Проект «Все профессии нужны, все профессии важны».
Автор проекта.
Воспитатель — Гарипова Зилия Миниахметовна
Актуальность проекта.
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, с тех, кто ближе детям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Проблема.
Было установлено, что представление дошкольников о труде взрослых довольно ограничено, они знают лишь о небольшом количестве профессий, прежде всего самых распространенных.
Затрудняются в профессиональном самоопределении.
Цель проекта:
приобщать к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии;
расширять и обобщать представление о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях;
развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.
Задачи проекта:
расширять представления о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
побуждать у детей любознательность и интерес к различным профессиям, особенно уделить внимание профессиям родителей;
способствовать развитию познавательных способностей детей, расширению кругозора, развитию активного словаря детей;
воспитывать уважение к людям различных профессий;
побуждать родителей активно участвовать в совместной деятельности с детьми.
Сроки реализации: краткосрочный.
Тип проекта: информационный, познавательный.
Участники проектной деятельности:
воспитанники и родители подготовительной группы №3 «Играй-город».
Возраст детей:
подготовительная группа, дети 6-7 лет.
Предполагаемый результат:
дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;
имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности;
имеют представление профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).
Реализация проекта через образовательные области.
Приоритетные:
познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие,
речевое.
Интеграция с образовательными областями:
художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Приемы реализации проекта:
Беседы, рассматривание иллюстраций,чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, дидактические игры, подвижные и сюжетно-ролевые игры, экскурсии, наблюдения, создание дидактических альбомов.
Этапы проекта.
1 этап: подготовительный.
Вовлечение детей в обсуждение темы «Профессии».
Сбор методического материала по теме проекта.
Постановка задач.
Составление перспективного плана работы над проектом.
Перспективный план реализации проекта «Профессии».
Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы.
Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, дидактические и настольно-печатные игры, оборудование для сюжетно-ролевых игр по теме «Профессии», костюмы разных профессий );
2 этап: реализация проекта.
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, ООД, дидактические игры, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).
3 этап: заключительный.
Выставка иллюстрированной книги по теме: «Кем я стану, когда вырасту.»
Оформление альбома «Профессии наших родителей».
Мероприятия по реализации проекта.
В работе с детьми:
Образовательная область «Коммуникация».
Развитие речи.
«Составление рассказов по теме «Профессии»
Цель:
учить детей самостоятельно придумывать рассказ на заданную тему;
развивать монологическую речь, творческое воображение.
«Труд человека»
Цель:
познакомить детей с разнообразием профессий;
закрепить умение аргументировать свои ответы;
развивать логическое мышление.
«Профессия моей мамы(папы)»
Цель:
познакомить детей с профессиями своих родителей,
уточнять и расширять представления о профессиях,
воспитывать уважение к людям разных профессий.
«Кем я стану, когда вырасту?»
Цель:
учить детей придумывать рассказ от первого лица;
развивать творческое воображение;
использовать описания, диалог, средства выразительной речи.
Чтение художественной литературы:
«Город добрых дел» Р. Скарри
«Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях)
«А что у вас?» С. Михалков
«Кем быть?» В. Маяковский
«Строители», «Шофер», «Портниха» Б. Заходер
«Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков
«Чем пахнут ремесла?» Д. Родари
«Доктор Айболит» К.Чуковский
«Незнайка в солнечном городе» Н. Носов
«Почта» С. Маршак
«Знакомые профессии» А. Богдарин
Образовательная область «Познание».
Конструктивная деятельность.
«Пожарная машина»
Цель:
поупражнять детей в работе с бумагой;
развивать у детей стремление к творчеству, тренировать внимание, зрительную память;
«Юные архитекторы»
Цель:
поупражнять детей в работе с разными видами конструктора;
научить подбирать красивые сочетания форм и цветов при составлении композиций, объединять свои поделки единым сюжетом,
побуждать детей к совместной деятельности, предлагая объединить свои поделки общим замыслом.
«Юные изобретатели»
Цель: научить детей моделировать конструкции по схемам;
закрепить умение соблюдать пропорциональность и симметричность;
подбирать материал, красиво и целесообразно украшать сооружения;
научить детей конструировать коллективно;
использовать в процессе работы свои знания, опыт;
развивать стремление к поиску, экспериментированию, творчеству.
Формирование целостной картины мира.
Цель:
расширять и конкретизировать представление о профессии повар;
расширить и закрепить знания о кухонной посуде;
развивать познавательные интересы;
развивать речевую активность и диалогическую речь;
воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада.
Экскурсия в магазин «Магнит».
Цель:
дать представление детей о профессии людей, которые работают в магазине;
вызвать у детей познавательный интерес;
воспитывать уважительное отношение к сотрудникам магазина.
Экскурсия в медицинский кабинет «Профессия – врач».
Цель:
познакомить с профессиями врача и медицинской сестры;
воспитывать уважительное отношение к сотрудникам детского сада;
развивать у детей наблюдательность;
пополнить словарь детей медицинской терминологией, активизировать глаголы;
учить детей полно отвечать на вопросы, находить как можно больше слов для ответов. . Экскурсия в библиотеку «Профессия – библиотекарь».
Цель:
формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей;
развивать у детей наблюдательность;
воспитывать уважительное отношение к сотрудникам магазина.
Формирование элементарных математических представлений.
Путешествие в страну «Геометрию»
Цель:
уточнить представления детей о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, овале и их признаках;
учить находить геометрические образы в окружающей обстановке.
«Решение задач геометрического содержания»
Цель:
учить решать задачи геометрического характера на смекалку.
«Сравнение предметов по высоте»
Цель:
учить сравнивать предметы по высоте;
устанавливать равенство между двумя группами предметов;
различать количественный и порядковый счёт.
Образовательная область «Художественное творчество».
Рисование.
«Раскраски - Профессии»
Цель:
выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы.
«Кем я стану, когда вырасту?»
Цель:
продолжать развивать у детей способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
формировать умения, связанные с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности в рисовании.
Лепка.
«Инструменты для повара»
Цель:
закреплять умение передавать форму предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки;
учить добиваться большей точности в передаче формы;
создавать выразительную композицию.
Аппликация.
«Профессии бывают разные»
Цель:
продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности; отбирать объекты для изображения сообразно замыслу;
развивать творческое воображение, фантазию.
Образовательная область «Физическое развитие».
Подвижные игры и игровые упражнения:
«Море волнуется»,
«Краски»,
«Летчики»
«Пожарные на учении»
Цель:
упражнять детей в лазании,
развивать внимание, ловкость, умение правильно реагировать на команду взрослого.
Сюжетно – ролевые игры.
«Театр»
Цель:
учить детей развивать творческое воображение;
способность совместно развертывать игру,
формировать умение договариваться, обсуждать действия всех играющих;
развивать инициативу, организаторские способности.
«Семья»
Цель:
формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах;
воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
«Магазин»
Цель:
вызвать у детей интерес к профессии продавца,
формировать навыки культуры поведения в общественных местах,
воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Больница»
Цель:
вызвать у детей интерес к профессии врача;
воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость.
«Военная база»
Цель:
продолжать знакомить детей с военными профессиями;
уточнить распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба;
воспитывать смелость, ловкость, умение чётко выполнять приказы командира; расширять словарный запас детей.
«Строители»
Цель:
формировать конкретные представления о строительстве, его этапах;
закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
«Школа»
Цель:
расширять знания детей о школе;
помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты);
самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку;
способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры;
помогать детям усвоить некоторые моральные нормы;
воспитывать справедливые отношения;
упрочить формы вежливого обращения;
воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
«Парикмахерская»
Цель:
расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера;
воспитывать культуру поведения в общественных местах;
воспитывать уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу;
учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Дидактические игры и упражнения.
«Кем хочешь быть?»,
« Кто что делает?»,
«Кому, что нужно для работы?»,
«Найди ошибку»,
« Кто, где работает?»,
«Угадай, кем я работаю»,
« Где, какая нужна профессия».
В работе с родителями:
анкета для родителей «Профессия моего ребенка»;
привлечение к оформлению альбома «Профессии наших родителей»;
привлечение родителей к проведению экскурсий для детей, с такими профессиями, как: продавец, повар, библиотекарь, медсестра;
консультация для родителей «Обязанности детей дома».
Результат проекта.
Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» реализовал поставленные задачи.
В ходе проекта дети группы закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Расширились представления о роли труда в жизни людей, о многообразии орудиях труда, трудовых действиях
Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать как об известных им уже профессиях, так и других мало знакомых профессиях, правильно говорить названия этих профессий. Научились организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получили немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным требованиям в процессе подготовки к обучению в школе.
Литература.
Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы)
Комплексная программа по развитию речи дошкольников (Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина)
«Учимся общаться с ребенком» (В.А. Петровский, А.М. Виноградова)
«Учите, играя» (А.И. Максаков, Г.А. Тумакова)
Программа по формированию математических представлений (Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина)
Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова)
Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников
(Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина)