СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по технологии "Школьная клумба"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность.

Просмотр содержимого документа
«Проект по технологии "Школьная клумба"»





Творческий проект

по технологии

«Школьная клумба»























Анализ социальной среды, постановка проблемы


Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.




Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашей школы в настоящий момент она актуальна и значима. Внутреннее и внешнее школьное пространство выглядит хорошо. Но кое-что можно изменить, не затрачивая больших денег. Нужны только инициатива и желание сделать мир вокруг себя лучше и ярче. Именно на это и направлен наш проект.

С учётом тенденции резкого снижения численности населения выдвигается проблема создания и сохранения здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценности здорового образа жизни.

Работа в ходе проекта даст учащимся необходимые им навыки по уходу за растениями, укрепит связи биологических наук с практикой, послужит формированию у школьников бережного отношения к природе; воспитанию экологической культуры, любви ко всему живому, к природе. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Проект пришкольного озеленения "Школьная клумба" позволяет не только закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли зеленых растений, об их экологических особенностях и улучшить качество образовательной среды. Данный проект помогает учащимся проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Участвуя в этой работе, дети получают практическое представление о некоторых профессиях (цветовод, озеленитель, флорист, фитодизайнер и др.) Большое значение для детей имеет труд в коллективе.

Был проведен социологический опрос (Приложение1)

  1. Результаты социологического опроса «Школьная клумба»

Результаты опроса обучающихся:

  1. Как вы считаете, является ли выбранная тема социального проекта «Цветущая клумба» актуальной для нашей школы?

Да – 19 уч. (95%)

Нет – 0 уч.

Не знаю – 1 уч. (5%)

Поясни свой выбор:

1 уч. (5%) - не имеет значения, есть цветы или нет.

5 уч.(25%) - цветы поднимают настроение.

14 уч.(70%) - цветы украшают территорию школы.

  1. Какие цветы выбрать? 2 уч. (10%) - астры 1уч.(5%) - хризантемы

1 уч. (5%) - настурция 1 уч. (5%) - розы

7 уч.(35%) - бархатцы 3 уч. (15%) -тюльпаны

1 уч. (5%) - лилии 1 уч. (5%) - сальвия

2 уч.(10%) - гладиолусы 1 уч. (5%) - календула

  1. Какое значение в жизни человека занимают цветы?

10 уч. (50%) - обладают лекарственным свойством.

5 уч.(25%) – декоративное (украшают школу.)

5 уч. (25%) – украшают нашу жизнь, поднимают настроение.

Результаты опроса родителей:

  1. Как вы считаете, является ли выбранная тема творческого проекта «Цветущая клумба» актуальной для нашей школы?

  1. Да – 20(100%)

  2. Нет – 0.

  3. Не знаю – 0.

Поясни свой выбор:

  1. (75%) – воспитывают эстетический вкус и бережное отношение к природе.

  1. (25%) – не смогли пояснить выбор.

  1. Какие цветы выбрать?

10(50%) – однолетние

10(50%) - многолетние

  1. Какое значение в жизни человека занимают цветы?

2(10%) - обладают лекарственным свойством.

1 (5%) – украшение фасадов зданий.

8 (40%) – воспитывают чувство прекрасного, красоты.

9 (45%) – поднимают настроение, делают нашу жизнь радостней.

Вывод: анкетирование показало, что все опрашиваемые согласились,

что озеленение школы в целом очень нужное и актуальное мероприятие в новой школе, дарующее всем участникам учебно-воспитательного процесса

не только положительные эмоции, но и здоровье. Но решить эту проблему помогут коллективные и целенаправленные мероприятия.


2.Цель проекта: создание зеленого уголка из цветущих бархатцев около школы.

Педагогическая цель: создание условий для формирования социальной компетенции учащихся путём совместной работы ученик – педагог – родитель.





3.Задачи проекта:

  • узнать, какое значение имеют растения в жизни человека;

  • познакомиться с разными видами цветов;

  • выбрать семена цветов для рассады;

  • посадить семена цветов на рассаду;

  • разрядить рассаду и ухаживать за ней;

  • пересадить рассаду на постоянное место;

  • поливать рассаду.

Целевая аудитория: обучающиеся школы, учителя, администрация, родители обучающихся.

Творческий проект рассчитан на реализа­цию в течение 4-х месяцев (апрель - июнь). В июле – сентябре работу над проектом продолжат школьники среднего и старшего звена (полив, сбор семян).

В работе над проектом планируется объединение учащихся в группу, а также индивидуальная деятельность по выполнению заданий.

Проект является межпредметным, т. к. для его выполнения обучающиеся используют знания, полученные в рамках учебных предметов «Биология», "Литературное чтение", "Технология» и внеучебной деятельности.

Управление ходом проекта осуществляет учитель, который выступает в роли его координатора.

Знания, умения и навыки, необходимые участни­кам проекта для начала работы в рамках проекта:

  • начальные навыки работы с семенами, рассадой цветов;

  • начальные навыки работы в Интернете (пользова­ние поисковыми системами, безопасное поведе­ние в Интернете);

  • стремление выполнять работу по инструкции и ра­ботать в паре и команде.





4.Механизм реализации проекта


Этапы реализации

Ответственные


Организационный


Руководитель проекта: учитель технологии, к работе над проектом привлекаются: учитель биологии, родители обучающихся.

Исполнители: ученики


Информационный


Участники проекта будут получать информацию через:

-анкетирование

-классные часы

-самостоятельное чтение

- памятки о подготовке почвы под рассаду, посеве семян и др.

- наблюдение за всходами семян, рассадой,

цветущими растениями;

- заполнение карты самооценки в ходе реализации проекта


- листа самооценки по окончанию проекта;

- отзывов родителей обучающихся


Экономический

Финансовые затраты не предусматривались:

- семенами для посадки цветов обучающиеся приобрели у учитель технологии (семена были собраны старшеклассниками в прошлом году );

- землю для посадки рассады заготовили родители осенью со своих земельных участков;

- для посадки рассады использовали емкости из-под использованных продуктов;

- для высадки рассады на клумбу использовали школьный инвентарь (лопатки, мотыжки, лейки)

Правовой

В ходе проекта не нарушались права участников проекта и соблюдались законы РФ и права детей

- правила безопасности при работе с садовым инвентарем;

- Конституция РФ;

- Конвенция о правах ребенка
















5.Этапы реализации проекта


Название этапа

Мероприятия

Предварительный

(является общим для всех участников проекта)



Цель этапа: мотивировать обучающихся на посадку цветов на школьной клумбе

  • собрать информацию о значимости оформления школьной клумбы. Встреча и беседа с директором школы , учителем биологии, заместителем директора по учебной работе.

  • выяснить первоначальные представления обучающихся о том, какое значение имеют цветы в жизни человека, какие они бывают;

  • погрузиться в проект с помощью стартовой презентации учителя "Цветы в жизни человека".

  • классифицировать растения по признаку «садовые» и «полевые»







интервьюирование



Классный час



Составление коллажа «Цветочная мозаика»

Создание информационных рисунков






Основной


Цель этапа:выращивание рассады и посадка ее на школьную клумбу;

Задачи:

  • организовать самостоятельную работу обучающихся по посадке и выращиванию рассады во внеурочной деятельности;

  • организовать промежуточное обсуждение результатов работы в группе, на консультациях;



- приобретение семян для посадки;

- подготовка земли для рассады;

- посев семян на всхожесть;

- посев семян на рассаду;

- уход за рассадой;

- пикировка рассады;

- высаживание рассады на клумбу, первичный уход за маленькими растениями;


Заключительный


Цель этапа: оценка процесса и результатов проектной деятельности.

Задачи:

  • обсудить результаты проектной деятельности в ходе итоговой дискуссии;

  • организовать самоанализ проектной деятельности участниками проекта.



Лист самооценки


отзывы,


беседа - рефлексия



Планирование проекта

Так как проект долговременный, то планирование работы целесо­образно разбить на несколько частей, т. е. проводить его в течение всего про­екта каждый раз, когда перед участниками ставятся новые учебные вопросы.

Цель этапа: пооперационная проработка проекта с указанием перечня конкретных сроков, действий и результатов деятельности.

Задачи:

  • ознакомить участников проекта с планом деятельности и сроками выпол­нения проектных заданий;

  • определить источники информации, способы сбора и анализа информа­ции, виды проектного продукта и способы его презентации, сроки пре­зентации;

  • установить процедуру и критерии оценки результатов и процесса про­ектной работы;

• распределить обязанности между участниками проекта

Примерный ПЛАН выполнения проекта «Школьная клумба»



Сроки


Проектная задача

Основания для

формирования групп

Способ предоставления

результатов

04 -06


апрель

Провести социологический опрос среди учащихся, родителей, учителей

Группа формируется координатором проекта


Результаты опроса


04-08

апрель


Выяснить значение цветов для человека


Группа формируется координатором проекта

Классный час «Растения в жизни человека»

Коллаж «Значение цветов»


11-13

апрель

Встречи с компетентными людьми

Группа формируется координатором проекта



Интервью

14 - 15


апрель

Классифицировать растения по признаку «садовые» и «полевые»


Индивидуальное выполнение проектной задачи

Информационные рисунки


15 -16

апрель


Выбор вида цветов для посадки на школьную клумбу

Группа формируется координатором проекта


Результаты опроса, интервью



18 -22

апрель

Подготовка почвы,

посев семян, уход за рассадой


Работа в паре

Всходы


16 -20

май


Посадка рассады на клумбу



Группа формируется координатором проекта


Посадка рассады


25-30


май

Подведение итогов проекта, оценка и самооцен­ка участников проекта. Презентация проектных продуктов

Групповая или индиви­дуальная работа–по выбору обучающихся

Данные листов самооценки, заполнения итоговой анкеты,

клумба

Июнь – август


Полив и прополка цветов

Дети, посещающие летний лагерь,

старшеклассники



Цветущая клумба

сентябрь

Сбор семян

старшеклассники

Семена для посадки на следующий год







6.Схема управления проектом:

Этап

(мероприятия)

Руководитель

Предварительный

1.Анкета


учитель технологии

2. Классный час


классный руководитель

3.Интервьюирование


учитель технологии

4.Коллаж «Цветочная мозаика»


учитель технологии

5.Информационные рисунки «Садовые» и «полевые» растения


учитель технологии

Основной



1.Приобретение семян для посадки

классный руководитель,

учитель технологии

2. Подготовка почвы для посадки

учитель технологии

3. Посев семян на всхожесть


учитель технологии

4.Посев семян на рассаду


учитель технологии

5.Уход за рассадой (полив, размещение рассады, освещение)



дежурные класса

6.Пикировка рассады


учитель технологии

7. Высаживание рассады на клумбу, первичный уход за маленькими растениями


учитель биологии, учитель технологии

Заключительный

1.заполнение оценочного листа


учитель технологии

2. беседа - рефлексия

классный руководитель


7.Ожидаемые результаты:

По итогам участия в проектной деятельности обучающиеся достигнут сле­дующих образовательных результатов:

■ в рамках формирования личностных образовательных результатов:

  • овладеют навыками адаптации в изменяющемся мире;

  • разовьют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • приобретут основы гражданской идентичности личности, осознание ответственности человека за общественное благополучие;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

  • широкую мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • понимание эстетических потребностей, ценностей и чувств человека;

■ в рамках развития познавательных универсальных учебных действий:

  • научатся принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы;

■ в рамках коммуникативных универсаль­ных учебных действий:

  • научатся ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать и уважать разные мнения;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению;



Овладеют предметными знаниями, умениями и навыками:

  • получат навыки работы с семенами, рассадой цветов

8. Критерии оценки проекта


Критерии оценки проекта

Результат оценки


Уровень удовлетворенности целевой группы

отзывы

Количество участников проекта

2


Количество единиц проектных продуктов


клумба с цветами


Количество публикаций, репортажей с хода проведения проекта



Уровень реализованности проекта

полностью


Отзывы

родители, учитель технологии,

администрация школы


Доступность

Проект доступен для реализации школьниками в 9 классе во внеурочное время и на уроках технологии





9. Возможные риски


п/п

Возможные риски

Способы их преодоления


1.


Финансовые


- невсхожесть семян цветов







- плохая земля для посадки;






- не вся рассада после пересадки прижилась



-отсутствие инвентаря для посадки рассады на клумбу;




-семена цветов были собраны под руководством учителя технологии, высушены и хранились в определенных условиях, поэтому риск невсхожести семян был минимальный;

можно было воспользоваться помощью родителей – цветоводов и попросить семена у них или купить семена в магазине;

- поставить родителей в известность о проекте заранее (осенью) и попросить заготовить хорошей земли для посадки семян;

мы живем в сельской местности, и каждая семья с осени готовит землю для посадки семян для будущего урожая;

- можно купить готовую почву в магазине;

- выбрать теплый день для посадки рассады, земля должна прогреться; высаживать рассаду после угрозы заморозков;

соблюдать правила высадки рассады в почву;


- поставить в известность администрацию о проведении социального проекта заранее; приготовить список необходимого инвентаря;

- прибегнуть к помощи родителей и принести инвентарь из дома


2.


Информационные


-незнание обучающимися правил посадки и ухода за рассадой;

-неумение обращаться с посадочным материалом инвентарем;


- в процессе работы с инвентарем может пораниться





- использование в работе памяток по посадке, уходу, высаживанию рассады на клумбу;



- привлечь родителей обучающихся, учителя биологии к реализации проекта;

- постоянные консультации с учителем технологии;



- провести беседу по правилам техники безопасности при работе с садовым инвентарем;

- иметь аптечку;

3.

Природные

- засушливое лето


- привлечь к проведению проекта школьников среднего и старшего звена для поливки цветов в летний период;

4.

Управленческие

- кто-то не справился с мероприятием или заболел



- учитель технологии берет на себя обязанности того, кто не смог справится с работой, обращается к помощи родителей или коллег;



5.

Ненадежность участников

- болезнь



- на время болезни одних, за рассадой ухаживают их товарищи.

10. Ресурсная база проекта:


п/п

Ресурс


1.

Материальные ресурсы

бесплатно

2.

Информационные ресурсы


http://www.rupoem.ru/solouxin/ya-ix-kak.aspx

http://img-fotki.yandex.ru/get/5804/igorsamusenko.7d/0_52b72_c9df7c46_L

http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWF

http://yablor.ru/blogs/legendi-o-podsnejnike/1289280

http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/nezabudka.html

http://www.4goodluck.org/blogs/zvetivelikidarprirodi/viewpost/2929

http://www.slova.lact.ru/legendyi/o-tsvetah

http://orhidei.org/forum/85-2216-

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=21&text

http://yandex.ru/yandsearch?text


3.

Технические

Используется база школы, кабинета: интерактивная доска, м/м проектор, компьютер, принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат.

Школьный садовый инвентарь.


4.

Людские

- обучающиеся 9 класса, классный руководитель, родители, учитель технологии.


В приложениях представлены инструкции для обучающихся, которые по­могут им осуществить поиск информации по теме проекта и оформить резуль­таты проектной деятельности:

  • Анкета проведения социологического опроса среди учащихся, родителей и учителей.

  • Инструкция для обучающихся по выполнению коллажа « Значение цветов в жизни человека».

  • Инструкция для обучающихся по подготовке информационных рисунков "Садовые растения" и "Полевые растения".

  • Инструкция для обучающихся «Посев семян и уход за рассадой».

  • Инструкция для обучающихся «Высадка рассады на клумбу».

  • Правила по технике безопасности при работе с садовым инвентарем.


Представленные инструкции помогут обучающимся:

  • научиться работать по алгоритму;

  • планировать и оценивать свою деятельность в соответствии с выделен­ными критериями;

  • самостоятельно осуществлять сбор и обработку информации.





Приложение 1.



Анкета проведения социологического опроса среди учащихся, родителей и учителей

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1.Как вы считаете, является ли выбранная тема «Цветущая клумба» актуальной для нашей школы и почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

2.На каких цветах остановить свой выбор?

______________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какое значение в жизни человека занимают цветы?

__________________________________________________________________________________________________________________________






















Приложение 2.



Инструкция для обучающихся по выполнению коллажа « Значение цветов в жизни человека«

Для выполнения коллажа «Значение цветов в жизни человека» необходимо:

  • Собрать высказывания одноклассников на тему: что значения цветов в жизни человека. Отобрать лучшие.

  • Собрать иллюстрации по теме «Цветы в жизни человека»: картинки, фотографии, рисунки.

  • Найти цитаты великих людей о цветах. Пользоваться можно книгами, Интернетом. Распе­чатать цитаты на бумаге.

  • Собрать пословицы и поговорки о цветах. Пользоваться можно книгами, Интернетом. Рас­печатать пословицы на бумаге.

  • Собрать все материалы и аккуратно наклеить их на лист формата А1.
















Инструкция для обучающихся по подготовке информационных рисунков "Садовые растения" и "Полевые растения"

Для подготовки рисунков «Садовые растения" и "Полевые растения" необходимо:

  1. Собрать информацию о том, какие растения нужно считать садовыми, а какие полевыми. Можно пользоваться книгами, Интернетом.

  2. Оформить альбомный лист в виде информационного рисунка "Садовые растения". Нарисо­вать садовые растения или разместить на рисунке готовые иллюстрации. Рядом с каждым садовым растением коротко написать сведения о нем.

  3. Оформить другой альбомный лист в виде информационного рисунка "Полевые растения". Нарисовать полевые растения или разместить на рисунке готовые иллюстрации. Рядом с каждым полевым растением коротко указать сведения о нем.

  4. При оформлении своей работы необходимо проявить творчество. Оформление должно быть аккуратным и ярким. Это будет учитываться при оценивании работы.



















Инструкция для обучающихся «Посев семян и уход за рассадой»


  1. Подбери посевной материал.

  2. Из земли убери инородные части: камни, корни растений.

  3. Часть емкости наполни подготовленнойземлей наполовину

  4. Увлажни почву.

  5. Разложи семена по поверхности почвы.

  6. Семена засыпь рыхлой почвой толщиной 1см.

  7. Сверху покрой для сохранения влаги в почве пленкой и поставь в теплое светлое место.

  8. Ежедневно наблюдай за увлажненностью почвы, по мере высыхания производи полив.

  9. При появлении всходов убери пленочное покрытие.

  10. Всходы поливай по мере высыхания почвы.

  11. Регулярно изменяй положение емкости для того, чтобы растения имели вертикальное положение стебля.

  12. Проводи рыхление почвы, удаление сорняков по мере их появления.















Инструкция для обучающихся «Высадка рассады на клумбу»


  1. Полей рассаду в емкости.

  2. Распредели место посадки рассады на клумбе .

  3. При помощи инструментов выкопай лунки.

  4. Полей лунки.

  5. Перенеси рассаду из емкости в подготовленные лунки. По одному растению в лунку: аккуратно расправь корни в лунке и присыпь почвой до первых листьев на стебле.

  6. Слегка уплотнить почву.

  7. Обязательно вымой руки после работы!

  8. На следующий день полей посаженное растение.


















Инструкция

по технике безопасности для учащихся при работе на пришкольном участке

Требования безопасности перед началом занятий

1. Надеть рабочую одежду, защитные перчатки .

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при работе.

3. Получить учебное задание у руководителя и инвентарь по росту.

Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Соблюдайте личную гигиену.

3. Выполнять следует только работу, определённую учебным заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

5. Соблюдать порядок и дисциплину.

6. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.

8. Не переносить тяжести с помощью носилок или вёдер.

9. Переносить в лейках не более 7 литров воды.

10. Убирать камни, осколки стекла только лопатой, совком.

11. Переносите инвентарь острой кромкой вниз.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю .

2. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю, он окажет вам помощь.

3. В случае резкого ухудшения погоды ,укройтесь в помещении.

Требования безопасности по окончании занятий

1. Проверьте исправность рабочих инструментов и инвентаря.

2. Снимите рабочую одежду, приведите её в порядок.

3. Проверьте безопасность рабочего места.

4. Тщательно вымойте лицо и руки с мылом.

5. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.



































Приложение 3.

Классный час: Цветы в жизни человека.

Цель: раскрытие душевных качеств детей.

Задачи:

  1. Показать, какую роль играют цветы в жизни человека.

  2. Развивать эстетические чувства детей, учить понимать красоту.

  3. Воспитывать любовь к цветам, доброту, дать понятие красоты души.

Оборудование.

  1. Слайд – программа. Серия слайдов с изображением различных цветов.

  2. Схема «Чему нас учат цветы».

  3. Слова карточки.

  4. Цитаты.

  5. П.И.Чайковский «Вальс цветов»


Цветы в жизни человека.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово.

- Здравствуйте, дорогие друзья.

Угадайте, о чем мы будем говорить сегодня, отгадайте загадку:

- Эти создания природы никого не оставляют равнодушными.

- Их дарят друг другу по любому поводу. (Ответы детей)

- Сегодня на занятии мы будем говорить о самом прекрасном, нежном и красивом, что есть на земле – о цветах. Тема сегодняшнего занятия: Цветы в жизни человека. Они дарят нам радость, красоту и свою нежность. «Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получает блаженство» (Слайд 2)

- Я приглашаю всех на бал цветов.

  1. Слайд-программа с изображением различных цветов и чтение о них стихов. Музыка. Чайковский «Бал цветов».

1) И главная гостья на этом балу – роза. (Слайды 3 – 5)

Роза – царица цветов. Её любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен.

Розы – сестры зари.

Цвет их цвету зари равнозначен.

Раскрываются розы

Лишь в первых рассветных лучах,

А раскрывшись на диво,

Они то смеются, то плачут,

Грусть и радость качая

В глубоких атласных цветах.

По преданию, Лакшми, самая красивая женщина в мире, родилась из раскрывшегося бутона розы. Прародитель вселенной Вишну, поцеловав девушку, разбудил ее, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза - символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов. Есть и другая легенда - индуистская, согласно которой божества поспорили, какой цветок лучше, роза или лотос. И конечно, победу одержала роза, что привело к создании прекрасной женщины, из лепестков этого цветка.

Другая легенда, греческая, рассказывает нам о том, как появилась роза - ее создала богиня Хлорис. Однажды богиня обнаружила мертвую нимфу - и решила попробовать оживить ее. Правда, оживить не удалось, и тогда Хлорис взяла у Афродиты привлекательности, у Диониса - пьянящего аромата, у граций - радость и яркий колер, у прочих божеств все остальное, что так притягивает нас в розах. Так появился самый прекрасный цветок, правящий среди всех остальных - роза.

В греческой мифологии, как символ любви и страсти, роза служила эмблемой греческой богини любви Афродиты (римской Венеры), а также символизировала любовь и желание. В эпоху Ренессанса роза ассоциировалась с Венерой из-за красоты и аромата этого цветка, а колкость ее шипов - с ранами любви. По одной легенде, роза впервые расцвела, когда из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на берег, как хлопья пены, сверкающие на ее теле, стали превращаться в ярко - красные розы.

Еще одна история, почему роза стала красной - она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева. Роза - цветок, наиболее чтимый христианством. Ее так и называют - цветок Богородицы. Живописцы изображали Богородицу с тремя венками. Венок из белых роз означал ее радость, из красных - страдания, а из желтых - ее славу. Красная моховая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по кресту. Ангелы собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на мох, из них выросла роза, ярко - красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови.

Поэтов и писателей вдохновляла легенда о соловье и розе. Соловей увидел белую розу и был пленен ее красотой, что в восторге прижал ее к своей груди. Острый шип, словно кинжал, вонзился ему в сердце, и алая кровь окрасила лепестки дивного цветка.

2) А теперь другой цветок. (Слайд 6 – 8)

АСТРА - ЗВЕЗДА ОСЕННЕГО САДА

Aster - астра на языке древних римлян значит "звезда". В сумерки, когда колышется в небе тонкий и острый свет ярких созвездий, астра словно посылает с земли привет своим далеким сестрам, так на нее похожим.
В начале 17 века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить различные, новые сорта Королевы маргариток всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: "Астер!", что значит по - гречески "звезда". С тех пор этот цветок и стали называть астрой.

3) «Слезы Богородицы» (о ландышах). (Слайд 9 – 10)

Тихо рыдала Пресвятая Богородица, стоя у креста распятого Сына. Горючие слезы ее капали крупными каплями на землю, и на месте их падения возникали чистые белые ландыши. Что может быть проще и в то же время прелестнее ландыша? Несколько беленьких, как из фарфора колокольчиков на длинном стебельке и пара зеленых листьев – вот и все. Эти прелестные белые колокольчики соединили в себе чистоту и святость слез Пресвятой Богородицы. Аромат его освежает и исцеляет душу. А когда беленькие цветочки ландыша опали, на месте их, из самого сердца, вылились огненно-красные капли слез Богородицы.

4) Лотос. (Слайды 11 – 14)

Цветок лотоса служит символом чистоты духа, возвысившегося над миром, так как он сохраняет свой незапятнанно чистый  цветок, появляясь из илистой воды. 

Гейне говорит о лотосе:

Опустясь головкой сонной

Под огнем дневных лучей,

Ждет мерцающих ночей,

И лишь только выплывает

В небо красная луна,

Он головку поднимает,

Пробуждаяся от сна.

На листах душистых блещет 

Чистых слез его роса,

И любовно он трепещет,

Грустно глядя в небеса...

Лотос в Египте был посвящен богу солнца Озирису. Озирис изображался с цветком лотоса на голове.  И египетские фараоны в знак своего божественного происхождения надевали на голову эти цветы, и сама эмблема их власти  — царский скипетр  — изображалась в виде цветка лотоса со стеблем. Лотос изображался, то в бутоне, то распустившимся, и на

государственной монете! Лотос стал эмблемой Верхнего Египта, тогда как папирус — Нижнего Египта. В государственном гербе Египта  красовались  пять цветов лотоса.



5) Незабудки. (Слайды 15 – 16)

О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память.

Еще одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала.как этот цветок тихо произнес "Не забудь обо мне!" Флора разглядела и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

Согласно другому варианту, цветок, которому забыли дать имя, пришел к Богу и попросил дать ему название. "Я тебя не забуду, не забудь и ты меня. Отныне твое имя будет незабудка".



6) Анютины глазки. (Слайды 17 – 20)

По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.
В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка - это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им усики.

В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера. Фиалка - любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

7) Подснежник. (Слайды 21 – 23)

В Европе подснежник - символ надежды. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев подснежник - снегосверлитель. Чехи зовут его снежинкой, а немцы — снежным колокольчиком. Болгары растению, которое бросает вызов зиме, дали прозвище «задира».

Легенда говорит, что однажды богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде и укроет его от холода.
По русской легенде однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило бесстрашный цветок, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной.

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед –

Раз пришел разведчик,

И весна придет.


- Какой цветок вам нравится больше всего? И за что?

IV. Беседа о цветах.

- Что испытываете вы, когда смотрите на цветы?

- Назовите разные эпитеты к слову цветы.

Яркие

Душистые прекрасные

Красивые светолюбивые

Нежные ароматные

Чудесные любимые

волшебные великолепные


- Какие цветы и к каким из этих эпитетов соответствуют больше всего?

- Могут ли быть цветы некрасивые?

- Что дарят нам цветы?

- У меня на доске написаны качества души человека. Перечислите, пожалуйста, те качества, которым учат нас цветы?


мечтать

Чему нас учат цветы?

красоте

благородству

нежности

любви

доброте


- Цветы приносят людям не только радость и красоту. Цветы приносят человеку счастье. Любовь к цветам одно из самых лучших человеческих качеств.

- Как вы думаете, что в человеке больше всего похоже на цветок? (душа). Объясните свой ответ. Душу человека сравнивают с цветком. Душа человека – это тот же цветок, тянущейся к свету и теплу.


- Что происходит с цветком, если за ним не ухаживать?

- Что, происходит с душой человека, если за ней не ухаживать?

- Как вы понимаете слова «ухаживать за душой»? (Стремиться делать только то, что доставит радость и счастье людям, совершенствовать свои духовные качества, стараться осознать свою цель и предназначение)

«Любовь друг к другу, стремление сделать счастливыми других людей, умение дарить радостьвот необходимые условия для счастливой жизни любого человека»

-Что нужно делать для того, чтобы быть счастливым? (любить)

- У растений тоже есть душа, своя живая и неповторимая жизнь.

- А еще у цветов есть язык, с которым они с нами общаются.

- Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы понять язык цветов и разговаривать с ними?

- Поэты, писатели, художники, композиторы хорошо знали этот язык и написали много прекрасных произведений, которые посвятили цветам, природе.


VI. Беседа. Обобщение.

- Как вы думаете, какою бы стала жизнь на земле, если бы не было цветов?

- Какую роль они играют в жизни человека, насекомых, природы?


Все луговые цветы, полевые, лесные, многие садовые имеют очень приятный запах.

Запах цветов имеет огромное значение в природе. Ученые наблюдали за цветением трав, цветов и поведением насекомых.

У каждого насекомого (бабочки, жучка, пчелы, шмеля) есть свои цветы, которые они отличают по запаху.

По запаху можно определить состояние цветка – здоров ли цветок, хорошо ли ему в этой почве, радуется или грустит цветок.

От страдания цветы теряют запах.

В древности говорили, что запах – это Душа цветка.

Поэтому, когда вам придется срезать цветы для букета, попросите у цветов прощение, не срезайте и не рвите лишних и не рвите совсем, если знаете, что скоро выбросите их.


- В священных писаниях религий часто употребляется символ цветка. Как вы думаете, что он означат?

(Цветок – символ душевной частоты человека.)

О цветах, травах, сложено много мифов, легенд, сказок, в которых жизнь человека связана с цветами.


VII. Релаксация. Музыка.

А теперь представьте солнечный летний день. Вы лежите на лугу покрытым густым ковром из трав и цветов. Вы не можете удержаться от желания собрать букет своих любимых цветов.

Нет ничего ненужного и безобразного в созданном мире. Каждое созданное творение прекрасно и красиво по-своему. В этом удивительном разнообразии и заключается самая большая красота. Эту красоту мы можем создать и своими руками. Посмотрите на цветы, которые выращиваются у нас в садах. (Слайды 41 – 58)


VIII. Практическая работа.

- А теперь волшебные краски и карандаши пусть помогут вам рассказать всему миру, как вы понимаете язык цветов и трав в следующих заданиях.

  • Нарисуйте свой любимый букет.

  • Нарисуйте цветок своей души.


IX. Выставка работ. Обсуждение.

-Друзья, если бы вам пришлось увидеть сад в котором все растения в точности одинаковы по форме, цвету и запаху, он показался бы вам красивым? Конечно, нет. Скорее – унылым и однообразным. Сад прекрасный для глаз и радующий сердце, это такой сад, где друг с другом рядом растут цветы всех оттенков, форм и запахов.

- А теперь давайте полюбуемся нашей выставкой. Одинаковы ли на ней цветы?

- Обратите внимание на красоту в многообразии.


X. Итог.

Так должно быть и среди детей человеческих! Если вы встретите людей другой национальности или с другим цветом кожи, не проявляйте к ним недоверие, будьте им рады, пусть они почувствуют вашу доброту.

Думайте о них, как о разноцветных розах в прекрасном саду человечества, и радуйтесь своей принадлежности к ним.


XI. Рефлексия.

- Что вам запомнилось больше всего?

- Какие чувства вы испытывали на сегодняшнем занятии?


Использованные WEB-источники:

http://www.rupoem.ru/solouxin/ya-ix-kak.aspx

http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWF

http://yablor.ru/blogs/legendi-o-podsnejnike/1289280

http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/nezabudka.html

http://www.4goodluck.org/blogs/zvetivelikidarprirodi/viewpost/2929

http://www.slova.lact.ru/legendyi/o-tsvetah


http://orhidei.org/forum/85-2216-


http://images.yandex.ru/yandsearch?p=21&text


http://yandex.ru/yandsearch?text


Приложение 4.


Встречи с компетентными людьми


Встреча и беседа с учителем биологии, с директором и с заместителем директора по учебной работе.


Беседа с учителем биологии.


Вопрос: Как вы считаете, является ли выбранная нами проблема актуальной для нашей школы?

Ответ: Конечно, данная тема очень актуальна и своевременна. Вопрос озеленения очень важен для нашей школы. Растения благоприятно влияют на организм человека, повышая жизненный тонус, преобразовывая отрицательную энергию в положительную, очищая воздух от химически вредных веществ и обогащая его кислородом.

Вопрос: Какие растения рекомендуются для озеленения прищкольной территории?

Ответ: Наилучшим образом подойдут бархатцы, астры, петуньи.Я готова помочь вам решить эту проблему, и помочь семенами бархатцев для посадки.

Спасибо за беседу!


Интервью с заместителем директора по учебной работе.


Вопрос: Считаете ли Вы, что необходимо озеленять территорию школы?

Ответ: Да, конечно. Школа и территория около школы должны быть красивой и удобной. Одно из этих составляющих – зелёные растения, без них невозможно представить жизнь человека. Кроме того – это визитная карточка школы. Все, кто входит на территорию школы, получают первое впечатление от ее благоустройства.


Вопрос: Что Вы нам посоветуете?

Ответ: Хотелось бы видеть цветущую клумбу перед школой.

Спасибо за беседу!


Интервью с директором школы.


Вопрос: Как Вы относитесь к цветам?

Ответ: Цветы очень люблю, особенно садовые: астры, тюльпаны, розы.

Вопрос: Как вы считаете, является ли выбранная тема «Школьная клумба» актуальной для нашей школы?

Ответ: Территория школы благоустроена не до конца, поэтому Ваша помощь в озеленении территории очень нужна.


Вывод:

Встречи и беседы с компетентными и заинтересованными людьми убедили нас в правильности решения относительно темы творческого проекта. Из бесед стало понятно, что нашу инициативу поддержит администрация школы. Кроме того, мы получили ценные советы о том, как организовать нашу работу более эффективно и как сориентироваться в огромном мире растений.

























Карта самооценки "Что я узнал в процессе выполнения проекта"

Ф. И. обучающегося:



Рассматриваемые вопросы






Ответы

Выбери 5 вопросов и ответь на них



Какое значение имеют цветковые растения в жизни человека?




________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Какие цветковые растения лучше высаживать на клумбу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие инструменты

можно использовать при посадке растений на клумбу?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Как сажать семена цветов?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Как ухаживать за всходами?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Как высаживать рассаду цветов на клумбу?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Как правильно поливать растение?












________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Ответь на главный вопрос: принес ли ты своей работой радость себе и другим людям?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________















Приложение 8.

Лист самооценки обучающегося по итогам проекта "Школьная клумба"

Ф. И. обучающегося: .



Рассматриваемые вопросы

Работая над проектом, я рассмотрел такие вопросы

(отметь знаком +)

Самым сложным в проекте был вопрос

(отметь знаком +)

Самым простым в проекте был вопрос

(отметь знаком +)

Какое значение имеют цветковые растения в жизни человека?





Какие цветковые растения лучше высаживать на клумбу?




Какие инструменты

можно использовать при посадке растений на клумбу?




Как сажать семена цветов?




Как ухаживать за всходами?




Как высаживать рассаду цветов на клумбу?




Как ухаживать за рассадой на клумбе?