Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Ейский полипрофильный колледж»
ПРОЕКТ
Учебная дисциплина ОП.01 Педагогика
Студентки Ш-22 группы отделения школьного образования Бобровниковой Елизаветы Владимировны
«Имидж современного учителя»
Преподаватель:
Великановская Л.А.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическая часть
1.Что такое имидж?.....………………………………………...4
2. Имидж педагога…………………….……………………….8
Глава II. Практическая часть…………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………...12
Список литературы и интернет- ресурсов…………………………….13
Приложение……………………………………………………………..14
Введение
Имидж современного учителя – это актуальная тема, которая привлекает все большее внимание общества. С каждым годом требования к роли учителя меняются, поэтому важно разобраться, каким должен быть идеальный образ педагога в современном мире.
В современном обществе, насыщенном различными информационными потоками, учитель должен быть не только специалистом в своей области, но и активным и творческим лидером. Главная задача современного учителя – помочь учащимся развиваться и достигать успеха не только в учебе, но и в жизни.
Сегодняшний учитель должен уметь привлекать внимание учеников, заинтересовывать их, вызывать у них желание учиться и исследовать новые знания. Имидж современного учителя должен быть слишком ярким и привлекательным для сегодняшней молодежи, чтобы они не только уважали своих учителей, но и стремились к ним в поисках знаний и поддержки.
Имидж современного учителя играет ключевую роль в формировании публичного мнения о профессионалах образования. Данная тема является актуальной и требует постоянного изучения и анализа, так как от нее зависит эффективность обучения и развития школьников.
Цель: изучение своеобразия имиджа учителя.
Задачи:
Сбор и анализ информации по теме проекта.
Раскрыть сущность понятий.
Проведения анкетирования для определения представлений об имидже учителя.
Создание конечного продукта.
Глава I. Теоретическая часть
Что такое имидж?
Имидж – это цельный образ индивида или иного объекта, искусственно созданный в общественном сознании и сочетающий в себе как реальные черты, так и вымышленные. Для создания имиджа могут использоваться средства массовой коммуникации, реклама, пиар, пропаганда и прочие инструменты. Можно говорить об имидже конкретной личности, политического деятеля, коммерческой или некоммерческой организации, торговой марки, государства, нации, страны, мероприятия или любого другого объекта.
Слово «имидж» образовано от английского слова image, которое переводится как «изображение» или «образ». То есть, это некая «картинка», сформированная в общественном сознании.
Имидж имеет огромное значение для любой профессиональной и деловой деятельности, поскольку влияет на то, как индивида или организацию воспринимают потенциальные партнёры и клиенты. Он зависит от множества внешних и внутренних факторов, которые в большинстве своём не являются статичными, а непрерывно меняются. Процесс целенаправленного влияния на эти факторы с целью улучшения имиджа называется имиджированием.
Авторами термина «имидж» считаются австрийский психолог Зигмунд Фрейд и американский социолог Кеннет Боулдинг (Болдинг). Сначала Фрейд использовал это слово для названия журнала, который он издавал, но тот не пользовался популярностью. В 1960-х годах Боулдинг начал использовать данный термин в своих работах по социологии и экономике, вследствие чего он приобрёл популярность. В русский язык слово «имидж» пришло в начале 1990-х, когда в стране осуществлялись масштабные постсоветские преобразования, и возник спрос на формирование профессиональной и деловой репутации.
Характеристики имиджа:
он не может существовать изолированно и всегда является частью определённого набора, в который входит несколько разных имиджей. Их количество может варьироваться. К примеру, у женщин их всегда больше, чем у мужчин. Также их количество зависит от возраста, образования и степени развитости личности, её стремления к самореализации;
имидж подвержен «износу». Положительный образ необходимо постоянно поддерживать и корректировать, иначе он постепенно «изнашивается», утрачивает свою адаптивность;
формирование имиджа требует психологических навыков и способностей. Индивиду для того, чтобы создавать себе положительный имидж, необходим социальный опыт, а также наличие базовых психологических способностей и умения выбирать удачные модели поведения, которые будут производить положительное впечатление на окружающих;
имидж отражает различные аспекты межличностных отношений, группового и межгруппового взаимодействия. Главным критерием является самоощущение. Если определённые особенности поведения в данной группе считаются предпочтительными, то это влияет на имидж положительно. При этом представления о положительных и отрицательных особенностях поведения являются относительно автономными в пределах группы.
Имидж представляет собой достаточно устойчивую стереотипную социальную установку, но в то же время со временем он меняется. В случаях, когда имидж формируется и корректируется целенаправленно, он обычно отражает интересы не только самого объекта, но и его окружения.
Отличие имиджа от образа
Несмотря на связь и определённую схожесть, это два разных понятия, поэтому путать или отождествлять их не следует. Чтобы лучше понять разницу между имиджем и образом, сравним их определения:
образ – это представление об объекте, которое складывается у окружающих на основании наблюдений и может быть как позитивным, так и негативным;
имидж – это искусственный образ объекта, создаваемый и поддерживаемый для обеспечения положительного отношения к нему.
Таким образом, разница заключается в том, что имидж создаётся искусственно и целенаправленно, при этом прикладываются усилия к тому, чтобы сделать его позитивным.
Из чего складывается имидж?
Изучением имиджа, его составляющих и механизмов его формирования занимается специальная наука – имиджелогия. В ней выделяют такие составляющие имиджа как:
Производимое впечатление. Конечно же, впечатление, производимое индивидом, является основным фактором, формирующим его имидж. Оно зависит от внешности, стиля одежды и наличия чувства вкуса, опрятности и чистоплотности, манеры поведения и движений, особенностей речи и голоса, энергичности, приветливости, улыбчивости и массы других деталей.
Эрудиция, широта и глубина познаний. Образованный человек с широким кругозором всегда производит положительное впечатление и вызывает уважение. По мере взаимодействия с окружающими у него формируется и постепенно укрепляется положительный имидж.
Способность к адаптации. Люди, которые быстро адаптируются к новым обстоятельствам и в любой ситуации знают, что нужно делать дальше, всегда нравятся окружающим. Поэтому умение быстро адаптироваться является важной составляющей положительного имиджа.
Энтузиазм. Все люди разные, у каждого свой характер и темперамент, вследствие чего одни ведут себя активно, другие демонстрируют пассивность и спокойствие. В этом нет ничего плохого, и всё же большинству из нас нравятся энергичные люди, которые всегда с энтузиазмом принимаются за любое дело.
Честность и открытость. Честные люди нравятся всем. Конечно, правда может оказаться неприятной. И всё же прямолинейность, честность и открытость – это важные составляющие положительного имиджа.
Также в имиджелогии выделяют два основных направления имиджа:
Визуальный имидж. Эта часть формируется на основе визуального восприятия внешних элементов, таких как мимика, жесты, особенности движений, дистанция общения и множество других факторов, заметных со стороны.
Вербальный имидж. Данная часть формируется на основе впечатлений от устной и письменной речи. Чтобы производить хорошее впечатление, человек должен уметь внятно и красиво излагать мысли.
Имидж педагога
Профессиональный имидж – черты облика человека как субъекта деятельности, отражающие степень его профессиональной успешности, стимулирует рост авторитета, расширяет перспективы профессиональной карьеры, профессионального призвания, выступает условием профессиональной самореализации, достижения профессиональных вершин.
Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Структура профессионального имиджа педагога включает в себя внешний и внутренний компонент, а также процессуальную деятельность.
Внешний компонент отражает внешние проявления педагога в своей профессиональной деятельности: стиль речи, мимика, жестикуляция, стиль в одежде, манеры поведения, походка, внешний вид.
Внутренний компонент связан с внутренним миром педагога, его идеологией, ценностными ориентирами деятельности, интересами и потребностями. Они выступают, как бы, косвенными компонентами имиджа педагога и опосредованно воздействуют на его профессиональный облик.
Таким образом, имидж современного педагога состоит из следующих компонентов:
Стиль одежды. Педагоги могут использовать в своей одежде классический или романтический стиль. Они подчеркивают деловой характер их профессиональной деятельность, а также женственность (актуально для педагогов женского пола). Стиль одежды формирует в глазах учащихся определенного педагога: классический стиль говорит о требовательности и строгости учителя, его честности и справедливости ориентации на полноценное и всестороннее развитие учащихся. Романтичность в одежде делает педагога доброжелательным и спокойным, учащиеся представляют его, как человека, умеющего пойти на уступки, оказать помощь и поддержку, понять и простить. Стиль одежды должен сочетаться с опрятностью и элегантностью педагога, отражать его серьезность и значимость, вызвать уважение и доверие учащихся.
Мимика. Она служит отражением характера педагога и помогает ему показать учащимся свою значимость и силу. Педагог может одни взглядом заставить класс замолчать, а визуальный контакт при объяснении новой темы способствует лучшему усвоению учебного материала.
Голос. Он является важным компонентом для построения системы взаимодействия с учащимися. Голос должен быть властным и завораживающим, чтобы привлечь учащихся к занятиям и показать свою роль на них.
Культура общения. Она отражает навыки педагога в построении положительных коммуникативных связей с разными возрастными категориями учащихся. Для развития культуры общения необходимо расширять свой словарный запас, работать над интонацией, использовать образную речь, выразительные средства языка, основывать свою речь на нормах речевого этикета.
Арома-имидж. Часто, дети запоминают учителя по запаху, который он источает. Это может быть запах духов, свежести классного помещения, особого запаха классной комнаты.
Свежесть - является очень привлекательным и манящим запахом. Его можно создать, посредством использования эфирных масел: апельсин, лимон, лаванда, пихта.
Функциональная роль имиджа педагога:
Наличие деловых качеств. Педагог должен обладать профессиональной и социальной компетентностью, быть пунктуальным, контролировать свои эмоциональные проявления, соблюдать вежливость в общении с окружающими людьми, не использовать ненормативную и жаргонную лексику.
Профессиональная функция – отражает обеспечение качественного и целенаправленного учебно-воспитательного процесса, достижение целей и задач образования.
Социальная функция – отражает передачу педагогом, посредством его имиджа значимости и силы своей профессии, престижности педагогической деятельности.
Нравственная функция – отражает развитие личности учащегося путем демонстрации своего личного примера, нравственно ориентированного поведения, наличия ценностных установок, бережного отношения к природе, заботе о близких, уважения к чужому труду и чужому мнению.
Визуальная функция – отражает положительное восприятия себя другими людьми, за счет выбора правильной одежды, аккуратности и опрятности, ухода за собой.
Глава II. Практическая часть
Я учусь на специальности педагог начальных классах, а следовательно, тема проекта напрямую относится ко мне. Поэтому я протестировала себя и своих одногруппников с помощью теста я проверила уровень знаний об имидже современного педагога, и составила соответствующую статистику(рис.1):
Всего участие в опросе приняло 20 человек.
Таким образом можно сделать вывод, что большинство (12 чел.) знают из чего состоит имидж современного педагога. Я думаю, что это хороший результат, но в любом случае всегда можно самосовершенствоваться и развиваться.
Заключение
Таким образом, имидж – это некий синтетический образ, который складывается в сознании людей в отношении конкретного лица, организации или иного социального объекта, содержит в себе значительный объём эмоционально окрашенной информации об объекте восприятия и побуждает к определённому социальному поведению.
Имидж педагога рассматривается нами как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на школьников. Несомненно, что для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать определенными природными задатками: внешним обаянием, хорошим голосом, слухом, артистическими данными и т.д. однако, немаловажную роль играет и его внешний облик.
Также, я провела тестирование и определила уровень осведомлённости одногруппников.
В качестве конечного продукта, я решила сделать поделку, в которой отражаются основные моменты данной темы.
Список литературы и интернет- ресурсов:
https://pandia.ru/text/79/237/48301.php
https://spravochnick.ru/pedagogika/imidzh_sovremennogo_pedagoga/
https://dnevnik-znaniy.ru/znachenie/imidzh-eto.html
Приложение:
Тест по теме "Важность имиджа педагога"
1. Что такое имидж педагога?
a) Внешний вид педагога
b) Отношение педагога к ученикам
c) Образ, который ученики и коллеги формируют о педагоге
2. Какой из этих факторов может повлиять на имидж педагога?
a) Профессиональные навыки и знания
b) Внешний вид
c) Стиль общения
3. Что может быть следствием негативного имиджа педагога?
a) Уважение со стороны учеников
b) Потеря авторитета
c) Успешная карьера
4. Почему важно иметь положительный имидж педагога?
a) Ученики лучше усваивают материал
b) Повышает мотивацию учеников к обучению
c) Создает доверительные отношения с родителями и коллегами
5. Какие аспекты помогают создать положительный имидж педагога?
a) Профессиональный подход к работе
b) Участие во внеклассных мероприятиях
c) Постоянное повышение своих навыков и знаний
6. Как можно развивать собственный имидж педагога?
a) Участие в профессиональных конференциях и семинарах
b) Выстраивание эффективной коммуникации с учениками и их родителями
c) Поддержка коллег и сотрудничество с ними
7. Какое влияние имеет имидж педагога на обучение и успеваемость учеников?
a) Не имеет значения
b) Оказывает положительное влияние
c) Оказывает отрицательное влияние
8. Какова роль педагога в формировании имиджа ученика?
a) Педагог не влияет на формирование имиджа ученика
b) Педагог может помочь ученику развить свой положительный имидж
c) Имидж ученика формируется только самим учеником
9. Что такое культура общения педагога с учениками?
a) Стиль одежды педагога
b) Отношение педагога к ученикам
c) Умение устанавливать доверительный контакт и слушать учеников
10. Как можно сделать имидж педагога ярким и запоминающимся?
a) Быть спонтанным в своей работе
b) Проявлять творческие подходы к обучению
c) Поддерживать собственный профессиональный рост
Ответы:
1. c
2. a, b, c
3. b
4. a, b, c
5. a, b, c
6. a, b, c
7. b
8. b
9. c
10. b, c
Ейск, 2023