Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 54 комбинированного вида»
Краткосрочный проект
«Поможем птицам зимой» по экологическому воспитанию
в подготовительной группе №3
Подготовили воспитатели:
Субботина Л.В.
Попшой С.С.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников: 5-7 лет.
Участники: педагоги, дети и родители группы.
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое.
Цель: Формирование знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Образовательные:
Расширить и закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц. Научить детей правильно их подкармливать.
Развивающие:
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема:
Недостаточное представление детей о зимующих птицах.
Отсутствие умения у детей наблюдать в природе.
У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Ожидаемый результат:
У детей сформированы представления о зимующих птицах (внешний вид, образ жизни, приспособленность птиц к жизни в зимнее время года).
Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
Вызвано желание детей заботиться о птицах зимой.
Родители приняли активное участие в реализации проекта (беседы с детьми, чтение литературы о зимующих птицах, изготовление кормушек, запасание корма в течение зимы)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (создание необходимых условий для реализации проекта):
определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
анкетирование родителей;
создание интереса у участников проекта;
обсуждение цели и задач с воспитанниками и родителями;
подбор познавательной, художественной литературы;
обоснование, предсказание путей реализации проекта.
2. Основной (практический) этап (реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми):
внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах;
заготовка корма для птиц;
изготовление кормушек;
- изготовление памяток: «Покормите птиц зимой», «Правила кормления птиц», «Чем кормить птиц?»;
подкормка и наблюдение за птицами;
тематические выставки детских работ (продуктивная деятельность)
Заключительный этап (подведение итогов реализации проекта):
- выставки детских работ «Наши пернатые друзья»;
- размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода;
- вывешивание детьми совместно с родителями памяток на доски объявлений у домов для жителей города;
Формы и методы работы с детьми (мероприятия):
Познавательное развитие:
НОД: «Зимующие птицы. Что мы знаем о них?», «Как зимуют птицы?».
Рассматривание книг и журналов с иллюстрациями птиц.
Беседы: «Что нужнее птице: тепло или пища?», «Чем нужно кормить птиц?»,
«Для чего кормушке крыша?», «Почему мы считаем птиц своими друзьями?».
Решение проблемных ситуаций: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой», «Из чего можно изготовить кормушку?».
Дидактические игры: «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний», «Загадки-отгадки» и др.
- Настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Домино» (птицы).
Речевое развитие:
Составление описательных рассказов об одной из зимующих птиц.
Составление рассказа «На нашей кормушке».
Сравнительное наблюдение снегиря и синицы;
Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Один - много», «Угадай по описанию», «Чье это?», «Расскажи, как появляется птица» и др.
Разучивание поговорок о птицах.
Чтение художественной литературы:
- Бианки «Сова», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь»; Л. Воронкова «Птичьи кормушки»; Г. Скребицкий «Берегите птиц»; Тургенев «Воробей»; Барков «Голоса леса»; Поленов «Синичкины кладовки»; стихи и загадки о птицах.
Художественно-эстетическое развитие:
Конструирование: изготовление кормушек из строительного материала.
Рисование: «Птицы на кормушке», «Синичка – птичка невеличка».
Лепка: «Вылепи любую птицу».
- Раскраска памяток «Покормите птиц зимой».
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры «Парк птиц», «Магазин природы», «Птичий рынок».
Театрализованная деятельность: экологическая сценка «Доживем до весны».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Совушка», «Перелет птиц», «Зимующие и перелетные птицы», «Птицы и кошка», «Найди птицу», «Птицелов» и др.
Исследовательская деятельность:
Наблюдение за поведением птиц во время кормления.
Выявление сходства и различия питания птиц зимой и летом.
Формы работы с родителями:
Акция «Покормите птиц зимой» (заготовка кормов);
Расклейка памяток «Покормите птиц зимой».
Методическая работа воспитателей:
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах).
Организация «птичьего кафе» на территории детского сада.
Оформление альбома: «Зимующие птицы», «Стихи, загадки, народные приметы про птиц».
Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
Оформление картотеки дидактических, пальчиковых и подвижных игр по теме проекта.
Оформление фотоотчета и информации на сайт ДОУ.
Вывод:
В ходе реализации данного проекта у детей сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, развился интерес и любовь к родному краю, усовершенствовались умения отражать это в продуктивной деятельности. У детей развивалась связная речь, появилось заботливое отношение к птицам, повысился познавательный интерес.
Используемая литература
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)/
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. 2018 г.
3. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2013г.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2018.
5. «МАААМ.RU» http://www.maaam.ru/
6. Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru
Фото отчёт проекта.