СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы и методы смыслового чтения на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье описываются основные приёмы и методы смыслового чтения на уроках химии.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы и методы смыслового чтения на уроках химии»

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

Манаенкова Зоя Алексеевна

МАОУ СШ №59 «Перспектива» г. Липецк

Аннотация: В этой статье описываются основные приемы и методы смыслового чтения на уроках химии.

Введение ФГОС второго поколения предъявляет к подготовке учащихся новые требования. Среди познавательных УУД одним из важнейших на сегодняшний день является умение работать с текстом. На уроках химии формируется умение не просто читать текст, но и осмысливать его содержание. У учащихся развиваются следующие умения: составление плана прочитанного, выделение главной мысли, обобщение и формулирование выводов.

Без познавательной деятельности не может существовать смысловое чтение. Цель смыслового чтения – точное и полное понимание содержания текста, улавливание всех деталей и осмысление полученной информации. Развитие умения у школьников находить необходимую информацию в тексте, умения давать оценку прочитанному тексту и его интерпретация – основная задача учителя.

На уроках химии можно использовать следующие приёмы для работы с текстом.

Прием «Инсёрт» – текст маркируется по мере прочтения учащимися. Данный приём стимулирует детей к более внимательному чтению. Чтение становится увлекательной игрой.

1. Индивидуальное чтение – суть приёма заключается в следующем: читая, ученик делает пометки в тексте:

V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

2. При втором прочтении, учащимся предлагается заполнить таблицу и систематизировать изученный материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)





Приём критического мышления «Создание викторины» – проводится, как правило, в игровой форме, во время которой учащиеся составляют вопросы, используя информацию из прочитанного текста. При изучении в 9 классе темы «Сероводород. Сульфиды» проводится викторина по тривиальным названиям сульфидов, данную информацию учащиеся также получают из текста учебника. Пример задания: назовите тривиальное название Cu2S; напишите химическую формулу галенита, приведите номенклатурное название пирита и т.д.

Заполнение пропусков – в тексте закрывается часть слов и понятий, дети подбирают спрятанные слова по смыслу, т.е. задача учащихся - восстановить текст. Например, при изучении в 9 классе темы «Строение кристаллов», предлагается, например, такое задание:

Прочитайте текст и заполните пропуски, вставляя слова и/или цифры, которыми обозначены на рисунке соответствующие понятия.

Твёрдые тела с закономерным расположением в них частиц (атомов, ионов, молекул) называют _ _ _.В зависимости от того, какие частицы образуют кристалл, различают четыре типа кристаллических решёток - _ _ _(_), _ _ _(_), _ _ _(_), _ _ _(_).Алмаз, обладает _ _ _ кристаллической решёткой. Его температура плавления составляет _ _ _ оС.


1

2

3

4


Сопоставление / нахождение сходств и различий – учащимся предлагается сравнить несколько объектов (текстов, схем, картинок, формул химических веществ и т.д.). Вернёмся к теме 9 класса «Строение кристаллов». В параграфе учебника на рисунке изображены различные типы кристаллических решёток. Учащимся предлагается сравнить данные изображения, найти сходства и отличия и, исходя из строения кристаллических решёток, предположить свойства веществ, имеющих данное строение.

Составление списка – учащимся предлагается перечислить слова, объекты, свойства по определённому вопросу (теме). Рассмотрим применение данного приёма при изучении в 8 классе темы «Кислород». В начале урока учащимся предлагается подумать и составить список тех сведений, которые они знают о кислороде. Затем, работая с текстом параграфа, ребята делят прочитанные сведения на три колонки «Информация, которую я знал до урока», «Информация, которую я узнал на уроке» и «Информация, которую я хотел бы узнать».

Деление текста на абзацы – учащимся предлагается разделить сплошной текст на абзацы, в зависимости от основных мыслей или понятий, содержащихся в нём. Например, изучая в 8 классе тему «Химический элемент», учащимся предлагается сплошной текст, в котором описывается этимология химических элементов. Учащиеся делят текст на абзацы, выделяя основные группы химических элементов, в зависимости от происхождения их названий.

Работая с текстом, при изучении химических элементов, можно использовать метод «Кластер» («гроздь») (темы «Кислород», «Водород», «Азот» и т.д.). Данный приём относится к приёмам критического мышления. Смысловые единицы выделяются из текста и оформляются графически в виде грозди. Применять метод кластера можно на любом этапе урока: вызов, осмысление, рефлексия. Например, изучая тему «Кислоты», составляем следующий кластер:

Умение кратко излагать основное содержание прочитанного текста для дальнейшего использования полученной информации формируется у учащихся при использовании Конспектирования. Данный метод хорошо подходит, например, для таких тем как «Методы научного познания в химии», «Источники химической информации», «Научный подвиг Д. И. Менделеева» и т.д.

Заполнение таблицы – прочитанную информацию учащиеся интерпретируют в табличную форму, выделяя необходимую информацию для заполнения таблицы из текста. Например, в 8 классе данный приём можно использовать при изучении тем «Оксиды», «Кислоты», «Соли» (строение, физические свойства, химические свойства, примеры). В 9 классе при изучении темы «Галогены», учащиеся заполняют таблицу, используя прочитанный текст параграфа (Физические свойства галогенов; Химические свойства галогенов; Примеры).

Применяя данные приемы и методы на уроках химии, мы получаем высокий результат в формировании смыслового чтения, так как у учащихся задействованы различные виды памяти и восприятия.

Литература

1.Заводнова Н.В. «Развитие логики и речи у детей», изд. «Феникс», Ростов –на - Дону, 2005 г.

2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с

3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как

реализовать ФГОС. – М.:Баласс, 2013. – 128 с

АНКЕТА УЧАСТНИКА КОНФЕРЕНЦИИ:

1. Манаенкова Зоя Алексеевна

2. Учитель химии

3. МАОУ СШ №59 «Перспектива»

Адрес: г. Липецк, проезд Сержанта Кувшинова, д.5;

Электронная почта: [email protected]

тел. моб. 8-906-681-11-33