УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ –
ПОД МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ
ОСНОВНОЙ ТЕЗИС СОВРЕМЕННОГО ПОНИМАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ:
«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить
ОСНОВА МЕТОДА ПРОЕКТОВ:
- креативность;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
« Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь.»
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ:
- Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
- Планирование действий по разрешению проблемы – иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
- Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта.
- Отличительные черты проектной работы – поиск информации .
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ:
- Результатом работы над проектом является продукт .
- Представление продукта заказчику – презентация продукта и защита самого проекта.
- Таким образом, проект – это «5 П»:
проблема – планирование (проектирование) – поиск – продукт – презентация.
- Шестое П – портфолио , папка в которой собраны все рабочие материалы .
СОСТАВ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ (ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА) :
- паспорт проекта;
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов
(для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
- промежуточные отчеты группы;
- вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet ;
- результаты исследований и анализа;
СОСТАВ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ
(ПОРТФОЛИО ПРОЕКТА) :
- записи всех идей, гипотез и решений;
- отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.;
- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;
- эскизы, чертежи, наброски продукта;
- материалы к презентации (сценарий);
- другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы;
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРОЕКТА
Продолжительность проекта
Число участников проекта
Метод, доминирующий в проекте
Характер координации проекта
Предметно-содержательная область
Характер контактов
Исследовательский, творческий, информационный, поисковый, практико-ориентированный, игровой и др.
Непосредственный (жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов)
Монопроект, межпредметный проект
Среди участников одного учебного заведения, группы, города, региона, страны, разных стран мира
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРОЕКТОВ:
- Доминирующая деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительноориентировочная и др.
- Предметно-содержательная область : монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект, надпредметный или внепредметный проект выполняется на стыках областей знаний по двум и более предметам. Чаще используется как дополнение к учебной деятельности.
- ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРОЕКТОВ:
- Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов).
- Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, группы, города, региона, страны, разных стран мира).
- Количество участников проекта.
- Продолжительность проекта.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ требуют:
- хорошо продуманной структуры,
- четко обозначенных целей,
- актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости,
- соответствующих методов исследования;
ПРЕДПОЛАГАЮТ :
- аргументацию актуальности принятой для исследования темы,
- выделение проблемы и задач исследования,
- определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез и путей решения обозначенной проблемы,
- обсуждение и оформление полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ:
- предполагают соответствующее оформление результатов;
- не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников;
- оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, web -сайта и т. д.;
РОЛЕВЫЕ, ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ:
- структура проекта только намечается и остается открытой до окончания проекта;
- участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;
- результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу;
- степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая-игровая, в отличие от собственно ролевых игр;
- в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т. д.;
ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ
(ИЛИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ) ПРОЕКТЫ:
- направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
- требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
Структура информационного проекта:
- цель проекта,
- актуальность
- источники информации
- результат
- презентация
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ)
- четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников;
- требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта;
- важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в подготовке презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику;
- организация систематической внешней оценки проекта;
МОНОПРОЕКТЫ
- проводятся по одному предмету, при этом выбираются наиболее сложные разделы или темы;
- требует тщательной структуризации по урокам, с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые будущие специалисты предположительно должны в результате приобрести;
- заранее планируется логика работы на каждом занятии по группам (роли в группах распределяются самими учащимися);
- форма отчёта- презентация;
- имеют свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках студенческого научного общества);
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ
- выполняются во внеурочное время;
- это небольшие проекты, затрагивающие два - три предмета;
- достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта ;
- требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, согласованной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций;
Структура учебного проекта
ЭТАПЫ
ЗАДАЧИ
НАЧИНАНИЕ
Определение темы, уточнение целей, исходного положения
Выбор рабочей группы
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ
Анализ проблемы Определение источников информации Постановка задач и выбор критериев оценки результатов Распределение ролей в команде
ИССЛЕДОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Уточняют информацию
Обсуждают задание
ВЫПОЛНЕНИЕ
Сбор и уточнение информации Обсуждение альтернатив («мозговой штурм») Выбор оптимального варианта Уточнение планов деятельности
Формируют задачи
Уточняют информацию (источники)
Выбирают и обосновывают свои критерии успеха
Мотивирует учащихся
Объясняет цели проекта
Наблюдает
Помогает в анализе и синтезе (по просьбе)
Наблюдает
Выполнение проекта
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Работают с информацией
Проводят синтез и анализ идей
Выполняют исследование
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого Анализ достижения поставленной цели
ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Наблюдает
Консультирует
Выполняют исследование и работают над проектом
Оформляют проект
Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов Коллективная защита проекта Оценка
Наблюдает
Советует (по просьбе)
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке
Наблюдает
Направляет процесс анализа (если необходимо)
Защищают проект
Участвуют в коллективной оценке результатов проекта
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
могут быть проведены в виде:
- деловой игры;
- демонстрации видеофильма / продукта, выполненного на основе информационных технологий;
- диалога исторических или литературных персонажей;
- защиты на Ученом Совете;
- игры с залом;
- иллюстрированного сопоставления фактов; документов, событий, эпох, цивилизаций;
- инсценировки реального или вымышленного исторического события;
- научной конференции;
- научного доклада;
ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
могут быть проведены в виде:
- отчета исследовательской экспедиции;
- пресс-конференции;
- путешествия;
- рекламы;
- ролевой игры;
- соревнования;
- спектакля;
- спортивной игры;
- театрализации (воплощения в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);
- телепередачи;
- экскурсии;
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Web -сайт
- Анализ данных социологического опроса
- Атлас, карта
- Видеофильм
- Выставка
- Газета, журнал
- Действующая фирма
- Законопроект
- Игра
- Коллекция
- Костюм
- Модель
- Мультимедийный продукт
- Оформление кабинета
- Постановка
- Праздник
- Прогноз
- Система школьного самоуправления
- Справочник
- Сравнительно-сопоставительный анализ
- Учебное пособие
- Экскурсия