Просмотр содержимого документа
«Признаки одаренности ребенка»
Признаки одарённости
Современное понимание одаренности, пройдя через научные споры многих психологических школ, утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).
Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимании на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в повелении – нонконформизм.
Одарёнными можно считать детей если они:
• часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития;
• у них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;
• рано начинают классифицировать и категорировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях;
• у них большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия;
• способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями;
• они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований;
• в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий;
• легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ;
• способны длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, они буквально погружаются в свое занятие, если оно им интересно.