Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Рябинушка»
Проект
«Учусь быть здоровым»
в средней группе (4 – 5 лет)
«Цветик – семицветик»
Воспитатель:
Хромыченко А.Б.
г. о. г. Кулебаки
2016г
Содержание
Актуальность.
Цели.
Задачи.
Консультации с родителями.
Памятка для родителей.
Заключение.
7. Список литературы.
Актуальность
Укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, низкая двигательная активность и физическая деятельность детей, недостаточное внимание семьи к укреплению физического и психического здоровья детей, равнодушное отношение родителей к физкультуре и спорту - факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас практически здоровых детей немного.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Для решения этой проблемы в детском саду, мною был разработан проект «Учусь быть здоровым!», который отражает систему деятельности образовательной организации по здоровью детей.
Цели:
Формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни (потребность в соблюдении личной гигиены и распорядка дня); воспитывать желание быть здоровым, бережно относиться к себе и окружающим; развивать культуру общения и поведения.
Задачи:
1. Воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим.
2. Развитие гигиенических навыков.
3. Обогащать представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.
4. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
5. Обеспечивать всестороннее и гармоничное развитие физических качеств дошкольников.
6. Формировать жизненно важные навыки и умения для соблюдения правил ЗОЖ.
7. Повысить стремление родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
- Девиз проекта: «Жить здоровым - здорово!»
Планируемый результат:
Привитие детям потребности в выполнении физических упражнений, развитие физических качеств, гарантирующих всестороннее развитие (ловкость, смелость, выносливость), желания соблюдать правила ЗОЖ.
Развитие личности воспитанника, его творческого потенциала, умение взаимодействовать с другими людьми.
Улучшение соматических показателей здоровья.
Реализация проекта:
01 ноября – 30 ноября
Тип проекта:
Краткосрочный.
Участники проекта:
- воспитанники, воспитатели, родители.
Качественная реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:
что такое здоровье и как его сберечь;
что такое режим, гигиена и закаливание;
о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;
вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья;
что такое микробы и вирусы;
какие бывают болезни, что их вызывает;
как предупреждать болезни;
некоторые правила оказания себе первой помощи
что такое аптека, для чего она нужна;
лекарственные растения.
Для родителей:
повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни.
Ежедневная профилактическая работа
Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».
Воздушное контрастное закаливание.
Дидактические игры:
«Овощи — фрукты»,
«Узнай на ощупь»,
«Узнай по запаху»,
«Узнай по вкусу»
на развитие тактильно-вкусовых ощущений,
«Что полезно и что вредно для зубов?»,
«Подбери зубную щетку
к стаканчику»,
«Что лишнее?»,
«Что одеть на улицу»,
«Одень куклу на прогулку».
«Мяч на поле»...,
а остальные игры, мы можем увидеть в «Картотеке дидактических игр».
Подвижные игры:
«Делай, как я»,
с мячом «Школа мяча»,
«Ловишки в кругу»,
«Черное и белое, « Стоп!»,
«Набрось кольцо», а другие игры
можно увидеть в «Картотеке
подвижных игр»
Беседы
«Витамины я люблю — быть здоровым я хочу».
Встреча с «Витаминкой», которая рассказывает о значении питания в жизни человека.
Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки)
Сюжетно-ролевые игры:
«Больница» (врач – пациент, врач выписывает лечение больному)
«Телефонный разговор» (вызов «Скорой помощи», «Кукла заболела» (воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному.
«Магазин» (покупаем продукты, полезные для здоровья).
Образовательная деятельность:
Познавательное развитие
Продолжать знакомить детей с критериями здоровья (гигиена, режим дня, физическая культура, здоровое питание)
Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности: утро, день, вечер, ночь;
Развивать воображение, память, мышление.
Социально-коммуникативное развитие
Развивать у детей интерес к различным видам игр;
Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
Речевое развитие
Способствовать развитию любознательности, выражать свою точку зрения;
Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предметов.
Совершенствовать умение определять и называть предметы личной гигиены и действия с ними, части суток и действия производимые в течении дня;
Обогащать словарь детей: гигиена, режим дня, полезная пища, витамины, здоровье.
Продолжать работу над дикцией и выразительностью;
Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.
Художественно-эстетическое развитие
Продолжать формировать умение читать небольшие отрывки (загадки, стихи) наизусть;
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Закреплять умение правильно держать карандаш;
Формировать умение закрашивать рисунок проводить штрихи в одном направлении
Продолжать знакомить детей с произведениями народного искусства - загадки;
Развивать умение видеть красоту окружающего.
Развивать умение выполнять движения, отвечающие характеру музыки;
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки.
Физическое развитие:
Формировать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной активности детей;
Воспитывать красоту, грациозность, выразительность движений;
Совершенствовать двигательную активность.
Работа с родителями:
Плакат «Витамины всем нужны, витамины всем важны».
Анкетирование «Какое место занимает физкультура в вашей семье».
Консультация для родителей «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить».
Консультация для родителей «Здоровье ребенка в наших руках».
Заключение
Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (игровую, познавательную, художественно – речевую, музыкально – игровую).
Работа по теме проекта получилась познавательной. Дети с интересом узнавали о витаминах, их значении в жизни человека. Сформировано представление детей о здоровом образе жизни, а также расширены знания о способах укрепления и сохранения своего здоровья. Создавая игровые проблемные ситуации, побуждала детей использовать приобретённые знания и применять их в разрешении проблемы, а затем и закреплять через игровую, творческую деятельность.
Главными помощниками в проекте стали родители. Родители с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.
Проект позволил вызвать у родителей стремление к сотрудничеству с воспитателем.
А также, благодаря проекту родители грамотно отнеслись к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей.
Проект «Учусь быть здоровым» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. Совместная работа по оздоровлению детей привела к тому, что заболеваемость в группе снизилась, повысился уровень физической подготовленности детей, появилась потребность в ведении здорового образа жизни.
Памятка для родителей
Помни: здоровье не все, но все без здоровья - ничто!
Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать и защищать.
Здоровье - не только физическая сила, но и душевное равновесие.
Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
Здоровье - это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.
Здоровье - социальная культура человека, культура человеческих отношений.
Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества.
Здоровье - это стиль и образ твоей жизни. Источник здоровья и источник всех бедствий зависят от тебя и от твоего образа жизни.
Хочешь быть здоровым - подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей.
Помни: солнце нам друг и все мы - дети солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.
Ходи периодически по земле босиком - земля дает нам силу, отводит из тела лишнее электричество.
Учись правильно дышать - спокойно, неглубоко и равномерно.
Семья - наша опора и наше счастье: делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и зависимость друг от друга. Хочешь быть здоровым - будь им!
Люби нашу землю - мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему он дала жизнь. Хочешь жить - люби жизнь!
Список литературы
1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
5. Голицына Н.С. «ОБЖ для младших школьников». Система работы.- М.: Издательство «Скрипторий», 2013.
6. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». М., «Сфера»,2005.
Консультация для родителей
«Здоровье ребенка в наших руках»
Человеческое дитя – здоровое…развитое…
Это не только идеал и абстрактная ценность,
Но и практически достижимая норма жизни.
Как добиться этого?
В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»).
К сожалению, в силу недостаточного развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека.
Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов и совсем мало уделяют времени закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?
Прежде всего необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух.
Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течении суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др.кроме того режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на свежем воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чт бы дети длительное время находились в одной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры.
Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям.
Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.
Консультация для родителей
«Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить»
В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек, неправильного питания, пассивного, малоподвижного образа жизни и других опасных факторов сокращающих человеческую жизнь.
Если вы, родители сейчас уделите достаточно внимания здоровью своего ребенка, то в будущем он обязательно оценит вашу заботу и внимание о нем, он навсегда будет вам благодарен за самый важный подарок в жизни каждого человека- здоровье…
Уважаемые родители не забывайте, что ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка- в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.
Оздоровление малыша должно включать в себя различные компоненты, совокупность которых можно назвать как «здоровый образ жизни» ребенка. Здоровье ребенка обеспечивается с помощью организации здорового образа жизни, компонентами которого являются:
- физическое здоровье ребенка (закаливание, правильное питание, режим дня, гимнастика, подвижные игры, личная гигиена и др.)
- психологическое здоровье ребенка (интерес, желание, потребности, эмоциональный комфорт)
- социальное здоровье (поведение, общение, опыт, практика)
- нравственное здоровье (здоровый образ жизни, дружба, доброжелательность, сотрудничество)
- интеллектуальное здоровье (навыки, знания, способности, умения)
Вот эти все компоненты нужно внести в жизнь ребенка, чтобы сохранить и укрепить здоровье малыша. Рациональная организация двигательной активности - важное условие для роста и развития детского организма, ведь чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек.
Нагружая мышечную систему мы не только воспитываем ребенка сильным и ловким, но и развиваем его внутренние органы, сердце, легкие, таким образом напряженная работа скелетно-мышечной система ведет к совершенствованию всех органов и систем, делает организм ребенка особенно прочным, а главное здоровым.
Уделите внимание психическому здоровью - ведь счастлив тот ребенок которому комфортно и уютно.
Режим дня ребенка, должен быть стабильным, гибким и динамичным, должен предусматривать разнообразную деятельность ребенка с учетом состояния здоровья детей и возрастных особенностей. Родители и педагоги мы не должны забывать, что нужно создавать такие условия, которые бы удовлетворяли детское любопытство. У детей должна быть насыщенная разными событиями жизнь! И тогда вашему малышу времени болеть просто не будет…
Обязательно нужно уделить внимание эффективному закаливанию, в коже ребенка заложено огромное количество нервных окончаний, воздействие на них благотворно повлияют на всю нервную систему, а через нее и на все органы. Закаливание поможет улучшить деятельность нервной системы, сердца, обмен веществ, аппетит, организм ребенка адаптируется к окружающей обстановке, повысится сопротивляемость к заболеваниям.
Спорт должен стать неотъемлемой частью любого человека заботящегося о своем здоровье, поэтому малыш должен видеть пример родителей, не стоит целый день проводить за компьютером или телевизором, а лучше погуляйте с ребенком, покатайтесь на велосипеде, или лыжах, при нормальном состоянии ребенка можно определить в спортивную секцию, танцы, хоккей- все зависит от потребностей и желания родителей и ребенка. Главное нужно помнить, чтобы вы не выбрали, важная задача- поддерживать
детский организм в нормальном физическом состоянии и сохранять здоровье малыша.
Забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни, как в семье, так и в детском саду. Ведь здоровый ребенок сегодня - наше успешное завтра!
Анкета для родителей
"Какое место занимает физкультура в вашей семье"
1. Ф.И.О., образование, количество детей в семье.
_________________________________________________________________
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
_________________________________________________________________
3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?
_________________________________________________________________
4. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
_________________________________________________________________
5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
Мама (да, нет),
папа (да, нет),
дети (да, нет),
взрослый вместе с ребенком (да, нет).
Регулярно или нерегулярно.
8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их. _________________________________________________________________
10. Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (Да, нет)
11. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома? _________________________________________________________________
12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком? _________________________________________________________________
13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)
14. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (Да, нет, иногда).
15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни: