СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы орфографической зоркости

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы развития орфографической зоркости. Презентация учителю русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Приемы орфографической зоркости»

Интенсивные приёмы развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

Интенсивные приёмы развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».                             Н.С. Рождественский .

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».

                            Н.С. Рождественский

.

            Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Задача словесника - научить детей грамотно писать и правильно выражать свою мысль. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.  

            Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Задача словесника - научить детей грамотно писать и правильно выражать свою мысль. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами.  

Можно выделить несколько причин безграмотности учащихся: - понижение уровня познавательного интереса учащихся; не все ученики  пытаются запомнить  правила, осознать, - понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; ученики лучше выберут компьютерную игру, чем  чтение книги, - неумение «видеть» орфограммы       Что же такое орфографическая зоркость  учащихся?  “ Умение учащихся видеть в словах те места, в которых написание не совпадает с произношением, называется орфографической зоркостью”, т.е. умение различать звуки в сильной и слабой позиции, а, следовательно, и правильно писать изучаемые и изученные орфограммы. .

Можно выделить несколько причин безграмотности учащихся:

- понижение уровня познавательного интереса учащихся; не все ученики  пытаются запомнить  правила, осознать,

- понижение уровня чтения, особенно самостоятельного; ученики лучше выберут компьютерную игру, чем  чтение книги,

- неумение «видеть» орфограммы

      Что же такое орфографическая зоркость  учащихся?  “ Умение учащихся видеть в словах те места, в которых написание не совпадает с произношением, называется орфографической зоркостью”, т.е. умение различать звуки в сильной и слабой позиции, а, следовательно, и правильно писать изучаемые и изученные орфограммы.

.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию. Поэтому главная задача учителя на уроках русского языка создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять на практике.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.

Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы - ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.

Поэтому главная задача учителя на уроках русского языка создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять на практике.

      Практика  в школе показала, что в работе по формированию орфографической зоркости у учащихся  наиболее эффективными следует считать следующие орфографические упражнения:          1 Списывание текста  с пропущенными буквами; Так  при выполнении упражнения  важно не просто списать, но и вставить  буквы, объяснить свои действия. Выделить окончания имён прилагательных. В глубочайш… озеро, по лёгк… плащу, на син… юбку, без видим… эффекта, в дремуч… лесу,  с жёлт… цветка, о железн… ящике, с сыпуч… крупой, о  громк… смехе, в дальн… поездку, о колюч… еже,  на красн… шапке.                                                                                                                                                                              

      Практика  в школе показала, что в работе по формированию орфографической зоркости у учащихся  наиболее эффективными следует считать следующие орфографические упражнения:

         1 Списывание текста  с пропущенными буквами;

Так  при выполнении упражнения  важно не просто списать, но и вставить  буквы, объяснить свои действия. Выделить окончания имён прилагательных.

В глубочайш… озеро, по лёгк… плащу, на син… юбку, без видим… эффекта, в дремуч… лесу,  с жёлт… цветка, о железн… ящике, с сыпуч… крупой, о  громк… смехе, в дальн… поездку, о колюч… еже,  на красн… шапке.                                                                                                                                                                              

        2 Письмо по памяти;  Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. . 3 Предупредительные диктанты; Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой).       4 Объяснительные  диктанты ; Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух.

        2 Письмо по памяти;  Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. .

3 Предупредительные диктанты;

Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой).

      4 Объяснительные  диктанты ; Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух.

      5  Подготовленные диктанты; Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку. 6 Комментированные диктанты; Учитель читает  предложение, все слушают.  Предложение учителем читается повторно (по частям) .  Учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух. 7 Графические диктанты; Графические диктанты помогают   повысить  пунктуационную  грамотность учащихся.   При выполнении этого задания ученики  вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания.

      5  Подготовленные диктанты;

Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.

6 Комментированные диктанты; Учитель читает  предложение, все слушают.  Предложение учителем читается повторно (по частям) .  Учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.

7 Графические диктанты; Графические диктанты помогают   повысить  пунктуационную  грамотность учащихся.   При выполнении этого задания ученики  вместо предложений, диктуемых учителем, записывают их схемы, графически объясняя расстановку знаков препинания.

8 Цифровые диктанты;  Верны ли мои утверждения? Я утверждаю, что в словах, которые назову, есть непроизносимая  согласная, найдите эти слова( указываются только цифры).         Ненастная Опасный Горестный Ясный Доблестный Прекрасный Интересный Вестник Радостный Ответ: 1,3, 5,8,9. 9 Творческие , Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения.

8 Цифровые диктанты;  Верны ли мои утверждения? Я утверждаю, что в словах, которые назову, есть непроизносимая  согласная, найдите эти слова( указываются только цифры).        

Ненастная

Опасный

Горестный

Ясный

Доблестный

Прекрасный

Интересный

Вестник

Радостный

Ответ: 1,3, 5,8,9.

9 Творческие , Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения.

10 Свободные диктанты;   Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово. 11 Выборочные диктанты ; позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания. Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

10 Свободные диктанты;   Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

11 Выборочные диктанты ; позволяют за короткое время повторить большой объем материала. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Несколько примеров анализируется коллективно, далее класс выполняет работу самостоятельно. Со слабоуспевающими школьниками учитель работает индивидуально. К диктанту могут быть предложены дополнительные задания. Данный вид диктантов позволяет выявить, насколько осознанно школьники усвоили материал и проводится, когда тема достаточно закреплена.

На  уроках  проводится словарно-орфографическая и орфоэпическая работа. При словарно - орфографической работе, как правило,  у доски 4 ученика. Остальные ученики по цепочке  диктуют словарные слова. После написания проверяется работа вслух, можно одновременно выполнить и взаимопроверку. При выполнении словарных диктантов включаю слова, над ошибками в которых класс работал. 13 Контрольный диктант; к онтрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием.

На  уроках  проводится словарно-орфографическая и орфоэпическая работа. При словарно - орфографической работе, как правило,  у доски 4 ученика. Остальные ученики по цепочке  диктуют словарные слова. После написания проверяется работа вслух, можно одновременно выполнить и взаимопроверку. При выполнении словарных диктантов включаю слова, над ошибками в которых класс работал.

13 Контрольный диктант; к онтрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием.

15 диктант « Проверяю себя»   14 Контрольный тест ;  Контрольный тест позволяет за короткое время проверить знания, умения и навыки учащихся по определённой теме. 16 Работа над ошибками;   В классе постоянно проводится работа над ошибками, но некоторым ученикам после проведенных диктантов я предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам ( карточки с заданием). 17 Проверочная работа  с  использованием перфокарт, сигнальных карточек. В ходе урока учащиеся работают с перфокартой и сигнальными карточками. Эта работа нравится детям. Она развивает внимание и быстроту реакции. Этот вид работы помогает лучше закрепить изученные орфограммы.

15 диктант « Проверяю себя»

  14 Контрольный тест ;  Контрольный тест позволяет за короткое время проверить знания, умения и навыки учащихся по определённой теме.

16 Работа над ошибками;

  В классе постоянно проводится работа над ошибками, но некоторым ученикам после проведенных диктантов я предлагаю индивидуальные задания по допущенным ошибкам ( карточки с заданием).

17 Проверочная работа  с  использованием перфокарт, сигнальных карточек. В ходе урока учащиеся работают с перфокартой и сигнальными карточками. Эта работа нравится детям. Она развивает внимание и быстроту реакции. Этот вид работы помогает лучше закрепить изученные орфограммы.

Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать  орфографические трудности, нужно систематически  работать на протяжении многих лет.  Важно спланировать практические работы так, чтобы они могли заинтересовать ребят и удивить.

Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать  орфографические трудности, нужно систематически  работать на протяжении многих лет.  Важно спланировать практические работы так, чтобы они могли заинтересовать ребят и удивить.