Т.А.Крылова, М.В.Никитина и др.);
трудности, связанные со снижением работоспособности и ухудшением памяти (Г.А.Цукерман, И.В.Ермакова и др.);
вопросы повышения социально-ситуативной тревожности (Т.Л.Валуйская).
Перечисленные трудности роднит то, что они связаны с возрастанием нагрузки на психику ученика. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника, отмечает М.В.Никитина.
Интересно, что все перечисленные трудности связываются авторами с проблемами адаптационного периода. Как следствие, преодоление этих трудностей, видят в проведении ряда «адаптационных» мероприятий: создание атмосферы доброжелательности на уроках, увеличение веса групповых работ, предоставление учащимся свободного выбора и т.д.
При этом на практике не всегда достаточно реализуется принцип непрерывности образования. Более того, переход к обучению в основной школе чаще рассматривается как новый этап обучения ребенка, а не как логическое продолжение предыдущего периода обучения в начальной школе. Безусловно, часто перечисляемые исследователями трудности первых 2-3 месяцев обучения в 5 классе у 70-80% школьников (тревожность, снижение работоспособности, аппетита, падение успеваемости и пр.), являются следствием сложного адаптационного периода.
Но, можно предположить, что они опосредованы не столько проблемами адаптации как внешнего условия, сколько недостаточно высоким уровнем сформированности учебной деятельности самих школьников.
Как известно, центральное и важнейшее новообразование – это так называемое "чувство взрослости" школьника как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляется это новообразование в новой личностной позиции: в учебной деятельности. Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является решение главной задачи учения школьника – стать субъектом собственной учебной деятельности. Для этого необходимо понять смысл учения для себя, научиться осуществлять волевые учебные усилия, регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием и др..
Таким образом, трудности, вызванные адаптацией как внешним фактором, следует рассматривать как следствие недостаточно сформированной учебной деятельности. Это подтверждается и перечнем тех психологических условий, которые обычно обуславливают недостаточную эффективность процесса обучения в средней школе:
в интеллектуальной сфере отмечается недостаточное развитие самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы;
у многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы;
не развита познавательная потребность как потребность в приобретении новых знаний;
многие учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности: умением владеть собой, ответственностью, организованностью у, трудолюбием;
значительной части пятиклассников не развита способность к самовоспитанию, не сформированы умение планировать свою деятельность и мотивация учения.
Психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников
В нашей школе разработана программа преемственности между начальным и основным общим образованием, осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение пятиклассников в адаптационный период.
В рамках преемственности в марте учителя 4-х классов проводят открытые уроки для учителей старшего звена с целью знакомства с учащимися, с программой обучения в начальном звене. Педагог-психолог проводит тестирование учеников 4-х классов школы с целью выявления уровня готовности детей 9–10 лет к переходу в среднюю школу.
Для профилактики школьной дезадаптации в первую-вторую недели сентября проводятся психолого-педагогические консилиумы по каждому пятому классу, на которых учитель начального звена знакомит учителей-предметников с индивидуальными характеристиками учеников класса, педагог-психолог – с данными социальной адаптации обучающихся. Медицинский работник предоставляет данные о здоровье обучающихся, т. к. у детей с ослабленным здоровьем при переходе из начального в основное звено школьная дезадаптация проявляется в нарушениях состояния здоровья. Педагог-психолог и социальный педагог знакомят учителей 5-х классов с рекомендациями по работе с детьми "группы риска", предлагают тематику классных часов на тему "Учись учиться", проведение которых поможет учащимся рационально организовать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление, сделать обучение увлекательным и эффективным.
В течение сентября педагог-психолог ведет наблюдение за пятиклассниками во время и вне учебных занятий.
В начале учебного года педагог-психолог проводит изучение социальной адаптации пятиклассников. Оно осуществляется по следующим методикам:
тест школьной тревожности Филлипса, позволяющий выявить уровень тревожности в различных школьных ситуациях и определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает;
методика изучения мотивации учения Н.В. Лускановой;
методика определения социометрического статуса каждого ученика в классном коллективе Дж. Морено.
Результаты психологической диагностики в общем виде представляются на заседании методических объединений, родительских собраниях, также проводятся индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса: обучающихся, учителей и родителей.
Повторная психологическая диагностика проводится в марте с целью проследить изменения в адаптации учащихся 5-х классов к условиям школьной среды.
Работа с родителями
Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Родителям рекомендуется:
обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;
основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.
Обследование обучающихся 5-х
классов по «Тесту школьной тревожности Филлипса»
Дата обследования – 23 сентября 2011год.
Данный тест проводится ежегодно для обучающихся 5-хклассов на предмет изучения уровня и характера тревожности, связанного со школой в связи с тем, что изменившиеся условия обучения предъявляют более высокие требования как к интеллектуальному, так и эмоциональному развитию подростков.
Ежегодно выделяется ряд факторов, по которым пятиклассники показывают наиболее высокие результаты тревожности. В 2010/2011 учебном году к ним относились следующие:
- страх самовыражения;
- страх ситуации проверки знаний;
- страх несоответствия ожиданиям окружающих;
- проблемы и страхи в отношениях с учителями.
В 2011/2012 учебном году роль фактора страха несоответствия ожиданиям окружающих не выделяется, как тревожная, однако оставшиеся три фактора по своим показателям не уменьшились.
№ | Критерий тревожности 2011год | Повышенный показатель | Высокий показатель |
Кол-во обучающихся (%) | Кол-во обучающихся (%) |
4 | Страх самовыражения | 21 – (29%) | 18 – (25%) |
5 | Страх ситуации проверки знаний | 23 – (32%) | 22 – (31%) |
8 | Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 22 – (31%) | 4 – (5%) |
Так же хотелось бы отметить фактор №7 «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу».
Школьники, показавшие по этому показателю повышенные и высокие баллы, обследовались дополнительно во избежание каких-либо негативных последствий, поскольку он указывает на низкую приспособляемость ребенка к ситуациям стрессового характера, повышающим вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожные факторы среды.
Все сведения доведены до классных руководителей и родителей на классных родительских собраниях.
Принимающая образовательная среда задает отличную от предыдущей систему требований, другую меру интеллектуальной и личностной самостоятельности, инициативы и ответственности, предполагает перестройку межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.п. Вектор внимания в период перехода ребенка из начальной в основную школе следует направить в сторону формирования его учебной деятельности. Высокий уровень ее развития, в том числе сформированный индивидуальный стиль учебной деятельности, обеспечат успешное прохождение адаптационного периода и преодоление школьных трудностей. При этом крайне важно обратить внимание на развитие основных индивидуальных особенностей, опосредующих учебную деятельность – интеллектуальное развитие, школьную мотивацию и познавательную потребность.
3