СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку геометрии по теме "Теорема Пифагора"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Цели урока: доказать теорему Пифагора, рассмотреть   решение задач с ее применением, показать учащимся тесную связь между алгеброй и геометрией, познакомить учащихся с некоторыми фактами из биографии Пифагора.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку геометрии по теме "Теорема Пифагора"»

                   Теорема Пифагора   Учитель математики МОБУ Увальской СОШ с. Новокиевский Увал Мазановский район Акинфиева Татьяна Петровна

Теорема Пифагора

Учитель математики

МОБУ Увальской СОШ

с. Новокиевский Увал

Мазановский район

Акинфиева Татьяна

Петровна

Цели урока: доказать теорему Пифагора,  рассмотреть решение задач с ее применением, показать учащимся тесную связь между алгеброй и геометрией,  познакомить учащихся с некоторыми фактами из биографии Пифагора,  формировать познавательный интерес,  совершенствовать приемы устных вычислений.

Цели урока:

  • доказать теорему Пифагора,
  • рассмотреть решение задач с ее применением,
  • показать учащимся тесную связь между алгеброй и геометрией,
  • познакомить учащихся с некоторыми фактами из биографии Пифагора,
  • формировать познавательный интерес,
  • совершенствовать приемы устных вычислений.
План урока:   Устная работа Изучение новой темы Решение задач Проверочная работа Историческая справка Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План урока:

  • Устная работа
  • Изучение новой темы
  • Решение задач
  • Проверочная работа
  • Историческая справка
  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.
Повторим  Как называются стороны прямоугольного треугольника? Сформулируйте свойства прямоугольных треугольников, которые мы уже знаем. Один из углов прямоугольного треугольника равен 15°. Чему равны остальные углы? Один из углов прямоугольного треугольника равен 30°, катет, противолежащий ему, равен 13 см. Чему равна гипотенуза? Катет прямоугольного треугольника равен 16 дм, гипотенуза – 32 дм. Найдите углы треугольника.

Повторим

  • Как называются стороны прямоугольного треугольника?
  • Сформулируйте свойства прямоугольных треугольников, которые мы уже знаем.
  • Один из углов прямоугольного треугольника равен 15°. Чему равны остальные углы?
  • Один из углов прямоугольного треугольника равен 30°, катет, противолежащий ему, равен 13 см. Чему равна гипотенуза?
  • Катет прямоугольного треугольника равен 16 дм, гипотенуза – 32 дм. Найдите углы треугольника.
Повторим Сформулируйте признаки равенства прямоугольных треугольников. Повторим свойства площадей Сторона квадрата 1,7 м. Чему равна площадь квадрата? Если сторона квадрата равна 14 см, то чему равна его площадь? Площадь квадрата 225 м 2 . Найдите его сторону.

Повторим

  • Сформулируйте признаки равенства прямоугольных треугольников.
  • Повторим свойства площадей
  • Сторона квадрата 1,7 м. Чему равна площадь квадрата?
  • Если сторона квадрата равна 14 см, то чему равна его площадь?
  • Площадь квадрата 225 м 2 . Найдите его сторону.
? км Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населенного пункта в разных направлениях. Пешеход пошел на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час? 12 км 5 км

? км

Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населенного пункта в разных направлениях. Пешеход пошел на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч.

Какое расстояние будет между ними через час?

12 км

5 км

Теорема Пифагора  В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы     Дано:  прямоугольный треугольник,  a, b  – катеты, c – гипотенуза  Доказать: a 2 + b 2 = c 2    c b a емаарчряееатоврараавнаямое

Теорема Пифагора В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы

Дано:

прямоугольный треугольник,

a, b катеты, c – гипотенуза

Доказать: a 2 + b 2 = c 2

c

b

a

емаарчряееатоврараавнаямое

Доказательство:  b a a b a c b b b b 2 c = c 2 b c c a a a a 2 a a b b = +

Доказательство:

b

a

a

b

a

c

b

b

b

b 2

c

=

c 2

b

c

c

a

a

a

a 2

a

a

b

b

=

+

Сравните:  Достроим треугольник до квадрата со стороной a+b . Его площадь равна S=(a+b) ²  С другой стороны, этот квадрат состоит из четырех равных треугольников  S тр.= 1/2ab; 4 S тр.= 2ab  и квадрата со стороной с  S кв.=с²  Отсюда, S =2 ab+c²

Сравните:

Достроим треугольник до квадрата со стороной a+b . Его площадь равна S=(a+b) ²

С другой стороны, этот квадрат состоит из четырех равных треугольников

S тр.= 1/2ab; 4 S тр.= 2ab

и квадрата со стороной с

S кв.=с²

Отсюда, S =2 ab+c²

? км Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населенного пункта в разных направлениях. Пешеход пошел на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч. Какое расстояние будет между ними через час? 12 км 5 км Ответ:

? км

Велосипедист и пешеход отправились одновременно из одного населенного пункта в разных направлениях. Пешеход пошел на юг со скоростью 5 км/ч, а велосипедист поехал на запад со скоростью 12 км/ч.

Какое расстояние будет между ними через час?

12 км

5 км

Ответ:

Устно:  сформулируйте теорему Пифагора для каждого из треугольников K F B   C A Z N S O Емуа еугоольбников M X Y

Устно: сформулируйте теорему Пифагора для каждого из треугольников

K

F

B

C

A

Z

N

S

O

Емуа еугоольбников

M

X

Y

  Устно:          Дано:  прямоугольный треугольник  a, b  – катеты, c – гипотенуза  Выразить: a) c через a и  b;  б)  а  через b и с;  в) b через a  и с.    с b a еазитьбеезез z

Устно:

Дано:

прямоугольный треугольник

a, b катеты, c – гипотенуза

Выразить: a) c через a и b;

б) а через b и с;

в) b через a и с.

с

b

a

еазитьбеезез z

Задача индийского математика Бхаскары (XII в.) На берегу реки рос тополь одинокий . Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой с теченьем реки его ствол составлял. ? Запомни теперь, что в том месте река в четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола , 3 Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота? 4 Ответ: 8 футов.

Задача индийского математика Бхаскары (XII в.)

На берегу реки рос тополь одинокий .

Вдруг ветра порыв его ствол надломал.

Бедный тополь упал. И угол прямой

с теченьем реки его ствол составлял.

?

Запомни теперь, что в том месте река в четыре лишь фута была широка.

Верхушка склонилась у края реки.

Осталось три фута всего от ствола ,

3

Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота?

4

Ответ: 8 футов.

117 125 Задача из учебника «Арифметика» Леонтия Магницкого Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать.  125 ?

117

125

Задача из учебника «Арифметика»

Леонтия Магницкого

Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать.

125

?

Задание № 3 B C A  Дано:  прямоугольный треугольник ABC ,  AB = 7 см , AC = 24  см   Найти: BC    Ответ: 25 см

Задание № 3

B

C

A

Дано:

прямоугольный треугольник ABC ,

AB = 7 см , AC = 24 см

Найти: BC

Ответ: 25 см

Задание № 4     Дано:  треугольник EFO - прямоугольный  FO = 4 0 см, EO = 4 1 см  Найти : EF   Ответ: 8см  F Е O

Задание № 4

Дано:

треугольник EFO - прямоугольный

FO = 4 0 см, EO = 4 1 см

Найти : EF

Ответ: 8см

F

Е

O

Проверочная работа Задание. В прямоугольном треугольнике a , b – катеты, c – гипотенуза. Заполните таблицу. a 12 b c 5 1 1 8 5 13 10

Проверочная работа

  • Задание. В прямоугольном треугольнике a , b – катеты, c – гипотенуза. Заполните таблицу.

a

12

b

c

5

1

1

8

5

13

10

Историческая справка Пифагор – это не имя, а прозвище, данное ему за то, что он высказывал истину постоянно («Пифагор» - убеждающий речью).  Родился на острове Самос. В юности покинул родину, 12 лет жил в Вавилоне.  На Сицилии в Креоне родилась школа Пифагора. В ней уделялось много внимания музыке, живописи, физическому развитию, здоровью.  Пифагор был Олимпийским чемпионом по кулачному бою.

Историческая справка

  • Пифагор – это не имя, а прозвище, данное ему за то, что он высказывал истину постоянно («Пифагор» - убеждающий речью).
  • Родился на острове Самос. В юности покинул родину, 12 лет жил в Вавилоне.
  • На Сицилии в Креоне родилась школа Пифагора. В ней уделялось много внимания музыке, живописи, физическому развитию, здоровью.
  • Пифагор был Олимпийским чемпионом по кулачному бою.
Проявил себя в столь разных областях, что историк философии Диоген утверждал: «Пифагоров было четыре или даже пять – философ, скульптор, кулачный боец, математик, музыкант и т.д.»  В легенде говорится, что доказав свою знаменитую теорему, он принёс в жертву быка, а по другим источникам, даже 100 быков. но Пифагор питался только хлебом, мёдом и иногда рыбой. Существует запись: «…и даже когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принёс в жертву быка, сделанного из пшеничного теста».  Умер в древнегреческом городе Метапонте.
  • Проявил себя в столь разных областях, что историк философии Диоген утверждал: «Пифагоров было четыре или даже пять – философ, скульптор, кулачный боец, математик, музыкант и т.д.»
  • В легенде говорится, что доказав свою знаменитую теорему, он принёс в жертву быка, а по другим источникам, даже 100 быков. но Пифагор питался только хлебом, мёдом и иногда рыбой. Существует запись: «…и даже когда он открыл, что в прямоугольном треугольнике гипотенуза имеет соответствие с катетами, он принёс в жертву быка, сделанного из пшеничного теста».

  • Умер в древнегреческом городе Метапонте.

О теореме Пифагора Пребудет вечной истина, как скоро  Все познает слабый человек!  И ныне теорема Пифагора  Верна, как и в его далекий век.     A. Шамиссо

О теореме Пифагора

Пребудет вечной истина,

как скоро Все познает слабый человек! И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далекий век.

A. Шамиссо

Домашнее задание п. 54, № 483(а, в), 484(а, в), 485, 486(а). Найти другие способы доказательства теоремы Пифагора.

Домашнее задание

  • п. 54, № 483(а, в), 484(а, в), 485, 486(а).
  • Найти другие способы доказательства теоремы Пифагора.

Литература 1. Акимова С. Занимательная математика. Спб.: Тригон, 1997. 2. Геометрия 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений  Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. М.: Просвещение, 2014. 3. Березин В.Н. Теорема Пифагора, «Квант», №3, 1972 г. 4. Ван-дер-Варден Б.Л. «Пробуждающаяся наука», М.; Наука, 1991. 5. Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1981. 6. Еленьский Ш. По следам Пифагора. М.: Детгиз,1961. 5. Журнал «Математика в школе», № 4, 1991, № 9, 2012. 6. Литцман В. Теорема Пифагора. М., 1960. 8. Скопец З.А. Геометрические миниатюры. М.: Просвещение,1990. 9. Халамайзер А. Я. Пифагор. М.; «Высшая школа», 1994. 10. Энциклопедия для детей. Математика / Главный редактор М.Д. Аксенова.  М.: «Аванта+»,1998. 11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. М., 1997.

Литература

1. Акимова С. Занимательная математика. Спб.: Тригон, 1997.

2. Геометрия 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. М.: Просвещение, 2014.

3. Березин В.Н. Теорема Пифагора, «Квант», №3, 1972 г.

4. Ван-дер-Варден Б.Л. «Пробуждающаяся наука», М.; Наука, 1991.

5. Глейзер Г.И. История математики в школе. М.: Просвещение, 1981.

6. Еленьский Ш. По следам Пифагора. М.: Детгиз,1961.

5. Журнал «Математика в школе», № 4, 1991, № 9, 2012.

6. Литцман В. Теорема Пифагора. М., 1960.

8. Скопец З.А. Геометрические миниатюры. М.: Просвещение,1990.

9. Халамайзер А. Я. Пифагор. М.; «Высшая школа», 1994.

10. Энциклопедия для детей. Математика / Главный редактор М.Д. Аксенова.

М.: «Аванта+»,1998.

11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. М., 1997.