СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме: "Имидж современного педагога"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме: "Имидж современного педагога"»


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Ейский полипрофильный колледж»





ПРОЕКТ

Студентки 22 группы отделения школьного образования и прикладной информатики

Лысенко Елизавета



ТЕМА «Имидж современного педагога»







Преподаватель:

Великановская Л.А.













Ейск, 2023г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Общие основы имиджелогии……………………………………5

    1. Понятие имиджа……………………………………………………….5

    2. Функции имиджа педагога……………………………………………6

Глава 2. Структурные компоненты имиджа современного педагога и обусловленные требования к личности педагога ……………………….7

2.1 Структурны компоненты имиджа…….,………………………………8

2.2 Профессионально обусловленные требования к личности педагога..9

Глава 3. Влияние имиджа на взаимодействие учителя с учеником……10

3.1 Имидж во взаимоотношение учителя с учеником……………………10

3.2 Продукт проектной деятельности……………………………………...12

3.3 Практическая часть. Имидж современного учителя в представлении учеников……………………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………….15

Приложение 1………………………………………………………………..17







Введение

Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения. Сегодня профессиональные социально – гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а значит, заботиться о своем имидже. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с учащимися, родителями, коллегами по работе проблема имиджа имеет важное значение. Насколько бы профессионально ни был подготовлен учитель, он обязуется совершенствовать свои личностные качества, тем самым формируя свой имидж.

«ИМИДЖ» – это слово появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать.

Имидж – это образ, который формируется вокруг человека, продукта, организации или идеи. Он представляет собой впечатление, которое они оставляют на других людей. Имидж может быть связан с внешним видом, стилем одежды, манерой общения и другими аспектами. Имидж служит для создания определенного впечатления и влияет на восприятие и оценку.

Актуальность работы:

Заключается в потребности осознания педагогами важности результата положительных изменений в личном имидже, что могло бы способствовать получению удовлетворения от педагогической деятельности. Проблема имиджа современного педагога требует пристального внимания со стороны имиджмейкеров, в том числе тех, кто желает быть небезуспешным, а также тех, кто хочет быть успешным в своей педагогической деятельности.
Кроме того, современный педагог должен быть эмпатичным, уметь эффективно общаться с учащимися и строить доверительные отношения. В современном обществе сталкиваются различные культурные и социальные группы, и педагог должен быть готов к работе с разнообразными учащимися, учитывая их индивидуальные потребности и особенности.


Цель работы:

Исследовать как имидж учителя связан с его репутацией и какое влияние оказывает на взаимодействие учителя с учащимися.

Поставленные задачи:

  1. Раскрыты общие основы понятия «имидж» и сущность науки «имиджелогия».

  2. Рассказать об основных структурных компонентах имиджа современного педагога.

  3. Узнать какое влияние имидж оказывает на взаимодействие учителя с учащимися.

  4. Проанализировать результаты исследования.







Глава 1. Общие основы имиджелогии

    1. Понятие имиджа

«Куда бы мы ни шли, имидж наш (неважно, хороший ли, дурной) нас обязательно опередит». (Ф. Честерфилд)

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.

Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на педагога, в рамках педагогической имиджелогии имидж педагога рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.

Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя. Я-концепция – комплекс форм поведения, систе­ма отношений человека к себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совмест­ных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного об­щения с окружающими.

Я-концепция является динамичным психологическим образованием. Ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами. При этом социальная среда оказывает особое влияние на формирование Я-концепции. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности учителя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и без­опасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. В результа­те позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрыва­ется его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему воз­можность более полно реализовать себя.

Педагогическая имиджелогия является системным и целенаправленным научным направле­нием, где не может быть ничего случайного, при этом должна учитываться идентификация аудито­рии с той или иной частью воздействующего на аудиторию сообщения.

Изложенные положения позволяют проанализировать педагогическую имиджелогию как науку с точки зрения необходимых ее компонентов и, разумеется, в первую очередь четко опреде­лить ее понятийный и научный аппарат. Для этого нами использована следующая схема анализа: предмет и объект изучения, цели, основные задачи, основные принципы, законы, функции, методы.

Мы считаем, что предметом педагогической имиджелогии является процесс сознательного и целенаправленного развития позитивного имиджа учителя в профессиональной деятельности. Это способ видения объекта с позиций данной науки.

Объектом педагогической имиджелогии выступает социально и личностно детерминиро­ванная деятельность учителя, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогиче­ским руководством по приобщению человека к жизни в обществе. Это все предметное простран­ство и области социального общения учителя как профессионала, конкретное поле различных ви­дов имиджей в индивидуальном, групповом и массовом сознании участников целостного педаго­гического процесса.

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, можно выделить его основные составляющие. Наиболее значимые из них:

·   Внешний облик.

·   Вербальные и невербальные средства общения.

·   Внутреннее соответствие образа профессии, внутреннее «Я».



    1. Функции имиджа педагога.

Следует выделить функции индивидуального имиджа педагога.

1. Коммуникативная функция заключается в осуществлении взаимосвязи участников образовательного процесса. Знаковая информация, заключенная в имиджевых характеристиках педагога, укрепляет единство участников образовательного процесса, если имидж педагога позитивен, либо обособляет их друг от друга, если этот имидж негативен.

Информационная функция имиджа педагога осуществляется в единстве с коммуникативной. Информация передается в видезнаков: внешний вид педагога, его слова, жесты, мимика. Смысл информационной функции зависит от того, насколько гармоничны индивидуальные имиджи партнеров, так как эта гармония позволяет привести в соответствие систему «знак — значение», адекватная взаимозависимость которых в процессах передачи-приема информации обеспечивает уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса.

Когнитивная функция имиджа педагога последовательно включается вслед за коммуникативной и информационной и направлена на интерпретацию отношения «знак — значение» в целях определения смысла. Студент интерпретирует воспринятый имидж педагога, оценивает и формирует свое отношение к нему. Ошибочные оценки снижают эффективность взаимодействия, адекватные оценки создают комфортную обстановку.

Эллютивная функция индивидуального имиджа педагога способствует возникновению у студента эмоциональных проявлений, определяет психологический фон взаимодействия, стимулируя или ослабляя активность участников образовательного процесса в совместной деятельности.

Конативная функция имиджа педагога направлена на согласование и координацию взаимодействий участников образовательного процесса. Отношение к преподавателю, сформированное на эмотивном уровне, при восприятии и осмыслении имиджа педагога определяет поведение обучаемого. Он либо корректирует свои позиции, принимает участие в выработке общих планов взаимодействия, новых взглядов на окружающую действительность, общественное поведение, либо уклоняется от совместной деятельности.

Креативная функция имиджа педагога направлена на формирование у студентов в процессе общения позитивного индивидуального имиджа, который влияет на изменение во взглядах, в поведении, личных качествах будущего педагога. Процесс формирования обеспечивается за счет подражания, эмоционального заражения, внушения, убеждения. Креативная функция в педагогическом общении включается в решение проблем, возникающих в контексте соотношения «поведение — личность».


Глава 2. Структурные компоненты имиджа современного педагога

2.1 Структурные компоненты имиджа.

Структурные компоненты имиджа учителя включают следующие элементы:
1. Внешний вид: это включает в себя физическое оформление учителя, включая одежду, прическу, макияж и общую гигиену. Учитель должен выглядеть аккуратно и профессионально.
2. Голос и речь: учитель должен иметь четкий и понятный голос, который привлекает внимание и легко слышен всем учащимся. Он должен говорить грамотно и четко, избегая ненужных запинок или привычек.
3. Мимика и жесты: учитель должен использовать соответствующие мимику и жесты, чтобы подчеркнуть свои слова и передать свою эмоциональность. Он должен иметь контроль над своими выражениями лица и использовать жесты, чтобы поддерживать внимание учащихся.
4. Постановка и движение: учитель должен показывать уверенность и авторитет в своих движениях и постановке. Он должен иметь хорошую осанку, избегать слабых или

застенчивых поз, и использовать пространство классной комнаты эффективно.
5. Общение и взаимодействие: учитель должен уметь общаться с учащимися на разных уровнях и установить хорошие взаимоотношения с ними. Он должен быть дружелюбным, терпеливым и уважительным, обращая внимание на потребности каждого ученика.
6. Педагогическая экспертиза: учитель должен обладать глубоким знанием своей предметной области и уметь преподавать его в понятной и интересной форме. Он должен быть хорошо подготовленным и использовать разнообразные методы обучения.
7. Признание и авторитет: учитель должен заслуживать признание со стороны учеников, коллег и администрации. Он должен демонстрировать свои профессиональные навыки и быть надежным и ответственным в своей работе.

Все эти компоненты взаимосвязаны и влияют друг на друга, создавая общую картину имиджа учителя. Учитель должен стремиться к постоянному развитию и улучшению своих профессиональных навыков, чтобы создать положительное и профессиональное впечатление на своих учеников.

2.2 Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старшего поколения к младшему накопленных знаний, опыта, культуры, а также на создание условий для личностного развития обучаемых, их подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных образовательных учреждениях и направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся.

Профессионализм – это совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Учитель не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, к которому предъявляются следующие требования:

  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;

  • любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

  • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

  • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

  • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

  • физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

В комплексе профессионально обусловленных требований к учителю ведущее место занимает профессионально-педагогическая, социально-нравственная и познавательная направленность личности педагога.

Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен.


Глава 3. Влияние имиджа на взаимодействие учителя с учеником

3.1 Имидж во взаимоотношение учителя с учеником.

Имидж во взаимоотношении учителя с учеником является крайне важным и может оказывать значительное влияние на процесс обучения. Успешное взаимодействие между учителем и учеником может способствовать развитию положительного имиджа у обоих сторон и создавать условия для эффективного обучения.

Вот некоторые факторы, которые могут влиять на имидж во взаимоотношениях учителя с учеником:

1. Доверие: Важно, чтобы ученики доверяли своим учителям, чувствовали, что они их поддерживают и помогают им в достижении учебных целей. Учитель должен создать атмосферу взаимопонимания и поддержки, чтобы ученики чувствовали себя комфортно и готовыми общаться со своим учителем.

2. Позитивное общение: Учитель должен быть вежливым, доброжелательным и поддерживающим в общении с учениками. Важно выражать уважение к каждому ученику и их идеям, а также прислушиваться к их мнению и потребностям.

3. Педагогический подход: Учитель должен иметь ясные и четкие цели и ожидания по отношению к ученикам. Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и адаптировать свой педагогический подход для поддержки их развития и достижения успеха.

4. Эмоциональная поддержка: Учитель должен быть доступным для учеников и готовым оказать помощь и поддержку в случае необходимости. Важно проявлять эмоциональную поддержку и заботу о благополучии учеников.

5. Конструктивная обратная связь: Учитель должен предоставлять конструктивную обратную связь, чтобы помочь ученикам понять свои успехи и области, которые нуждаются в улучшении. Обратная связь должна быть объективной, способствовать росту и развитию, а не нагрузке и критике.

6. Участие и сотрудничество: Важно, чтобы учитель включал учеников в учебный процесс и позволял им принимать активное участие в своем обучении. Ученики должны чувствовать, что их мнение ценится и их идеи

учитываются.
В итоге, имидж во взаимоотношениях учителя с учеником формируется на основе доверия, позитивного общения, поддержки и эффективного педагогического подхода. Это взаимодействие, которое происходит в классе, может сильно повлиять на мотивацию учеников и их учебные достижения. От этого зависит их отношение к учителю, понимание предмета и общая успеваемость.


3.2 Продукт проектной деятельности

Продуктом проектной деятельности на тему «Имидж современного педагога» является моя поделка, которая изображена в приложение 1 и представляет современного педагога.

Основу для продукта проекта я сделала из коробки. Изображение педагога и прочие детали сделаны из распечаток. Внутри коробки располагаются главные составляющие элементы для имиджа учителя.

Педагог изображен уверенно с улыбкой на лице. Рядом с учителем мы можем видеть множество одежды, которая показывает правильный имидж педагога. Так же есть надписи на стене, которые показывают качества учителя.

Выбор изображения был направлен на то, чтобы показать правильный имидж педагога и его личные качества.















3.3 Практическая часть.

Имидж современного учителя в представлении учеников

  1. Какой внешний вид считаете наиболее подходящим для современного учителя?
    a) Стильная одежда и аккуратная прическа
    b) Классический стиль одежды и аккуратная прическа
    c) Модная одежда и эксперименты с прической

    2. Какая черта характера считается наиболее важной у современного учителя?
    a) Дружелюбие и открытость к общению
    b) Строгость и авторитетность
    c) Интеллектуальность и творческий подход

    3. Какую область знаний считаете наиболее важной для современного учителя?
    a) Современные технологии и интернет
    b) Культура и искусство
    c) Природные науки и математика

    4. Какое поведение учителя в классе наиболее привлекательно для вас?
    a) Игривость и чувство юмора
    b) Строгость и дисциплина
    c) Интерактивные методы обучения

    5. Какое образование считаете наиболее важным у современного учителя?
    a) Образование в области педагогики и психологии
    b) Обширные знания в своей учебной области
    c) Постоянное профессиональное развитие и самообразование

    6. Что для вас важнее: справедливость или дружелюбие с учителем?
    a) Справедливость
    b) Дружелюбие
    c) Оба аспекта одинаково важны

    7. Какой формат занятий предпочитаете: традиционные лекции или интерактивные уроки?
    a) Традиционные лекции
    b) Интерактивные уроки
    c) Зависит от учебной темы

    8. Что для вас важнее: доброжелательность учителя или его профессионализм?
    a) Доброжелательность
    b) Профессионализм
    c) Оба аспекта одинаково важны

    9. Какую роль должен играть учитель в жизни ученика?
    a) Информационную - передавать знания
    b) Воспитательную - формировать ценности
    c) Вдохновляющую - стимулировать интерес к учению

    10. Какую информацию считаете наиболее важной в атрибутах учителя?
    a) Учительский опыт и достижения
    b) Образование и сертификаты
    c) Отзывы и рекомендации от других учеников





- За каждый ответ "a" - 1 балл
- За каждый ответ "b" - 2 балла
- За каждый ответ "c" - 3 балла

Результаты:
10-17 баллов: Ваш идеал современного учителя - дружелюбный и творческий педагог, готовый использовать новые методы обучения и быть близким для учеников.
18-25 баллов: Вам больше нравится учитель, обладающий авторитетом, строгий и имеющий высокий уровень знаний.
26-30 баллов: Для вас важно сочетание профессионализма и доброжелательности учителя, чтобы он был способен вдохновлять учеников и передавать знания.







Список литературы

1.https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjzsZmSrfCBAxWIFxAIHTj-CoIQF

2.https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwiXgZmEsfCBAxX5JBAIHY2SCks4MhAWegQIBRAB&url=https%3A%2F%2Fvideouroki.net%2Frazrabotki%2F

3.https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwi_vsyBsfCBAxUwBxAIHXG2Bfg4FBAWegQICBAB&url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Farchive%2F114%2F29712%2F&usg=AOvVaw1dXwuPaLLudA9YBNV2NuXL&opi=89978449

4.https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwi_vsyBsfCBAxUwBxAIHXG2Bfg4FBAWegQICBAB&url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Farchive%2F114%2F29712%2F&usg=AO

5.https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjqmqiCsfCBAxWWDRAIHQ7hBFw4HhAWegQICRAB&url=http%3A%2F%2Fng.sibstrin.ru%2Fbrest_novosibirsk%2F2015%2Fdoc%2F034.pdf&usg=AOvVaw0Q0l1VbfbUX4Gy93bt_55F&opi=8997844

6.https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjqmqiCsfCBAxWWDRAIHQ7hBFw4HhAWegQIBhAB&url=https%3A%2F%2Felibrary.ru%2Fitem.asp%3Fid%3D43060364&usg=AOvVaw0X8Io1w0dIhn5RplEqfobH&opi=89978449













Заключение

Современный образ учителя определяется, на наш взгляд, не только набором черт, качеств «идеальной» модели учителя в сознании ученика, но и новым имиджем школьного образования в целом, который складывается в современной России. Каждый компонент внешнего облика учителя несет в восприятии учащихся свою информацию, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может быть важным или малозначительным.
В одном случае для ребенка важна мимика, в другом - жест, в третьем - костюм учителя. Таким образом, формирование имиджа может и должно быть включено в систему рационального социального управления, так как здесь скрывается широкий пласт еще неиспользованных управленческих резервов. Имидж педагога рассматривается нами как важный аспект его профессионализма и средство педагогического влияния на школьников. Несомненно, что для выработки педагогического мастерства учитель должен обладать определенными природными задатками: внешним обаянием, хорошим голосом, слухом, артистическими данными и т.д. однако, большую роль играют приобретенные качества. Сравнительный анализ представлений учеников об идеальном учителе показал, что из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как доброта, справедливость, понимание. По мнению современных школьников, имидж учителя складывается из:

· профессионализма,

· внешности и личных качеств,

· характера.

То есть внешние атрибуты имиджа учителя, ученики ставят на второе место. Большинству опрошенных не важно, как одет учитель. Таким образом, не подтвердилась наша вторая гипотеза: для учеников неважно как выглядит учитель. Это доказывает, что внутренние составляющие имиджа педагога важнее, чем внешние его проявления. Образец идеального учителя должен стать внутренним стимулом совершенствования и саморазвития каждого педагога. Большинство учащихся ответили, что для них важно сочетание профессионализма и доброжелательности учителя, чтобы он был способен вдохновлять учеников и передавать знания.






























Приложение 1