Конспект учебного занятия
с использованием ЦОР
Город: Магнитогорск
ОУ: МОУ «С(к)ОШ №24»
Учитель: Соломина И.И.
Класс: 6
Тема учебного занятия: Изучение Мирового океана.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок - лекция
Цели (образовательная, коррекционно - развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1. Сформировать у учащихся представление о причинах исследования вод
Мирового океана, этапах его изучения. Развитие навыков работы с текстами
учебника и слайдов.
2. Совершенствование высших психических функций детей с ЗПР. Коррекция и
развитие восприятия, памяти, мышления.
3. Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей
среде, стремления к познанию мира.
Оборудование:
1. Компьютерный класс (локальная сеть);
2. Учебник. «Начальный курс географии. 6 класс». Т.П. Герасимова, Н.П.
Неклюкова. – М.: Дрофа, 2012.
3. Мультимедиа курс «География 6 класс».
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация на слайдах «Изучение Мирового океана», 46 слайдов, составитель Соломина И.И.
Проверка выполнения домашнего задания. Деятельность учителя.
1) Демонстрация слайда №2. Фронтальная беседа по вопросам слайда. Демонстрирует результат.
1. Каковы различия между океаническими течениями и движением воды при волнении?
2. Назовите основную причину образования поверхностных океанических течений.
3. Чем различаются теплые и холодные течения?
4. Известный путешественник Тур Хейердал совершил плавание на лодке из порта Сафи к о. Барбадос. Что перемещало лодку путешественника?
2) Демонстрация слайда №3.
Назови океаны, которым принадлежат эти течения. В таблице слайда предложены названия теплых и холодных течений: Гольфстрим, Лабрадорское; Мозамбикское, Сомалийское; Куросио, Перуанское.
Деятельность ученика.
Устное формулирование ответов. Работа с физической картой атласа по нахождению географических координат.
Самопроверка. Ответ: Океаническое течение имеет постоянное горизонтальное направление, оно подобно реке в океане.
Ответ: Основная причина – постоянные ветры.
Ответ: Течения отличаются не только температурой воды, но и составом органических и минеральных веществ.
Ответ: Тур Хейердал на своей лодке плыл в Атлантическом океане сначала в водах холодного Канарского течения, а затем теплого Северного Пассатного течения.
Работа с физической картой атласа.
Запись в тетради.
Атлантический
Индийский
Тихий
Изучение нового материала. Деятельность учителя.
1) Почему необходимо изучать океан? Демонстрация слайда №4. Беседа.
2) Демонстрация слайда №5. Рассказ учителя.
Этапы изучения Мирового океана.
1. Первыми под воду опустились ныряльщики за жемчугом и морскими губками.
2. Жесткие тяжелые водолазные костюмы – скафандры, соединенные с кораблем шлангом для подачи воздуха и тросом, позволили находиться под водой длительное время.
3. В 1943 году французский океанограф изобрел автономный (не связанный с кораблем) аппарат для дыхания под водой – акваланг.
4. Швейцарский ученый Жак Пикар в 1960 году на батискафе «Триест» впервые погрузился на глубину 11 000 м в Марианском желобе.
5. В настоящее время в крупных международных экспедициях участвуют десятки судов, подводные аппараты, самолеты и даже спутники Земли.
3) Демонстрация слайда №7. Рассказ учителя.
Экспедиционные судна
Сейчас изучение океанов ведется с различных исследовательских судов, оборудованных специальной аппаратурой. Благодаря этому были открыты большие подводные хребты и отдельные горы, обширные долины и глубокие впадины.
Дрейфующие станции
Первая станция была организована советскими учеными в мае 1937 года в районе Северного полюса. Станция дрейфовала 274 дня по Северному Ледовитому океану и прошла более 2500 км. Через лунки, прорубленные во льду, ученые вели систематические наблюдения за соленостью и температурой воды, за направлением и скоростью течений.
4) Демонстрация слайдов №8-10. Рассказ учителя.
Глубоководный обитаемый аппарат МИР – 1
Глубины Мирового океана исследуют с помощью разнообразных подводных аппаратов и судов. Для исследования морских глубин применяются подводные лодки. Важная роль в изучении океанов и морей принадлежит искусственным спутникам Земли и космическим кораблям. Со спутников изучают морские течения, морские волны и морские льды.
Деятельность ученика.
Просмотр слайда №4. Запись выводов в тетрадь.
1. Более 70% всей поверхности Земли занимают воды Мирового океана.
2. Океаны влияют на климат материков.
3. Океаны обеспечивают людей необходимыми продуктами питания.
4. Воды океанов содержат большое количество минеральных веществ.
5. На дне океанов залегают месторождения нужных человеку полезных ископаемых.
6. Мировой океан, участвуя в круговороте воды, обновляет пресные воды на суше и снабжает водой население.
7. Использование дешевого морского транспорта способствует развитию торговли между странами.
8. Изучение Мирового океана расширяет возможности использования его ресурсов для нужд человека.
Записывают даты, фамилии ученых, новые термины (скафандр, акваланг, батискаф)
Знакомство с понятиями: научно – исследовательское судно, дрейфующая станция.
Запись в тетрадь названия подводного исследовательского судна.
Изучение нового материала. Деятельность учителя. (после офтальмопаузы)
1) Демонстрация слайда №11. Каково значение судоходства для человека? Беседа.
2) Демонстрация слайдов №12, 13. Каково значение рыболовства для человека? Беседа.
3) Демонстрация слайда №14. Огромные запасы полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ.
4) Демонстрация слайдов №15-17. Китовая акула. Находили особи длиной 18 м весом 10 тонн. Непугливое животное, не опасно для человека. Аквалангисты приближаются к ней, прикасаются руками. Питается мелкими рыбами, ракообразными, кальмарами. Обитает во всех океанах кроме Северного Ледовитого.
5) Слайд №18. Кит горбач внесен в международную «Красную книгу».
6) Слайды № 19-20. Все дельфиновые – хищники, питаются в основном рыбой. Касатки могут нападать на других китов, ластоногих, пингвинов.
7) Слайд №21. Плоское тело скатов хорошо приспособлено к жизни на дне. Скат манта достигает в длину 6 м, а масса – 4 тонн. Обитает в толще воды. Представляет опасность для аквалангистов: может долгое время плыть над аквалангистом, не давая ему подняться на поверхность.
8) Слайд №22. Камбала очень хорошо приспособилась к придонному образу жизни, а также научилась хорошо маскироваться (покровительственная окраска).
9) Слайд №23. Коралловая рыбка. Имея крепкие роговые зубы, рыбка питается частями кораллов.
10) Слайд №24. Осьминог обладает реактивным движением (пульсирующее выбрасывание воды из мантийной полости). Чернильная «бомба» напоминает форму тела осьминога. При разрыве пленки окрашивается большой объем воды.
11) Слайд №25. Латимерия. Это примитивная костная рыба. Особенное строение парных плавников – мясистые, покрытые чешуей лопасти плавников, оторочены лучами.
12) Слайд №26. Мечехвост. Класс Морских членистоногих. Головогрудь покрыта щитом, имеет 6 конечностей, на спине пара простых глазков, по бокам пара сложных. Брюшко с хвостовым шипом.
13) Слайд №27. Протоптер. Двоякодышащие живут в неглубоких реках с медленным течением, болотистых низинах густо заросших растительностью.
14) Слайд №28. Пингвины. Обитают на материке Антарктида и близлежащих островах, на южном побережье Австралии, Африки, Южной Америки, Тасмании, Новой Зеландии.
15) Слайд №29, 30. Белый медведь. Живет на льдах и островах Северного Ледовитого океана. Шерсть, пропитанная жиром, не намокает в воде.
16) Слайд №31. На островах в Беринговом море водятся морские котики. Мех этих животных очень ценится, так как он очень красивый и прочный. Морские котики охраняются и теперь с каждым годом их количество увеличивается.
17) Слайд №32. Морская черепаха. Голову, конечности и хвост в панцирь не втягивает. Кормятся на глубине 6 м водорослями, моллюсками, членистоногими.
18) Слайд №33. Краб. Медленно растущее
животное, но в теплых водах у берегов Америки растет в два раза быстрее.
19) Слайд №34. Рыба – лев. Спасаясь от хищников, рыба надувается как шар, отпугивая внешним видом преследователей.
20) Слайд №35. Специальными приборами рыбаки определяют местонахождение косяков рыбы.
21) Слайд №36. На большой глубине отсутствует свет, поэтому нет растений, рыбы питаются себе подобными.
22) Слайд №37. Медуза аурелия. Прозрачный зонтик 40 см в диаметре.
23) Слайд №38. Дафния. Водяная блоха. Составная часть планктона.
24) Слайд №39. Красные водоросли. Растут на глубине 100-200 м.
25) Слайд №40. Бурые водоросли. В морях Северного Ледовитого океана и дальневосточных морях растет крупная бурая водоросль ламинария или «морская капуста».
26) Слайд №41. Океаническая губка. Это животные, имеющие в своем теле известковые, кремниевые, роговые включения.
27) Слайд №42. Кольчатые черви. Наиболее разнообразны в прибрежной зоне тропических морей. На дне Баренцева моря плотность кольчецов 90 тыс. на 1 м².
28) Слайд №43. Морская звезда. Встречаются на глубине 10 км. Питается мертвыми животными, илом, уничтожает промысловых моллюсков и коралловые рифы.
29) Слайд №44. Океанические осадки.
Океанические осадки – это, прежде всего останки обитателей океана: раковины, кости скелетов различных организмов.
30) Слайды №45, 46. Коралловые рифы.
Растительный и животный мир океанов и морей богат и разнообразен. В его водах обитают одни из самых крупных животных на земном шаре – киты. Длина тела кита может достигать 33 м, вес – 160 т. Только один язык кита весит около 3 т. Океаны буквально кишат мельчайшими растительными и животными организмами, которые содержат много питательных веществ.
Деятельность ученика.
Запись в тетради.
Судоходство – одна из самых древних форм использования морей и океанов человеком. Вывод (устно).
Рыболовство также является одной из древних форм использования ресурсов Мирового океана. В настоящее время лов рыбы следует вести рационально, так как рыбные ресурсы многих морей истощаются.
Просмотр слайда.
Плавучая нефтяная платформа.
Запись в тетради.
Китовая акула или гигантская.
18 м 10 т.
Запомнить информацию.
Горбатый кит относится к подотряду усатых китов. В полости рта упругие роговые пластины образуют фильтр.
Работа с терминами.
Широко распространены дельфины: афалина, белобочка, бесклювый, белый, касатка.
Выявляют приспособленность строения тела к среде обитания.
Скат манта. Обитает в толще воды.
Выявляют признаки приспособленности.
Камбала. Питается червями, рачками, ракушками. Из икринки камбала выходит с правильным расположением глаз, лишь со временем меняются форма и повадки рыбки.
Выявляют признаки приспособленности.
Роговые зубы у коралловой рыбки в виде клюва.
Запоминают информацию.
В случае опасности меняет окраску или выбрасывает чернильное вещество в пленке. Присоски на щупальцах – приспособление для поимки добычи и спасения от врагов.
Запись в тетради.
Считались вымершими 7 млн. лет назад. В 1938 году в Индийском океане был найден первый экземпляр.
Запоминают информацию.
Оказавшись в пресных водах реки Урал, перепугало местное население своим необычным внешним видом. Рыбаки подумали, что это мутированное животное.
Выявляют приспособленность организма к условиям среды обитания.
В отсутствие воды могут переходить на легочное дыхание. В обычных условиях дышат жабрами.
Выявляют приспособленность к обитанию в двух средах.
Перья плотные и мелкие. Пуховых перьев нет. Под кожей жир до 3 см. Плавают со скоростью 36 км/ч. Питаются рыбой, кальмарами, крабами, мелкими ракообразными.
Приспособленность к суровым условиям.
Достигает 3 м и массы 500 кг. Питается рыбой и тюленями, хорошо плавает и ныряет. Зимой не впадают в спячку, в берлогу ложатся лишь самки, которым предстоит произвести на свет детенышей.
Просмотр слайда.
Морские котики обитают на островах Берингова моря.
Запись в тетради.
Суповая черепаха – самая крупная. (1,5 метров и 450 кг.)
Запись в тетради.
Крабы зимуют на глубине 250 метров. Продолжительность жизни около 20 лет.
Просмотр слайда.
Устрашающий вид животного – приспособленность к обитанию среди хищников.
Просмотр слайда.
Рыба сбивается большими косяками для более успешной добычи пищи.
Просмотр слайда.
Светящиеся органы – это своеобразные приспособления для приманки добычи.
Просмотр слайда.
Для человека не опасна.
Просмотр слайда.
Дафнии являются хорошим кормом для рыб.
Запись в тетради.
Из них добывают студенистое вещество агар-агар для кондитерской промышленности.
Запись в тетради.
Ламинарию используют в пищу, она содержит много углеводов, витаминов, богата йодом.
Просмотр слайда.
В большом количестве губок поедают рыбы, морские звезды. Бадягу (от синяков) использует человек.
Просмотр слайда.
Кольчецы фильтруют воду, служат пищей для рыб.
Запись в тетради.
Живет до 20 лет, может голодать до 1,5 лет и после промерзания остается живой и невредимой.
Просмотр слайда.
Известняк, мел.
Просмотр слайда.
Коралловые рифы.
Рифообразующие кораллы постепенно отмирают, давая высококачественную известь.
Закрепление. Деятельность учителя.
1) С какими этапами изучения океана связаны термины:
Скафандр
Акваланг
Батискаф
2) Сформулируйте причины изучения мирового океана.
3) Какие обитатели океана вам известны?
Какое значение для человека они имеют?
Домашнее задание.
- Ответить на вопрос и выполнить задание на стр.83.
- § 28 прочитать.
Составить рассказ об обитателях океана, об их значении в природе и жизни человека, используя записи в тетради.