СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта
Направление проекта
Тип проекта
Информация заявителя
Автор и руководитель проекта
Участники проекта
Партнеры
Сроки реализации
Основные направления
Форма защиты проекта
Продолжительность проектной деятельности
2.Введение
2.1.Актуальность
2.2. Проблема
2.3.Цель проекта
2.4.Задачи проекта
2.5.План работы
3. Основная часть
3.1.Теоретическая часть (гипотеза, идея решения)
3.2.Практическая часть (анкетирование: цель, задачи, результаты)
3.3.Выбор темы
3.4.Индивидуальная работа учащихся
3.5.Защита индивидуального проекта
3.6. Презентация проектов
3.7.Назначение и применение проекта
3.8.Предполагаемые конечные результаты
4. Заключение
5. Приложения
1.Паспорт П Р О Е К ТА
1.1.Направление проекта. Проект направлен на работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свой родной край, уважения к его памятникам, предполагает привлечение учащихся к изучению истории родного края
1.2.Тип проекта: информационно – исследовательский.
1.3. Информация заявителя: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Сафоново Смоленской области
1.4.Автор и руководитель проекта: учителя начальных классов Горислова Вера Федоровна, Ханенкова Наталья Михайловна
1.5.Участники проекта: ученики 4 А и 4 Б классов.
1.6.Партнёры: родители учеников.
1.7. Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2018 г.
1.8.Основные направления реализации.
Сбор информации о памятниках г. Смоленска.
Подготовка сообщений об одном из памятников.
Экскурсия по памятным местам Смоленска и фотографирование на их фоне.
Выступление о выбранном памятнике на научно- практической конференции в классе и школе.
Классный час на тему: «Мой край – моя Смоленщина»
Научно- практическая конференция «Смоленщина- мой край родной»
Участие в акции «Цветок памяти»
1.9.Форма защиты проекта: выступление учащихся 4-х классов на научно- практической конференции.
1.10.Продукт проектной деятельности: подготовка сообщений о памятниках Смоленска, мультимедийные презентации учащихся, выращивание рассады цветов и высадка на могиле героя- партизана Я. Морозова.
2.Введение.
2.1Актуальность выбранной темы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Воспитание любви и уважения к родному краю является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. История Смоленска и подвиги его жителей могут служить ярким примером для подражания. Чтобы воспитать патриотов своего края, надо знать его историю.
2.2Проблема. Недостаточный уровень знаний детей о родном крае. Дети проходят мимо памятников, не задумываясь о том, чему они посвящены, зачем установлены в нашем городе. Наша задача создать условия, способствующие патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения, развитию исторической памяти; приобщению к духовному и культурному наследию Отечества.
2.3Цель проекта. Формирование патриотизма и мировоззренческой устойчивости через личностное восприятие и изучение истории Смоленского края по памятникам города Смоленска.
2.4Задачи, поставленные для реализации проекта:
формирование у учащихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительное отношение к славному историческому прошлому России;
воспитание в юных гражданах уважительного отношения к прошлому страны, бережного отношения к памятникам.
формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим Отечеством;
сохранение памяти о Героях, на конкретных примерах подвигов Героев, содействовать проявлению у учащихся готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
побуждение у учащихся желанию познать и приблизиться к высоконравственным понятиям - Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм;
формирование здорового образа жизни учащихся, их физической развитости, неприязни к аморальности и корысти, наркомании, алкоголизму и правонарушениям.
2.5План (содержание) работы.
Анкетирование учащихся.
Сбор информации о памятниках г. Смоленска.
Подготовка сообщений об одном из памятников.
Экскурсия к памятникам и фотографирование на их фоне.
Выступление о выбранном памятнике на научно- практической конференции в классе и школе.
Классный час на тему: Мой край – моя Смоленщина»
Научно- практическая конференция «По памятным местам Смоленска»
Участие в акции «Цветок памяти»
3.Основная часть
3.1Теоретическая часть
Гипотеза — предположение. Предположим, что учащиеся четвертого класса имеют достаточные знания о памятниках Смоленска, могут объяснить, чему посвящены эти памятники.
Анкетирование показало, что данное предположение неверно. Ученики 4-х классов не могут самостоятельно назвать памятники, не знают чему они посвящены.
Поэтому перед классными руководителями и учениками 4-х классов стояла задача приобрести знания о памятниках, познакомить учащихся с примерами мужества и героизма защитников города, познакомить учащихся с историческими событиями, происходившими в городе Смоленске, воспитывать в юных гражданах уважительное отношение к прошлому страны, бережное отношение к памятникам.
Идея решения. Все эти задачи можно решить, работая над проектом, посвящённом изучению героической истории родного края. Так как возраст учеников четвертого класса – 10-11 лет, то детям будет более понятна история родного края, отражённая в памятниках, которые они привыкли видеть на улицах родного города Смоленска.
3.2.Практическая часть.
1.Анкетирование. (Приложение 1.)
Цель анкетирования: выявить уровень сформированности компонентов исторических представлений младших школьников о родном крае.
Задачи анкетирования: выявить наличие интереса к истории родного края, признаки проявления интереса к изучению истории родного края,
выявить, насколько часто дети совершают вместе с родителями экскурсии по городу,
выявить уровень осведомлённости детей о памятниках родного края.
Результат анкетирования: В результате проведённого анкетирования среди родителей учеников начальных классов было выявлено, что 100% учащихся интересуются историей родного города, 90% родителей совершают экскурсии по городу и городу Смоленску, были в различных местах Смоленска, 50% могут назвать имена некоторых героев, живших на Смоленской земле, 100% родителей хотят, чтобы их дети изучали историю родного края. Родители участвуют во внеурочной деятельности, экскурсиях, праздниках, поддерживая интерес детей изучению истории родного края.
В результате проведённого анкетирования среди учеников четвёртого класса было выявлено следующее: 100% учащихся проявляют интерес к истории родного края, знают название города, 90% учащихся могут назвать памятники города Смоленска, 60% учащихся называют имена героев ВОВ, 90% учащихся знают главный храм города Смоленска. Дети с радостью ждут экскурсий по городу, активно участвуют во внеурочной деятельности, посвящённой изучению истории родного края.
3.3..Выбор темы. (Приложение 2) На классном часе после видео- экскурсии по городу Смоленску был задан вопрос: «Чем наш город отличается от других городов России?» Дети активно перечисляли памятники архитектуры, памятники, посвящённые знаменитым землякам и историческим событиям. Учитель попросил представить, что в Смоленске нет больше крепостной стены, что нет больше Собора и других церквей, что исчезли все памятники. « Чем сейчас отличается наш Смоленск от других городов?» Дети с удивлением заметили, что ничем. Так что же делает наш город самобытным, не похожим на любой другой населённый пункт России? Учащиеся ответили: «Крепость, церкви, памятники». Историю крепости мы уже изучали на уроках азбуки Смоленского края, смотрели мультипликационный фильм «Крепость», были на экскурсии в Успенском соборе. Хотите ли вы поучаствовать в обзорной экскурсии по памятным местам Смоленска?» Дети захотели больше узнать об истории нашего города, о его памятных местах. Учителя предложили всем ученикам 4-х классов выбрать один из предложенных памятников. Каждый ребёнок получил «Путеводный лист» с заданиями.
3.4.Индивидуальная работа учащихся. (Приложение 3) Каждый ученик собрал информацию по выбранному памятнику. Вместе с родителями была совершена экскурсионная поездка в Смоленск по памятным местам. Экскурсовод рассказал детям о создании и истории многих памятников, дети фотографировались на их фоне. Всю собранную информацию и фотографии ученики оформили в индивидуальные проекты.
3.5.Защита индивидуального проекта. (Приложение 4 и 5) В параллели четвертых классов была проведена научно- практическая конференция, где каждый ученик выступил с презентацией своего проекта «Памятные места Смоленска».
3.6. Презентация проектов. В начальной школе в рамках «Недели науки» проходила научно- практическая конференция «Смоленщина- мой край родной», где некоторые наши ученики представили свои проекты.
3.7.Назначение и применение проекта.(Приложение 6) В апреле 2018 г. стартовала акция «Цветок памяти», приуроченная к празднованию 73 годовщины Великой Победы. Все учащиеся 4-х классов приняли участие в ней. Они сами посадили и вырастили рассаду цветов. В преддверии праздника мы посетили могилу героя- партизана Я. Морозова. Старшеклассники рассказали детям об этом человеке, его подвиге. После этого учащиеся высадили свою рассаду на могиле героя. Они выразили готовность перенять эстафету ухаживания за могилой у старшеклассников.
3.8.Предполагаемые конечные результаты.
В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:
1.Достижение поставленных целей и задач, а также создание фонда учебных работ(сообщения о памятниках Смоленска и презентации о них), которые можно использовать в учебном процессе и в воспитательной работе.
2.Дети должны знать и называть памятники Смоленска.
3.У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой любимый город и желание сохранить его чистым и красивым.
4.Пробудить интерес подрастающего поколения к изучению славных страниц истории родного края;
5.Развитие и становление патриотического самосознания учащихся – главная цель патриотического воспитания детей;
6.Приобретение учащимися навыков самостоятельного сбора информации из разных источников;
7.Развитие нравственных качеств личности учащихся путем прививания чувства гордости, благодарности и сопереживания историческим событиям, происходившим в Смоленске;
8.Формирование и развитие чувства гордости за свой любимый родной город;
9.Привитие культуры бережного отношения к памятникам родного города.
4. Заключение.
Таким образом, основным результатом проекта является достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы Формирование патриотизма и мировоззренческой устойчивости осуществлялось через личностное восприятие и изучение истории Смоленского края по памятникам города Смоленска.
Каждый человек должен знать историю своего края, своей страны. Мы не имеем права забывать уроки истории для того, чтобы никогда больше не повторилось жестокое, варварское отношение к памятникам культуры, их уничтожение в угоду чьих-то сиюминутных желаний. Подвиги защитников Смоленска будут служить для нас примером стойкости, мужества, чувства великого долга перед своим народом, своей Родиной.
«Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости.
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно»
А.С. Пушкин.