СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Шаг за шагом"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект предназначен научить выпускников навыкам и умениям самостоятельной жизни, успешно ориентироватьсмя в социуме, разбираться в социально-бытовых вопросах.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Шаг за шагом"»

Проект

по социально-бытовой ориентации выпускников школы- интерната

«Шаг за шагом».


Пояснение к проекту:

Опыт показывает, что после долгих лет, проведенных на полном государственном обеспечении, вчерашние детдомовцы часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Если сравнить процесс  социализации  с дорогой, по  которой  должен  пройти  ребёнок – сирота из мира  детства в мир взрослых, то  она  не  везде  выложена  ровными  плитами  и  не всегда сопровождается  чёткими  дорожными  указателями.  На ней есть  участки  с оврагами и сыпучими  песками, шаткими  мостиками  и развилками.

Сама  организация  жизнеспособности   детей  в устроена  таким  образом, что  у них  формируется  только  одна  позиция – позиция  сироты, не имеющего поддержки  и  одобрения   в социуме. Эта  роль  реализуется  человеком  в течение  всей  его жизни и удерживает сирот  инфантильной  иждивенческой  позиции,   блокирует  проявление  потенциальных возможностей. В интернате воспитанники живут на всем готовом, им не предоставляется возможность научения и практики в простых казалось бы, бытовых моментах: умения приготовить себе обед, помыть посуду или окна, чисто и уютно жить, рассчитать свой бюджет, оплатить услуги ЖКХ, купить продукты и т.д.

Т.е., живя в учреждении эти знания и умения у детей не востребованы, а будут нужны при выпуске . А после выпуска воспитателя или другого педагога нет рядом, а жить самостоятельно непривычно, и не получается.

Иными словами, воспитанники интерната, выходя за его порог, умеют чаще всего «быть сиротой». Они постоянно ждут помощи от окружающих, надеются на их покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не знают элементарных вещей, прожив в «казённых» условиях, не сталкиваются с практическими моментами реальной жизни семьи, не знают настоящей цены вещам. Бесспорно, одними беседами такие знания и умения не сформировать.

Исходя из вышесказанного, родилась идея создания данного проекта.


Цель проекта: научить выпускников навыкам и умениям самостоятельной жизни, успешно ориентироваться в социуме, в социально-бытовых вопросах.


Задачи проекта:


  • Подготовка выпускников организаций для детей – сирот к самостоятельной жизни;

  • Создание условий для позитивной социализации выпускников;

  • Практическое обеспечение процесса социальной адаптации выпускников;

  • Содействие выпускникам в определении жизненных планов на этапе первичной адаптации в самостоятельной жизни;

  • Формирование у выпускников готовности к выполнению социальной роли гражданина, способного решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей ( семьянина, гражданина);

Целевая группа:

Воспитанники группы постинтернатной адаптации ГКОУ СКШИ№1


Направления деятельности:


  • Обучение базовым компетенциям, обладание которыми обеспечивает выживание выпускника (готовить еду, проводить уборку и наводить уют в «доме», делать покупки в магазине и др.)


  • Взаимодействие с социумом, его проявлениями и законами. Развитие коммуникативной компетенции, позитивного общения с окружающими. Создание более широкой территории общения и социального взаимодействия. Помочь воспитаннику почувствовать себя социально-значимой личностью.


  • Осуществление индивидуальной психолого - педагогической поддержки каждого участника проекта, обучение его умению брать ответственность за принятие самостоятельных решений.


Методы  работы:

  • Практикумы

  • Индивидуальное собеседование

  • Консультация

  • Наблюдение

Сроки реализации проекта: постоянно действующий.


В реализации проекта участвуют специалисты служб постинтернатного сопровождения выпускников.


Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

- Успешная социальная адаптация выпускника школы –интерната;

- Повышение уровня социально-бытовых умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни;

- повышение качества жизни и социальной защищенности;

- формирование у выпускника умений и навыков, которые помогут ему реализоваться в различных сферах деятельности.

Основные  мероприятия (направления), проводимые  в рамках  проекта (структура проекта):


  1. «Бытовая ориентация»

  2. «Экономика и бюджет»

  3. «Мы и Социум»

  4. «Жизненное и профессиональное самоопределение»



1 направление «Бытовая ориентация» включает в себя проведение практических занятий и консультаций по формированию бытовых и трудовых навыков, обустройству жилых помещений, приготовления пищи, самообслуживание и др.

В ходе работы по направлению выпускник приобретает навыки и умения: ухода за собой, одеждой, жильем; навыки обустройства жилья, приготовления пищи, овладевает умениями пользования бытовой техникой и бытовой химией и пр.


2 направление «Экономика и бюджет» это проведение занятий по формированию навыков обращения с денежными средствами( вопросы получения и расходования денег), умению грамотно распределять приоритеты покупок, приобретение «полезных»и «бесполезных» товаров.

Данное направление помогает выпускнику приобретать умения планировать и рассчитывать свои расходы, оплачивать коммунальные и др. виды услуг; грамотно распоряжаться своими деньгами, уметь взаимодействовать с банками (работа банкоматов, банковских терминалов), знать риски и последствия необдуманных действий по совершению финансовых операций.



3 направление «Мы и Социум» включает в себя проведение консультаций и практических занятий по развитию социальных навыков и расширению социальной сети выпускника, Выпускник приобретает умения самостоятельно взаимодействовать с учреждениями системы социального обеспечения (центр занятости населения, центр социальной защиты населения, пенсионный фонд, больница и др.), самостоятельно обращаться за помощью в эти организации; овладевает информацией о видах государственной помощи, системе льгот для категории детей- сирот и др. В практических занятиях учиться самостоятельно подготовить документы, необходимые для формирования различных выплат, написать заявление и др.



4 направление «Жизненное и профессиональное самоопределение» - это определение профессиональной направленности воспитанников, знакомство с разнообразием профессий, формирование основных умений трудоустройства. Работа в этом направлении проходит через индивидуальные беседы по выбору профессии и формированию адекватного понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда. Рассмотрение плана и способов поиска работы. Выпускник, посредством практических занятий, овладевает умениями составлять резюме при поиске работы, знакомится с рекомендациями для встречи с работодателем.


Мониторинг подготовки выпускников к самостоятельной жизни проводится непосредственно по наблюдению за выпускниками в период самостоятельного проживания.