Рассмотрим проблему подготовки к ГИА и ЕГЭ – сквозь призму трёх групп детей: как их распознать; как тренировать и мобилизовывать детей с хорошей устойчивостью к стрессам; как помочь подросткам со слабой нервной системой; какими способами можно попробовать развить у ребёнка способность к самостоятельной учёбе.
1. Если у детей хорошие крепкие нервы или Тренировка трудностями!
Посмотрите следующий перечень признаков: если оцениваемые вами дети имеют большинство из них, значит, они из первой группы – из «крепких нервами», из «сильных».
С детства отважны, не боятся риска и опасностей, рады и даже стремятся к ним.
Стараются все в окружающем исследовать, попробовать, узнать на личном опыте (конечно – кроме антисоциальности!).
Неудобны самостоятельностью и независимостью в суждениях и поведении, даже перечат вам! Но зато учатся хорошо уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается или даже улучшается.
Им всегда нравятся ситуации испытания их способностей – контрольные, зачеты, ответы у доски, самостоятельные творческие задания. Они предвкушают их или даже просят их создать.
К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и при этом показывали хорошие результаты.
На самих контрольных и экзаменах они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет их мышление и сообразительность.
Они с удовольствием делятся с вами своими достижениями, благодарны за ваше участие в них.
Неудачи на экзаменах не обостряют у них чувства своей неполноценности или пессимизма. Они «не опускают руки» – наоборот, у них возникал азарт достичь успеха.
В результате преодоления испытаний такие подростки становятся увереннее в себе и быстрее взрослеют; они умеют накапливать опыт достижения успехов.
Основное направление подготовки таких подростков к ЕГЭ – это тренировка знаний, умений их использовать, уверенно чувствовать себя в стрессе экзаменов и любых других испытаний. Иначе говоря, весь 11-й класс надо закреплять их способность к самостоятельной учебной деятельности, в том числе и трудностями в ней!
К педагогическим способам тренировки личности можно отнести следующие:
Реферирование дополнительной научно-популярной и научной литературы.
Частые контрольные работы с их защитой перед классом – как моделирование ситуаций экзаменов, в том числе – и в форме ЕГЭ.
Самостоятельные творческие задания, темы которых (в рамках дисциплины или из списка предложенных) выбирают сами учащиеся.
Защита своих самостоятельных творческих работ перед разными аудиториями.
Выполнение и защита (публикация) научных работ.
Коллективные научные задания – как модель работы в научных коллективов.
Участие в конкурсах, научных конференциях.
Наставничество или помощь «сильных» учеников более слабым в классе.
К психологической тренировке учебной деятельности можно отнести следующие:
Поддержка любых проявлений самостоятельности в учебе – индивидуальная, публичная в классе, в школьном коллективе, а также перед родителями (в семье).
Поддержка «сильных» учеников в классе (как в социальной группе) в ролях – «лидер», «интеллектуал», «психолог».
Развитие у подростка навыка планирования своей повседневной занятости (ведение делового ежедневника), режима дня.
Аутотренинг волевой мобилизации.
Контролируйте психологическое состояние «сильных» учащихся.
Указанные выше технологии поддержки в школе, в сочетании с семейными и индивидуальными (см. обращения к самим подростками и родителям), достаточны для поддержания у «сильных» учеников оптимизма с невысоким уровнем тревожности.
Это можно контролировать вам самим – методом наблюдений и бесед с учениками, а можно поручить контроль и школьным психологам – применить соответствующие психологические тесты.
По мере приближения окончания школы и экзаменов из группы «успешных и сильных» учеников выделяются подростки с особым школьным неврозом: у них нарастает напряжение и тревога в связи с их установками ответственности (возникшими индивидуально или из семьи) за безусловную и непрерывную успешность в учебе (и последующее поступление в вуз).
У подобных учеников уровень тревоги и напряжения к моменту экзаменов может оказаться даже выше, чем у детей со слабой нервной системой!
2. Группа учеников с низкой стрессоустойчивостью (со «слабыми» нервами).
В группу учащихся со слабыми нервами и низкой устойчивостью к стрессу вы можете отнести тех, у кого обнаружите треть и более из следующих признаков:
Проявляют страхи инициативы, боятся начинать дело, допустить ошибку или оказаться некомпетентным, боятся оценки результатов их труда.
Боятся отвечать на уроках, особенно – у доски.
Пытаются избежать ситуаций испытания: просят освободить от экзаменов, сказываются больными.
На контрольных и экзаменах переживания настолько ухудшают их мышление, что они не решают задачи, посильные им в спокойной ситуации.
Подолгу переживают из-за низких оценок за текущие задания, тем более – за контрольные и экзамены; после них с трудом собираются для работы даже на текущих уроках.
Капризны, плаксивы, обидчивы и нуждаются в успокоениях в кризисных ситуациях.
В классе не претендуют на роль лидера, а в поручениях не справляются с ней.
Быстро утомляются в пределах одного урока или после первых 2-3-х уроков, жалуются на головные боли или сонливость.
Грызут ногти и пальцы.
Снижение тревожности, повышение самооценки и устойчивости к стрессам.
Психофизиологическая помощь педагога.
Рекомендовать плотную еду и чай или кофе в большую перемену.
Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха: 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22:00, продолжительность сна – не менее 9 часов; при непосредственной подготовке к ЕГЭ – занятия по 1,5 часа с перерывами по 30 минут.
Педагогическая помощь.
Рассаживать тревожных учеников в середине класса или ближе к учителю.
Спрашивать в середине уроков.
Подсказывать родителям и тренировать на уроках наиболее успешные для ученика приемы усвоения материала.
Психологическая помощь педагога и школьного психолога.
Не прибегать к публичной критике тревожных и неуверенных учеников, обсуждайте неудачи индивидуально.
Непрерывно поощряйте ребенка за любые успехи – в учебе и в любых других делах (по дому, в кружках и секциях, в общении со сверстниками, в хобби и др.).
Научите его самого поощрять себя за эти же успехи.
Аутотренинг с применением формул успокоения, ободрения, активизации (обратитесь к разделу, обращенному к родителям и самим подросткам).
Врачебная помощь.
Используйте возможности медицины и рекомендуйте родителям тревожных подростков и им самим обратиться к врачу невропатологу, психотерапевту, медицинским психологам за укрепляющим и успокаивающим лечением за 1-3 месяца до ЕГЭ.
Тренировка уверенности в себе и способности к самостоятельной учебной деятельности.
Педагогическая помощь.
Поддерживать любые позитивные результаты на уроке или даже попытки их достичь.
Практиковать индивидуальные и групповые консультации перед ЕГЭ.
Моделировать ситуации экзаменов, в том числе и по типу ЕГЭ.
Помощь репетиторов.
Этот вид педагогической помощи соединяет тренинг учебной деятельности и выработку у ребенка уверенности в себе. Начать с репетиторство с предметов ЕГЭ, вызывающих наибольшую тревогу и страхи, и лишь затем через 3-4 месяца перейти к остальным.
3. Группа учеников с неразвитой способностью к самостоятельной учебной деятельности.
Данная группа учащихся обнаруживается еще задолго до старших классах школы – уже в кризисах начальных и средних классах школы.
К ней вы можете отнести детей со следующими признаками:
Не доводят дела до конца, начинают с интересом, но быстро «угасают» и бросают их незавершенными.
Пассивные и «ленивые» в делах по дому, мало или нет хобби, ничем не интересуются, не занимаются в кружках и секциях.
Преобладают пассивные способы проведения досуга – телевизор, простые («детские») компьютерные игры, гуляния с друзьями.
Нет сложно организованного досуга – чтения, сложных развивающих компьютерных игр, коллекционирования…
Начали учебу с симптомокомплексом неготовности к школе, с неразвитостью ее базы – деятельностей предшественников учебной (сложных сюжетно-ролевых игр, творческого самовыражения, конструирования, рукоделий и ремесел, навыков общения в группах и лидерства, труда и ролей по дому) .
Испытывали трудности с учебой и низкой успеваемостью в начальных классах, вплоть до того, что родители были вынуждены их непрерывно контролировать, делать уроки вместе или принуждать к учебе.
Прибегали к защите вытеснением и избеганием учебной деятельности: оттягивали приготовление уроков, не записывали задания («ничего не задали»), не вели дневник, «забывали» тетради и учебники.
Скрывали от родителей свои неудачи в учебе, прибегали к защитной лжи.
Имели ухудшение успеваемости при переходе в 5-6-е классы и при усложнении программы в 8-9-м классах.
Снижали мотивацию учебы: утрачивали интерес к ней, исчезали переживания успеха, оценки утрачивали мотивирующую и активизирующую роль (безразличие к ним); отзывы о них: «могут учиться лучше, но не хотят!».
Протестовали против учебы различными способами: вызывающе вели себя на уроках («срывали»), конфронтировали с учителями, хорошо успевающими одноклассниками, прогуливали уроки, группировались со средне успевающими и т.п.
Возможностей немного, но они есть!
Проблемы в 10-11-х классах у детей данной группы, в частности проблемы с подготовкой к ЕГЭ, возникают в связи с настойчивым желанием их родителей видеть ребенка в техникуме (колледже) или вузе. Здесь требуется трезвая оценка возможностей ученика и правильная ориентация родителей в реальных способностях их ребенка.
Признаки возможности повысить у ребенка способность к самостоятельной учебной в течение 11-го класса: Периоды снижения успеваемости в 5-6-м или 8-10-м классе были непродолжительными. К 10-11-му классу мотивация учебы восстановилась. Успеваемость даже в периоды снижения мотивации учебы не была ниже 3-4 баллов с сохранением у ребенка отдельных переживаний успехов. К 3-4-м предметам сохраняется избирательный интерес и хорошая успеваемость (еще лучше – если среди них есть предметы ЕГЭ).
Сложность мобилизации способности к учебе состоит в недостатке времени – всего-то несколько последних месяцев 11-го класса.
Педагогическая поддержка:
Определить, по каким предметам у подростков дольше всего (или даже до последнего времени) сохранялась мотивация учения.
Немедленно начать моделировать детям ситуации успеха по этим предметам (даже если они и не входят в ЕГЭ), стимулировать учеников на этих уроках.
После повышения у подростков этим способом мотивации учения (требуется 1-3 месяца) дальше им и их родителям можно рекомендовать репетиторство по предметам ЕГЭ, даже если по ним мотивация была давно утрачена.
(Из материалов МО учителей литературы и русского языка Рыбинского МР Ярославской области)
Успеха Вам в работе, коллеги!