МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9» города СМОЛЕНСКА
Секция «Предметов естественно-математического цикла»
Задачи на смеси и сплавы
(учебное исследование)
Выполнил работу: Вехтев Александр Сергеевич,
учащийся 11 класса
Руководитель: Филатова Татьяна Юрьевна,
учитель математики
Смоленск
2020
Оглавление
Введение
Актуальность выбранной темы
Цель работы
Задачи работы
Теоретическая часть
Основные понятия
Классификация
Основные этапы решения
Способы и методы решения
«Правило креста»
Табличный
«Правило смещения»
Использование расчетной формулы
Графический метод
Примеры решения задач
На понижение и повышение концентрации
На «высушивание»
На смешивание растворов разных концентраций
На переливание
Заключение
Введение
Актуальность: В 2002 году впервые заговорили об итоговой аттестации. В 2009 году эти реформы ввели. Знаний, которые даются в учебнике общеобразовательного курса, недостаточно, чтобы успешно сдать ЕГЭ.
Моя научно-исследовательская работа посвящена вопросу изучения решения экзаменационных задач повышенного и высокого уровня. В работе рассмотрены решения задач и составлены алгоритмы решения задач на смеси, растворы и сплавы ЕГЭ.
Эту тему я выбрал потому, что:
Чтобы хорошо сдать ЕГЭ, чаще всего, ученики, как и я должны самостоятельно разбирать задания повышенной трудности. Выполняя исследовательскую работу по этой теме, я смогу не только сдать проект, но и основательно подготовиться к экзамену.
Создавая этот проект и разбирая задания у доски на уроках в нашей школе, мы поможем нашим одноклассникам повысить балл на ЕГЭ.
Цели работы: исследовать методы решения заданий, входящих в экзаменационные материалы ЕГЭ, разрушить стереотип о сложности заданий 2 части ЕГЭ, а также лучше подготовить себя и своих одноклассников к успешной сдаче этого экзамена.
Задачи:
Собрать теоретический материал, необходимый для решения заданий 2 части ЕГЭ;
Структурировать этот материал;
Привести примеры возможных заданий и разобрать их;
Сделать свой сборник типичных заданий;
Представить продукт перед классом и указать им на то, что задания 2 части ЕГЭ нуждаются во внимании и могут быть довольно простыми.
Теоретические сведения, которые могут понадобиться для решения задач на сплавы и растворы:
1% =
Формула процентов от числа выглядит следующим образом:
C =
, где A – исходное число; B – количество процентов;
C – искомый результат.
Если нужно найти число по его проценту, можно воспользоваться следующей формулой:
С =
, где А – общее количество предметов; В – количество процентов; С – искомая величина.
Основными компонентами на растворы и сплавы являются:
масса раствора (смеси, сплава) (М р-ра);
масса вещества (m в-ва);
доля (% содержание) вещества (
%).
% =
* 100%
m (в-ва) =
* М (р-ра)
М (р-ра) =
Предполагают, что:
а) все получившиеся смеси и сплавы являются однородными;
б) смешивание различных растворов происходит мгновенно;
в) объем смеси равен сумме объемов смешиваемых растворов;
г) объемы растворов и массы сплавов не могут быть отрицательными.
Также для решения таких задач необходимо уметь решать:
Системы уравнений первой и второй степени;
Все виды квадратных уравнений;
Линейные уравнения.
Классификация задач на смеси и сплавы
Задачи бывают:
На понижение и повышение концентрации
На «высушивание»
На смешивание растворов разных концентраций
На переливание
Основные этапы решения:
Выбор неизвестной (или неизвестных).
Выбор чистого вещества.
Переход к долям.
Отслеживание состояния смеси.
Составление уравнения.
Решение уравнения (или их системы).
Формирование ответа.
Способы решения задач на растворы, смеси и сплавы:
“Правило креста”
“Правилом креста” называют диагональную схему правила смешения для случаев с двумя растворами.
Слева на концах отрезков записывают исходные массовые доли растворов (обычно слева вверху-большая), на пересечении отрезков - заданная, а справа на их концах записываются разности между исходными и заданной массовыми долями. Получаемые массовые части показывают в каком отношении надо слить исходные растворы.
При решении задач удобно составлять следующую таблицу.
| 1-й раствор | 2-й раствор | Смесь двух растворов |
Масса растворов | m1 | m2 | m1 + m2 |
Массовая доля растворенного вещества | | | |
Масса вещества в растворе | m1 | m2 | (m1 + m2) |
“Правило смешения”
Воспользуемся формулой (4):
тогда
Отсюда
Таким образом, отношение массы первого раствора к массе второго равно отношению разности массовых долей смеси и второго раствора к разности массовых долей первого раствора и смеси.
Аналогично получаем, что при
Замечание: Формула (5) удобна тем, что на практике, как правило, массы веществ не отвешиваются, а берутся в определенном отношении.
С помощью расчетной формулы:
В наших обозначениях, получим формулу для вычисления массовой доли вещества (?) в смеси.
Масса полученного при смешивании раствора равна:
m(р-ра) = m1(р-ра) + m2(р-ра).
Определим массы растворенных веществ в первом и втором растворах:
m1(в-ва)=
•m1(р-ра), m2(в-ва)=
•m2(р-ра).
Следовательно, масса растворенного вещества в полученном растворе вычисляется как сумма масс веществ в исходных растворах:
m(в-ва) = m1(в-ва) + m2(в-ва) =
•m1(р-ра) +
•m2(р-ра).
Таким образом, массовая доля растворенного вещества в полученном растворе равна:
или
или
где
- массы соответствующих растворов.
Графический метод:
Отрезок прямой (основание графика) представляет собой массу смеси, а на осях ординат откладывают точки, соответствующие массовым долям растворенного вещества в исходных растворах. Соединив прямой точки на осях ординат, получают прямую, которая отображает функциональную зависимость массовой доли растворенного вещества в смеси от массы смешанных растворов в обратной пропорциональной зависимости
Полученная функциональная прямая позволяет решать задачи по определению массы смешанных растворов и обратные, по массе смешанных растворов находить массовую долю полученной смеси.
Построим график зависимости массовой доли растворенного вещества от массы смешанных растворов. На одной из осей ординат откладывают точку, соответствующую массовой доли
, а на другой -
. Обозначим на оси абсцисс точки А и В с координатами (0,0) и (m1 + m2,0), соответственно. На графике точка А(0,0) показывает, что массовая доля всего раствора равна
, а точка В(m1 + m2,0) - массовая доля всего раствора равна
. В направлении от точки А к точке В возрастает содержание в смеси 2-го раствора от 0 до m1+ m2 и убывает содержание 1-го раствора от m1+ m2 до 0. Таким образом, любая точка на отрезке АВ будет представлять собой смесь, имеющую одну и ту же массу с определенным содержанием каждого раствора, которое влияет на массовую долю растворенного вещества в смеси.
Замечание: Данный способ является наглядным и дает приближенное решение. При использовании миллиметровой бумаги можно получить достаточно точный ответ.
Разбор решения задач
Задачи на понижение и повышение концентрации:
Задача №1
Сироп содержит 18% сахара. Сколько килограммов воды нужно добавить к 40 кг сиропа. Чтобы содержание сахара составило 15%?
Решение: Пусть надо добавить x кг воды. Заполним таблицу.
| 1-й раствор | 2-й раствор | Смесь двух растворов |
Масса растворов | 40 | х | 40+ х |
Массовая доля растворенного вещества | 18% или 0,18 | 0 | 15% или 0,15 |
Масса вещества в растворе | 0.18• 40 | 0 | 0,15(40 + x) |
Так как масса сахара не изменилась. То составим и решим уравнение:
0,15(40+х)=0,18*40
х=8
Ответ: 8 кг.
Задача №2
Сколько граммов воды нужно добавить к 5%-й йодной настойке массой 100 г, чтобы концентрация йода уменьшилось до 1%
Пусть надо добавить x г воды. Заполним таблицу
| а | M (кг) | m(кг) |
Исходный раствор | 5% или 0,05 | 100 | 0,05· 100 |
Вода | 0% или 0 | х | |
Полученный р-р | 1% или 0,01 | х +100 | 0.1 (х + 100) |
Так как масса йода не изменилась, то составляем уравнение:
0,01(х + 100) = 5;
0,01х = 4; откуда х = 400 г.
Ответ: 400 г.
Задачи на высушивание:
Задача №1
Пчелы перерабатывают цветочный нектар в мёд, освобождая его от воды. Нектар содержит 84% воды, а полученный мёд - 20%. Сколько кг нектара нужно переработать пчелам для получения 1 кг мёда?
Решение:
84 80
100
20 16
Значит, 1 кг составляет 16 частей, тогда 80 частей:
1 : 16 * 80 = 5 кг.
Ответ: 5 кг.
Задачи на смешивание растворов:
Задача №1
Один раствор содержит 20% соли, а второй 70%. Сколько граммов первого и второго растворов нужно взять, чтобы получить 100 г 50%-го солевого раствора?
Решение:
20 20
50
70 30
Значит , 100 г смеси составляют 50 частей .
100 : (30+20)= 2 г.(одна часть)
2*30=60 г. (70% р-р)
2*20=40 г. (20% р-р)
Ответ: 60 г - 70% и 40 г -20%
Задача №2
Сергей смешал раствор, содержащий 20% кислоты и раствор, содержащий 40% той же кислоты. В итоге у него получился раствор, содержащий 32,5% кислоты, причём объём полученного раствора 4 литра. Сколько литров раствора, содержащего 20% кислоты, использовал Сергей при смешивании?
Решение:
| 1-й раствор | 2-й раствор | Смесь двух растворов |
Масса растворов | х | 4-х | 4 |
Массовая доля растворенного вещества | 20% или 0,2 | 40% или 0,4 | 32,5% или 0,325 |
Масса вещества в растворе | 0.2• х | 0,4• (4-х) | 0,325•4 |
Пусть x литров раствора, содержащего 20% кислоты использовал Сергей при смешивании, тогда 4−x литров раствора, содержащего 40% кислоты использовал Сергей при смешивании, 0,2x – объём кислоты в растворе, содержащем 20% кислоты, 0,4(4−x) – объём кислоты в растворе, содержащем 40% кислоты. Так как в итоге кислоты оказалось 0,325⋅4=1,3 литра, то:
0,2x +0,4(4−x) =1,3, откуда находим x=1,5.
Ответ: 1,5
Задача №3
Смешали 500 г 10%-го раствора соли и 400 г 55%-го раствора соли. Определите концентрацию соли в смеси.
Решение:
| 1-й раствор | 2-й раствор | Смесь двух растворов |
Масса растворов | 500 | 400 | 900 |
Массовая доля растворенного вещества | 10% или 0,1 | 55% или 0,55 | х |
Масса вещества в растворе | 0.1• 500 | 0,55• 400 | 900• х |
0.1• 500+0,55• 400=900• х
900х=270
х=270/900
х=0,3
Ответ: 30%
Задачи на переливание:
Задача №1
В сосуде А содержится 3 литра 17-процентного водного раствора вещества Х. Из сосуда В в сосуд А перелили 7 литров 19-процентного водного раствора вещества Х. Сколько процентов составляет концентрация полученного в сосуде А раствора?
Решение:
Концентрация в процентах – это отношение объёма вещества к объёму смеси, умноженное на 100%.
До переливания в сосуде А было 3⋅0,17=0,51 литра вещества Х, в сосуде В было 7⋅0,19=1,33 литра вещества Х.
После переливания объём вещества Х в сосуде А стал 0,51+1,33=1,84 литра, а объём всего раствора 3+7=10 литров.
Тогда концентрация в процентах составила
1,84/10⋅100%=18,4%.
Ответ: 18,4
Заключение
Мной были рассмотрены несколько различных методов решения задач на смеси, растворы и сплавы. При этом практически было доказано, что прийти к верному ответу задачи можно, используя любой из рассмотренных выше способов решения, даже самый простой.
Однако стоит отметить, что, несмотря на внешние различия в ходе решения задач различными способами, все они в своей основе имеют общую схему. Как уже отмечалось ранее, каждый из рассмотренных методов опирается на знание понятий «концентрация вещества» и «процентное содержание вещества в растворе».
Литература
М. И. Водингар, Решение задач на смеси, растворы, сплавы / М. И. Водингар, Г. А. Лайкова. – Математика в школе. - 2001. - №4.
Задачи на смеси, растворы и сплавы / Библиотека «Первое сентября». – 2009. - №31
Интернет-ресурсы:
https://shkolkovo.net/catalog/syuzhetnye_tekstovye_zadachi/na_rastvory_smesi_i_splavy
https://multiurok.ru/files/rieshieniie-zadach-na-smiesi-i-splavy-pri-podghoto.html
https://oge.sdamgia.ru/test?theme=79
16