СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Иррациональные уравнения" для 11 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Иррациональные уравнения" для проведения урока в 11-м классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Иррациональные уравнения" для 11 класса»

Вот другой взгляд- высокий: учитесь , читайте , размышляйте и извлекайте из всего самое полезное . Когда ум просветлеет , вы узнаете, кто вы и что вы.  Н.И.Пирогов
  • Вот другой взгляд- высокий: учитесь , читайте , размышляйте и извлекайте из всего самое полезное . Когда ум просветлеет , вы узнаете, кто вы и что вы.

Н.И.Пирогов

Иррациональные уравнения

Иррациональные уравнения

Цели урока Обобщить и систематизировать знания и умения при решении иррациональных уравнений, рассмотреть способы решения типовых уравнений Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать факты и понятия, развивать самостоятельность, мышление, познавательный интерес. Содействовать формированию мировоззренческих понятий.

Цели урока

  • Обобщить и систематизировать знания и умения при решении иррациональных уравнений, рассмотреть способы решения типовых уравнений
  • Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать факты и понятия, развивать самостоятельность, мышление, познавательный интерес.
  • Содействовать формированию мировоззренческих понятий.
Устная работа

Устная работа

Определение Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или под знаком операции возведения в дробную степень.

Определение

  • Иррациональными называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или под знаком операции возведения в дробную степень.
Посторонние корни Основными причинами появления посторонних корней является возведение обеих частей уравнения в одну и ту же чётную степень, расширение области определения и др. По этим причинам необходимой частью решения иррационального уравнения является проверка , либо использование области определения заданного уравнения.

Посторонние корни

  • Основными причинами появления посторонних корней является возведение обеих частей уравнения в одну и ту же чётную степень, расширение области определения и др.
  • По этим причинам необходимой частью решения иррационального уравнения является проверка , либо использование области определения заданного уравнения.
В некоторых случаях можно сделать вывод о решении иррационального уравнения, не прибегая к преобразованиям. Например, уравнения      не имеют решения.
  • В некоторых случаях можно сделать вывод о решении иррационального уравнения, не прибегая к преобразованиям.
  • Например, уравнения

не имеют решения.

Устно: Какие из следующих уравнений являются иррациональными?  а)  х + √ х = 2 б) х + √ х = 0   в) х √7 = 11+х г) у ² - 3 √ 2 = 4  д)  у + √ у ² +9 = 2 е ) √ х – 1 = 3

Устно:

Какие из следующих уравнений являются иррациональными?

а) х + √ х = 2 б) х + √ х = 0

в) х √7 = 11+х г) у ² - 3 √ 2 = 4

д) у + √ у ² +9 = 2 е )х – 1 = 3

❷ Является ли число корнем уравнения:   б)

❷ Является ли число корнем уравнения:

б)

Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень Преобразовать обе части уравнения к виду 2 . Возвести обе части в n -ую степень 3. Учитывая, что получаем: 4. Решить полученное уравнение и выполнить проверку (или ОДЗ)

Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень

  • Преобразовать обе части уравнения к виду

2 . Возвести обе части в n -ую степень

3. Учитывая, что получаем:

4. Решить полученное уравнение и выполнить проверку (или ОДЗ)

Пример Воспользуемся формулой куба разности двух чисел (a  -b = Ответ: -109; 80.

Пример

Воспользуемся формулой куба разности двух чисел

(a -b

=

Ответ: -109; 80.

Если квадратных корней в иррациональном уравнении много, то приходится возводить в квадрат несколько раз:

Если квадратных корней в иррациональном уравнении много, то приходится возводить в квадрат несколько раз:

Решение:

Решение:

Проверка

Проверка

Равносильные переходы

Равносильные переходы

       Примеры: Ответ:5 Ответ:11

Примеры:

Ответ:5

Ответ:11

Уравнения, в которых одно или несколько подкоренных выражений точные квадраты.  Пример Ответ: -3,5; 6,5

Уравнения, в которых одно или несколько подкоренных выражений точные квадраты. Пример

  • Ответ: -3,5; 6,5
Метод замены переменной Ввести новую переменную Решить уравнение, отбросить посторонние корни Вернуться к первоначальному неизвестному

Метод замены переменной

  • Ввести новую переменную
  • Решить уравнение, отбросить посторонние корни
  • Вернуться к первоначальному неизвестному
Введение вспомогательной переменной в ряде случаев приводит к упрощению уравнения. Чаще всего в качестве новой переменной используют входящий в уравнение радикал. При этом уравнение становится рациональным относительно новой переменной.
  • Введение вспомогательной переменной в ряде случаев приводит к упрощению уравнения.
  • Чаще всего в качестве новой переменной используют входящий в уравнение радикал.
  • При этом уравнение становится рациональным относительно новой переменной.
Пример 1 Решение ОДЗ: x≠1,x≠0. Обозначим + = =t , где t≠ 0 .  Ответ: -1/511; 2

Пример 1

Решение

ОДЗ: x≠1,x≠0.

Обозначим

+

=

=t

, где t≠ 0 .

Ответ: -1/511; 2

Пример 2 Пусть тогда исходное уравнение примет вид: у 1 = -7, у 2 = 6

Пример 2

Пусть

тогда исходное уравнение примет вид:

у 1 = -7, у 2 = 6

Решая уравнение получим:  х = 3,  х = - 4,5 Ответ: -4,5;3.

Решая уравнение

получим:

х = 3,

х = - 4,5

Ответ: -4,5;3.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

Решите уравнение Вариант 1 Вариант 2 а) а) б) б) в) в) г) г) Ответы: а) 2; 9 . б)17 в)2;3 г)0 а)0 ; 5 б)10 в)-5;-2 г) -2; 2. Вариант 1: Вариант 2:

Решите уравнение

Вариант 1

Вариант 2

а)

а)

б)

б)

в)

в)

г)

г)

Ответы:

а) 2; 9 . б)17 в)2;3 г)0

а)0 ; 5 б)10 в)-5;-2 г) -2; 2.

Вариант 1:

Вариант 2:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ п. 33 № 423(б) № 424(б, в) 425 (в, г)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

п. 33

№ 423(б)

№ 424(б, в)

425 (в, г)

Итоги урока - -

Итоги урока

-

-

Рефлексия Ваше настроение

Рефлексия

  • Ваше настроение
Спасибо за урок!

Спасибо за урок!