Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зимовниковская средняя общеобразовательная школа №6
«Проектная деятельность на уроках в начальной школе.
Как подготовить проект»
Подготовила учитель начальных классов
Зенина Елена Николаевна
2015-2016 уч. год
В соответствии с требованиями стандарта второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Работая учителем начальных классов, заметила, что дети приходят в школу неподготовленными к самостоятельной работе, и моя задача как педагога – разбудить в каждом из них исследователя. Это позволит им получать знания, анализируя их и применяя для решения поставленных задач. В формировании исследовательского навыка, поднятии интереса детей к учебному процессу одними из самых интересных и продуктивных способов стимулировать и развивать их творческую деятельность являются школьные проекты. Главное качество, которое должно характеризовать любой проект – это его востребованность в повседневной жизни. Опыт показывает, что детские школьные проекты, насыщенные абстрактной информацией, как правило, редко имеют такой успех, каким обладают те работы, в которых содержится полезная повседневная информация.
Цель такого проекта – развивать в ребенке навык в поиске необходимой для создания проекта информации, который формируется на развивающемся фундаменте позитивных отношений в семье. Отсюда и необходимость работы во внеурочное время, более удобное для реализации поставленных целей. Считается, что наилучший эффект даёт совместная деятельность родителей и педагога в этом направлении: ребёнок видит результаты своего труда и положительную реакцию на неё в семье. Лучшей связки в стимулировании подростка и пожелать нельзя! Интернет сейчас очень развит и доступен для детей. Начиная с младших школьников, оформление школьного проекта не составляет особой трудности. Главное требование на этом самом важном, самостоятельном этапе для ребёнка должно быть знание, что он сможет сделать намеченное и успешно защитить свой проект. Чтобы проект легко воспринимался, необходимо оформить его наглядный ряд в виде иллюстраций, схем, чертежей, диаграмм, макетов, компьютерных презентаций и других средств. Здесь необходимо понимать, что выбор инструментов из всего вышеперечисленного должен облегчать усвоение информации, а не создавать дополнительные трудности.
Что такое метод проектов
Метод проектов – это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале и могут быть разработаны для учеников самого разного возраста. Однако всем проектам свойственны общие черты. Они базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены путём заучивания. Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проекты служат отдельным значимым целям обучения, они являются не просто добавками и дополнениями к «настоящему» учебному курсу. Требование выполнения образовательных стандартов – такое же обязательное для проектного обучения, как и для обычного урока. Проект – это просто другая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а учащимся предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на реальные жизненные вопросы и представлять конкретные результаты своей работы.
Почему проекты нравятся ученикам?
Для учеников, привыкших к традиционной модели обучения, метод проектов означает переход от исполнения указаний к саморегулируемой учебной деятельности; от запоминания и повторения – к открытиям, объединениям и представлениям; от выслушивания и реагирования – к общению и ответственности; от знания фактов, терминов и содержания – к пониманию процессов; от теории – к применению теории; от зависимости от учителей – к получению самостоятельности.
Вот почему ученикам нравятся проекты.
Как вообще разработать проект?
Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Но он таким образом создаёт проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше и он давно пытается её разрешить, правда, не знал, как это сделать.
Результаты проектной деятельности можно представить на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Есть проекты, которые выигрышно смотрятся на конкурсе и могут занимать призовые места. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Поэтому учитель сам для себя решает, чего он хочет: научить ребёнка работать над проектом или победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает ценности работы, а, напротив, повышает самооценку учеников).
Как грамотно организовать проектную деятельность?
Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной её организации. Здесь важно правило «триединства» – сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несёт на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребёнок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи.
При работе над проектом наиболее правильным направлением считается образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.
Скажем: два раза в неделю учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребёнка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования и т.д., и один раз в неделю (например, в пятницу вечером) – по схеме: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого.
В этом случае проект рассматривается на уровне ребёнка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей.
Такая организация хороша ещё и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребёнка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения.
Слайд №2
Какова структура проекта?
Структура – это некий скелет, основные шаги, следуя которым, мы получим грамотно созданный и правильно организованный проект.
Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги (этапы):
1. Постановка проблемы проекта.
2. Тема проекта.
3. Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза.
6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).
7. Продукт проекта.
8. Выводы (итог).
Рассмотрим подробно все эти этапы.
Слайд №3
1. Постановка проблемы
Проблема может идти от ребёнка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создаёт такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой.
Мы с детьми начали заниматься проектами ещё в первом классе. Я пригласила родителей, рассказала всё о проекте и предложила им вместе создать проект. При этом выбрать проблему, над которой мы все вместе будем работать, я предложила им самостоятельно. На моё предложение откликнулись 5 человек.
Слайд №4
2. Тема проекта
Тема (название проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом – проблема, которая определила название проекта.
Тему проекта дети выбирали самостоятельно.
Слайд №5
3. Цель проекта
После того, как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
Цель проекта – это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого вы хотели бы достичь. Цели нужно ставить таким образом, чтобы их можно было измерить и отследить до успешного завершения. Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы.
Если тему проекта определить было просто, то над целью мы работали вместе.
Слайд №6
4. Задачи проекта
Задачи проекта — измеряемые возможные изменения ситуации. Задачи — это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.
Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:
• задачи, связанные с теорией (теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);
• задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изучаемый объект или провести исследование-эксперимент);
• задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, но и обсуждает их с детьми (еще лучше – с участием родителей). В защите проекта задачи обязательно озвучиваются.
В зависимости от выбранной темы, мы вместе работали над задачами. Дети ставили задачи совместно с родителями. Моя же работа заключалась в помощи и контроле постановки задач.
Слайд №7
5. Гипотеза
Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, ребёнок строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения. Гипотезу выдвигают исходя из цели.
Здесь детки работали самостоятельно. Очень интересно наблюдать за выражением их лица при выдвижении предположения: загадочное, загадочное, хитрое, мечтательное.
Слайд №8
6. План работы
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но ещё не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
подумать самостоятельно;
посмотреть книги;
спросить у взрослых;
обратиться к компьютеру;
понаблюдать;
проконсультироваться со специалистом;
провести эксперимент;
другие.
В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы).
В ходе работы над проектом заметила, что дети с удовольствием проводят опыты, анкетирование других учеников, обращаются за помощью к другим людям, работают с компьютером, наблюдают. Но вот думать и искать ответ в книгах, учебниках и другой литературе дети пока не очень хотят.
Слайд №9-11
7. Продукт проекта
Логическим итогом любого проекта должно быть представление продукта проекта – некой материальной (хотя и не всегда) субстанции, которая обязательно должна быть значимой и полезной. Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое сопутствовало вам на протяжении всей работы, – всё это должно найти свое отражение в продукте проекта.
Это может быть книга, в которой вы собрали самую важную и полезную информацию по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой-то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного вами мероприятия, каталог, фильм и т.д. Но в любом случае всё, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для вас (как для создателей и разработчиков проекта), но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта.
Таким образом, продукт проекта – это материализованный итог всей вашей работы, который подтверждает значимость проекта в современной жизни.
Итогом нашей работы было создание презентаций. На этом этапе работы огромный труд вложили родители детей, так как детки ещё маленькие и самостоятельно создать презентацию пока не в силах. Моя же работа заключалась в подсказке, проверке, помощи. С данными презентациями мы выступали перед учителями и учениками начальных классов. Каждый ученик, работавший над проектом, получил грамоту. Проекты Головченко Вани и Чупринина Саши я отправила на конкурс центра творчества «Мои таланты» (http://moi-talanty.ru), где они заняли 1 и 2 места соответственно. А проект Чумаченко Ани занял 3 место в международном творческом конкурсе «Талантида» (http://Талантида.рф/).
Слайд №12
8. Выводы (итог) проекта
Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее.