Приобщение детей к истокам русской народной культуры
Обращение к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайно.
Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.
Цель: Выявление и апробация условий приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельского детского сада
- Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Малыши в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно искаженной иностранными словами речью, комиксами. Нарушились традиции, существовавшие на Руси веками, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые сохранились в народном творчестве. В воспитательном процессе безжалостное обрубание своих корней от народности ведёт к бездуховности.
Задачи : Рассмотреть процесс организации педагогической работы по приобщению детей к национальной русской культуре
- Выявить условия приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного детского сада
- Обобщить опыт работы по реализации условий приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельского детского сада
Объект исследования - процесс воспитания, ориентированный на приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельского детского сада .
Предмет исследования – педагогические условия приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельском детского сада.
Гипотеза: Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры в малокомплектном сельском детском саду будет наиболее эффективной если будут реализованы следующие педагогические условия:
- • Создание этнической предметно-развивающей среды, ориентированной на разновозрастную группу детей.
- • Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.) в соответствии с возрастом детей.
- Учет регионального компонента в организации педагогической работы, включающей в себя четыре направления:
- 1. Историческое прошлое России и русского народа (поселка и семьи).
- 2. Устное народное творчество.
- 3. Народные праздники и традиции.
- 4. Народные промыслы.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ философской, социологической, этнографической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение опыта педагогической работы ДОУ; анкетирование, наблюдение, обобщение опыта работы ДОУ, статистическая обработка материалов. В исследовании принимали участие воспитатели и музыкальный руководитель.
Практическая значимость исследования :
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявляются педагогические условия приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельском детского сада могут быть использованы методистами и воспитателями.
Содержание воспитания включает в себя:
- изучение исторического прошлого России и русского народа;
- знакомство с устным народным творчеством;
- знакомство с народными праздниками и традициями;
- знакомство с народными промыслами
Условия приобщения детей к истокам русской народной культуры в условиях малокомплектного сельского детского сада.
Наиболее важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родной культуры является:
- эмоционально благополучная атмосфера дома и детского сада, где взаимоотношения между людьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении,
- личностно ориентированный способ общения;
- отсутствие суровых форм наказания, т.е. создание благоприятной атмосферы, когда ребенок может чувствовать себя желанным и защищенным;
- соблюдение прав ребенка на игру, досуг, национальную самобытность, свою территорию, а также уважение права на собственность;
- предоставление права участвовать в обсуждении некоторых проблем семьи и детского сада;
- бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности;
- упражнение в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам;
- побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий;
- самостоятельность и ответственность ребенка за выполнение взятых на себя обязанностей;
- предоставление возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;
- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
« Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках. Литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний » (Д.С.Лихачев)
Для этого педагог должен:
- создать условия для приобщения детей к русской народной культуре;
- повышать профессиональный уровень управления педагогическим процессом;
- формировать у детей целостное восприятие народной культуры
- повышать уровень знаний родителей по теме данного проекта.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО СЕЛЬСКОГО ДЕТСКОГО САДА.
Педагогический коллектив МБДОУ №6 «Ёлочка» использует парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы.
Задача решается на основе использования
разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности
художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей,
базовых культурно - эстетических и
этических качеств его личности, а также
социальное развитие ребёнка.
Работу начали с анкетирования родителей:
Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 80%), участвуют в народных празднествах( 47%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 65%) (Приложение 1)
Многие родители поддержали программу ДОУ по приобщению детей к народным традициям, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.
Проводимая в ДОУ «Ёлочка» комплексная воспитательно-образовательная работа с детьми решает следующие задачи:
- обогащение представлений детей о народных традициях,
- развитие интереса и предоставление возможности для самостоятельной, творческой реализации представлений о народных традициях в игровой деятельности.
- Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям строится на основании следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);
- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;
- использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; о
- осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Исходя из условий коллективом выделены следующие направления работы:
1. Историческое прошлое России и русского народа.
2. Устное народное творчество.
3. Народные праздники и традиции.
4. Народные промыслы.
Русский народный костюм
Русская изба
Увлекательные занятия по знакомству с бытом и основными занятиями русских людей, населявших Владимирский край. Многие дети впервые слышат слова «ухват», «чугунок», «колыбель», «прялка».
Любимый край- нет тебя дороже!!!
Устное народное творчество
позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям, использование всех видов фольклора обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа.
На примерах прочитанных легенд, былин воспитатель показывает красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки. Обсуждаются мультфильмы о былинных героях. Дети с интересом рассматривают и обсуждают картину Васнецова «Богатыри», их доспехи, оружие.
На примере народных поговорок и пословиц проводим беседу об уме и о глупости. Знакомим детей с колыбельными песенками, потешками, прибаутками, приговорками.
Конечно, самый увлекательный для детей народный фольклор – это сказки и загадки. На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседуем по содержанию уже знакомых сказок, делаем инсценировка отрывков.
Загадки подвергают детей испытанию на сообразительность, смекалку. Отгадываем и заучиваем с детьми народные загадки, загадки – вопросы, загадки – стихотворения.
Народные праздники и традиции
неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад.
- Уже стало традицией в нашем детском саду славить Осень, встречать Новый Год и Рождество, провожать зиму на Масленицу, закликать Весну, украшать березку в Троицу.
- Рассказываем детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени.
- Беседуем о праздновании Нового Года на Руси, Рождества проведении Святок. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Разучиваем колядки. Каждый год проходит выставка детских новогодних открыток.
- Рассказываем о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны. Проводим чтение и обсуждение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».
- Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, знакомимся с обрядами и традициями. Большинство детей принимает участие в пасхальной службе сельского храма и праздничных мероприятиях при храме.
- На Троицу рассказываем о традиции народных гуляний, о березе – главной героине этого праздника. Разучиваем хоровод о березке, загадки о березе, о лете.
Рождество, Святки
Беседуем о праздновании Нового Года на Руси, Рождества проведении Святок. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Разучиваем колядки. Каждый год проходит выставка детских новогодних открыток или поделок
.
Уже стало традицией в нашем детском саду славить Осень,
Рассказываем детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени.
Масленица, Покров
Рассказываем о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны.
Провожать зиму на Масленицу, закликать Весну, украшать березку в Троицу.
Пасха
На Троицу рассказываем о традиции народных гуляний, о березе – главной героине этого праздника. Разучиваем хоровод о березке, загадки о березе, о лете.
Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, катаем яички, знакомимся с обрядами и традициями. Большинство детей принимает участие в пасхальной службе сельского храма и праздничных мероприятиях при храме.
70 лет ПОБЕДЫ !!!!
Особенно важной темой в 2015 году стала тема 70-летия Великой Победы. Проводились беседы о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы Отечественной войны, о детях-героях. Рассматривали фото и иллюстрации
на эту тему. Провели встречу с
ветераном и «ребенком войны» односельчанами.
Этот день ПОБЕДЫ!!!!
Знакомим детей с русским народным музыкальным творчеством:
- На музыкальных занятиях с детьми слушаем и разучиваем русские народные песни. Обращаем внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Проводим начальное обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, коробочке, колокольчиках, трещотках, рубеле.
- Знакомим детей с русскими народными песнями в исполнении наших прославленных исполнителей народной песни, со звучанием русских народных инструментов: гуслей, гармони, балалайки, колокольчиков, рожка, трещотки, жалейки. Дети слушают игру оркестров русских инструментов, солистов-инструменталистов, произведения в исполнении народных хоров.
- Было предложено родителям совместно с детьми самим изготовить инструменты – шуршалки, гремелки, бренчалки,
- шумелки, и они с удовольствием отозвались.
- Так появились в нашем народном оркестре баночки
- из-под йогурта, заполненные горохом, инструменты из
- пластиковых бутылок и пробок, шуршалки из бумаги.
- С удовольствием используем с детьми всех возрастов
- на занятиях, праздниках, в свободное
- время подвижные игры с русской народной
- песней и хороводы
Народные художественные промыслы
эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, палехской росписи, о художественном гжельском промысле. Используются иллюстрации, изделия народных мастеров.
Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, кружевоплетения, понятно искусство игрушечников.
ЖОСТОВО
Дымка
Гжель
ХОХЛОМА
Сергиево – Посадская
матрешка
Павловские платки
Вологодское кружево, оренбургский платок
Палехская роспись
Городецкая роспись
Федоскино (лаковые миниатюры)
холуйская лаковая миниатюра
Берестяные изделия
богородская игрушка
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА
Чтобы привлечь внимание детей, пополнить и расширить знания о русском быте, совместно с домом творчества п. Асерхово и родителями воспитанников
- создали мини-музей народного творчества;
- оформили в русском стиле «горницу» для наших кукол, нарядив их в национальные костюмы;
- подобрали иллюстрации о традиционной русской семье;
- собрали альбомы «Русское декоративно-прикладное искусство», где отражены такие виды художественной росписи как гжель, хохлома, палех и прочие, «Русский народный костюм», «Русская изба»;
- Организовали выставку с архивными фотографиями и историей поселка Асерхово;
- Стенд «Я люблю Россию» Обновление среды сопровождалось рассматриванием, беседами и проведением интегрированных занятий на темы «Русская народная сказка», «Русская народная песня», , «Русские народные игры», «Знакомство с колыбельной».
-
Асерховский ДК совместно с педагогическим коллективом ДОУ ежеквартально реализует для воспитанников детского сада увлекательный сказочный экскурс :
- «Сказки деда Краеведа», на которых ребята узнают исторические факты прошлого России, Владимирской земли и своего поселка.
- «Русские народные промыслы»-знакомятся с различными видами художественного прикладного творчества и русских промыслов.
- «История одной вещи»(рассказывает о быте русского народа, и объясняет назначение и происхождение той или иной вещи) Увлекательны занятия по знакомству с бытом и основными занятиями русских людей, населявших Владимирский край. Многие дети впервые слышат слова «ухват», «чугунок», «колыбель», «прялка». С удовольствием отгадывают загадки о предметах быта. Большой интерес вызывает тема «Из истории русской кухни». Дети узнают, чем питались наши предки, о самоваре, русском чаепитии, блинах и колобке. На итоговых занятиях делают аппликации или раскрашивание.
Какими бы высокими художественными особенностями ни обладали образцы народного искусства, их воздействие на детей во многом будет зависеть от умения педагога, воспитателя и родителя пробудить интерес к народной культуре.
Поэтому педагогу необходимо глубже изучать различные виды народного творчества, читать специальную литературу по истории, фольклору и культуре быта. Суметь донести свою заинтересованность в положительном результате до родителей и суметь «заразить» ею. Соответственно возникает необходимость в накоплении соответствующих материалов и пособий (куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи).
Проведенное исследование показало, что выдвинутая нами гипотеза, заключающаяся в том , что эффективность работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в малокомплектном сельском детском саду будет наиболее эффективной при: Создании этнической предметно-развивающей среды, ориентированной на разновозрастную группу детей; Широком использование фольклора в соответствии с возрастом детей и учет регионального компонента , подтвердилась.
Именно такой представляется мне стратегия приобщения детей к русской народной культуре, как основа его любви к Родине.
Спасибо за внимание!