Юрин Михаил 4 «Д» класс
Тема: История одной монеты
Как всё начиналось
Однажды папа принес с работы монету «5 копеек 1937 года», которую нашел при разборке деревянного многоквартирного дома. У строителей есть обычай в основу дома класть монету на счастье будущим жильцам. Возможно, эту монету заложил мой прадедушка который возглавлял строительство этих домов в г. Закаменске в 1960-х годах. У меня зародилась идея написать проект. Моя мама собирает монеты, деньги. Просмотрев её коллекцию, я увидел почерневшие от старости монеты, они меня очень заинтересовали. Стал расспрашивать об их происхождении.
Цель проекта: узнать о монете 1937 года.
Задачи:
1.Выяснить, что такое монета; как изменялся облик монеты в разное время;
2.Изучить научно-популярную литературу;
3.Проанализировать личную коллекцию монет.
Объектом исследования является личная коллекция монет
Предметом исследования – деньги
Актуальность
Деньги с самого первого момента своего появления овладели умами людей. Люди на протяжении всей своей многовековой истории рождались, умирали, женились и работали ради денег. Все то же самое только в преображенном виде происходит с нами и сейчас, денежный вопрос остается самой актуальной темой для нас сегодня. Все чаще вместе с прогнозом погоды мы просматриваем сводки о курсах валют на завтра.
История появления денег в жизни человека
Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. (Монета)
Как без рук – без монет.
Без монет покупки нет.
Издавна монеты из металла.
Этого добра у людей немало.
Монета (лат. moneta) — денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства. Кроме полноценных монет выпускаются разменные, коллекционные, памятные и инвестиционные монеты. Чаще всего монеты изготавливаются из металла методом чеканки и имеют форму правильного круга.
Первые монеты в истории человечества появились в 6 веке до нашей эры. Тогда чеканка монет осуществлялась вручную, древние люди выбивали изображение на куске золота. В средние века начали появляться различные приспособления, призванные облегчить труд человека, однако в целом производство по-прежнему оставалось ручным.
Первые русские монеты начали производиться в 10 веке, а монетчики наносили на них изображение князя, государственный герб и надпись «Владимир на столе, а се его сребро, что означало «Владимир за престолом, а значит, это его деньги».
Монеты изготавливались из серебра и золота, а назывались в зависимости от материала «златниками» и «серебром». В те времена чаще всего заменялось слово «деньги», на слово «серебро».
В 1924 году были выпущены медные монеты достоинством в 2, 3 и 5 копеек. Одна из таких монет, которая всегда притягивала глаз, это 5 копеек, или, как говорили в простонародье, пятак. По размеру это была самая большая монета, кроме 50 копеек и рубля.
Изготавливались они из меди, вес монеты составлял 16,38 гр, диаметр 32 мм, на лицевой стороне монеты, на гербе было 7 витков ленты, по числу союзных республик, входящих тогда в СССР.
В монете различают лицевую сторону, оборотную и обрез

Лицевая сторона монеты(аверс) содержит официальную символику, номинал монеты, год выпуска, пробу сплава, массу химического чистого драгоценного металла.
Оборотная сторона (реверс) содержит изображения, посвященные тематике монеты.
Обрез - боковая сторона монеты имеет резьбу, узор или специальную запись.

Описание найденной монеты:

На Аверсе «5 копеек 1937» года в центре монеты изображен государственный герб страны. В центре герба серп и молот, на их фоне земной шар. Снизу земной шар освещают лучи солнца, справа и слева от него расположены огибающие стебли пшеницы. Колосья разделены на одинаковые связки и обвиты лентой, таких перевязей 11 штук. Кончики колосьев сближаются друг к другу и между ними находится звезда. Аббревиатура государства «СССР» размещена под гербом, буквы аббревиатуры имеют ступенчатое расположение, их форма прямоугольная с округлениями на краях.
На Реверсе 5 копеек 1937 года номинал «5» указан в верхнем полудиске, по высоте цифра «5» чуть меньше половины диаметра всей монеты. Сразу под ней — слово «копеек» и ниже указан год выпуска — «1937», под годом расположена декоративная точка. По окружности монеты, вдоль канта размещаются колосья пшеницы, стебли которых пересекаются внизу и образуют круговой ободок.
Поверхность гурта у пяти копеек 1937 года рубчатая, насечки выполнены вертикально.
Выполнена из металла: Алюминиевая бронза
Масса: 5 грамм
Диаметр: 25 мм
Что можно было купить за одну копейку в советское время? Кусок хлеба, стакан газировки без сиропа, простой карандаш, два простых конверта, коробок спичек.
Монета 5 копеек важная денежная единица, которая имела вес в СССР, особенно в крупных городах, ведь проезд на метро стоил пять копеек. За этот номинал монеты в то время можно было купить мячик для пинг-понга или маленькую детскую книжицу.
В 1937 году на эту монету можно было приобрести: 5 коробок спичек, или оплатить билет в автобусе за одну копейку, 3 тетради в клетку 12 листов, в аптеке можно было приобрести за 3 копейки серную мазь и за 2 копейки марганец.
В настоящее время производство монет достоинством 1 и 5 копеек обходится дороже их номинала, в связи с чем, Банк России предлагает полностью перестать чеканить монеты этого достоинства. В настоящее время выпуск копеечной монеты обходится в 47 копеек, а пятикопеечной - в 69 копеек.
Человек, который увлекается коллекционированием монет называется - нумизмат, от слова "нумизматика" - изучение исторических монет разных стран. Это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. Нумизматика связывает между собой прошлое и современность. Включает в себя исторические познания мира.
В России начало коллекционированию монет положил Петр I, купивший в 1721 году в Гамбурге нумизматическую коллекцию Модерса.
Исследовательская работа
Я провел опрос среди 1-4 классов в начальной школе по 3 вопросам:
Что такое нумизматика?
Как рассчитывались люди до появления денег?
Имеются ли у тебя карманные деньги?
Выводы: Моя гипотеза, что мои одноклассники мало знают « Почему деньги называют великим изобретением человечества?» подтвердилась.
Мной были опрошены 122 человека в начальной школе среди учащихся 1-4 классов. Я сделал выводы, что все опрошенные не знают что такое НУМИЗМАТИКА, но после вопроса охотно интересуются, задавая вопросы.
Мне очень нравится заниматься коллекционирование монет, и мне было бы очень интересно пообщаться с единомышленниками по моему занятию. Я надеюсь, что прослушав мой проект, Вы подчеркнете для себя много нового и занимательного из мира денег.
Деньги очень важны в жизни человека, они основа благосостояния семьи, страны. Дают возможность удовлетворить потребность людей. Торгуя, люди обмениваются культурными ценностями, техническими достижениями, узнают друг друга.
Монеты - постоянные труженицы, они быстро стареют, теряют привлекательность, утрачиваются. Нужно сохранить некоторые интересные экземпляры для будущих поколений. Монета - это свидетель нашей интересной и бурной истории.
Я в проекте не скучал
Ценность денег изучал.
Знаю я, как их копить,
Чтобы что-нибудь купить.
Будь ты молод или стар,
Знай, что деньги – твой товар.
Литература:
1. А.Щелоков «Свидетели истории» 1987 г.
2. Г.М.Семар «Среди монет» 1990г.
3. Семейная коллекция монет
4. Ресурсы интернет:
3