Раздел долгосрочного плана: 5.2В Декоративно-прикладное искусство | КГУ СШ№4г.Тайынша |
Дата: | ФИО учителя: Фёдоров Иван Николаевич |
Класс: 5 класс | Количество присутствующих: Отсутствующих: |
Тема урока | Прикладное искусство Казахстана |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 5.1.6.2 - Распознавать ряд современных и нетрадиционных материалов, определяя их свойства и назначения |
Цели урока | 5.1.2.1 - изучать и определять особенности произведений искусства, ремесла и дизайна казахской национальной и мировой культуры |
Критерии оценивания | Знает что такое декоративно – прикладное искусство; Правильно определяет особенности произведений национального ремесла и ДПИ Казахстана; Умеет обоснованно излагать свою мысль; Умеет аккуратно работать; Соблюдает технику безопасности при работе с инструментами. |
Языковые цели | Пәнге тән лексика мен терминология:Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни. Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее). |
Привитие ценностей | • Труд и творчество • Патриотизм |
Межпредметные связи | История Казахстана, ИЗО, технология |
Навыки использования ИКИКТ | Для поиска информации учащиеся могут использовать ИКТ |
Предварительные знания | Учащиеся знакомы с прошлого урока с ДПИ, основными формами и особенностями. Активизировать уже имеющиеся знания через выполнение практических заданий. |
Ход урока. |
Вид деятельности | время | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
ОРГ. МОМЕНТ | 3 мин | Приветствие учителя и учащихся. Контроль посещаемости. Организация рабочего места. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию. | Приветствие учителя. Подготовка рабочего места к уроку. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | 2 мин | Эмоциональный настрой. Демонстрация видео «Настрой на урок» https://www.youtube.com/watch?v=_xpPewh9FAk | Просмотр видео |
ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | | Вопросы: Какие виды ДПИ вам знакомы? Чем отличается резьба по дереву, от художественного выжигания? | Ответы на вопросы |
АКТУАЛИЗАЦИЯ | 5 мин | -
Сообщение темы урока. Формулирование целей урока совместно с учащимися. | Записать тему урока в тетрадь Ответы на вопросы |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 10 мин | История декоративно-прикладного искусства казахского народа. Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубину веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй половине XIX — начале XX в. Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др.  В каждом доме был тон (шуба), дакы, жакы, жаргак (тулуп). Распространенным был пошив ішік из волчьих, лисьих, хорьковых и других звериных шкур. Эти шкуры, шерстью вовнутрь, обшивались сверху плотной домотканой материей - шекпен, сукном - шуга и другими материалами. Мастерицы шили также меховые шапки - борік. На предметы декоративно-прикладного искусства шли кожи домашних животных - лошадей, рогатого скота и верблюдов, очищенных от шерстяного покрова. Особую отрасль составляло тиснение с помощью штампов на коже, и этим занимались мужчины. | Зарисовка по памяти казахского национального узора на заданную тему. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 12 мин | Распределить полученную информацию по группам. Выполнить исследование творческих работ. Для практической деятельности подготовить листы формата А4. Учащиеся подбирают материал, определяют идею и цветовое решение своей работы. Выполняют свою творческую работу казахский национальный узор. Выполнение практической работы, украшение ювелирного изделия орнаментом. | Учащиеся делятся результатами своих исследований и впечатлениями. Обсуждают предстоящую работу. При выполнении практической работы обмениваются мнениями, объясняют значение выполненного рисунка, дают друг другу рекомендации |
ОБОБЩЕНИЕ | 5мин | Для закрепления нового материала, используя терминологию и аргументируя ответы примерами, классифицировать репродукции по видам и жанрам декоративно - прикладного искусства. | Ответы на вопросы |
Домашнее задание | 1 мин | Доработать узор | Запись д/з в дневник |
РЕФЛЕКСИЯ | 2 мин | Показать учащимся карточки с изображениями трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предложить выбрать рисунок, который соответствует их настроению | |
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Соблюдение техники безопасности. |
Прокомментировать художественный стиль, ДПИ использованный при создании изделия (назвать художников, творивших в этом стиле, его особенности, влияние работ данных художников на создание национального узора. | Проблемный диалог (проблемная ситуация поиск решения.) Продуктивное чтение (работа с текстом) Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму). Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат. Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах. Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать. Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы самоопределятся в системе ценностей. Что в следующий раз можно сделать лучше? Проблемы в развитии: - универсальных учебных действий; -предметных умений. | Санитарно-гигиенические требования. 1. Перед началом работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом. 2. Источник света должен находиться слева или спереди. 3. Для удобства и надежности все инструменты и приспособления для работы нужно размещать на плоской и чистой поверхности. 4. Выполняя роспись, необходимо защищать рабочую поверхность от попадания используемых материалов. 5. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать перерыв, разминку для глаз, рук и спины. |