ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Гридасова Т.В.,
Удовик Е.Н.
МАОУ «СОШ №16» г. Губкина
Основная и главная задача современного образования направлена на повышение качества образования и формирования активной самостоятельной личности. Ускоренные темпы развития общества влияют на ситуацию в образовании. Образование в современной школе направлено на развитие всесторонней, мобильной и динамичной личности, готовой как к будущей жизни, так и к переменам в ней. Такое образование не может быть обеспечено за счет усвоения определенных знаний, оно должно быть направлено на выработку умений делать выбор, сопоставление, сравнение, анализ. Эти умения невозможно приобрести с помощью теоретических знаний, а только в процессе выполнения проектных и исследовательских задач.
Метод проектов является практическим инструментом образования школьников, в результате которого познаётся окружающий мир. Проектная деятельность учащихся охватывает широкое разнообразие тем и направлений, развивая при этом интерес к различным наукам, расширяя кругозор и мировоззрение. В процессе работы над проектом ребенок становится активным участником творческого процесса. Он учится работать как индивидуально, так и в «команде», делает выбор способов и видов своей деятельности, вырабатывает свой взгляд на поставленную задачу проекта, чувствует свою важность и значимость в проделанной работе. Развивается самостоятельность и самоорганизованность. [1]
Разнообразие проектов определяет учитель. Это могут быть: творческие и исследовательские проекты, информационные и рекламные, практико-ориентированные, игровые проекты, любое направление, отвечающее творчеству ребенка. Работа с проектами предполагает серьезное отношение и учителя и ученика. Учитель выступает в роли помощника и консультанта, а ученик творческим специалистом. И здесь самое главное, не переусердствовать учителю в опеке своего талантливого ученика. Поэтому всегда нужно помнить слова специалистов в области педагогики, например, прекрасное выражение А. И. Мещерякова: «Помощь взрослого должна быть строго дозирована: она не должна быть так велика, чтобы ребенок совсем отказался от самостоятельности, и достаточно велика, чтобы был достигнут полезный результат». [3]
Важная роль в проектной деятельности отводится информационно-коммуникационным технологиям. Информационные технологии - рабочий инструмент для выполнения проектов. В процессе выполнения проекта собирается, рассматривается, систематизируется материал, добавляется наглядность, проводятся расчёты и эксперименты. Результат проекта демонстрируется с помощью информационных технологий и тогда ребенок совсем по-другому относится к своему помощнику - компьютеру. Это уже не развлекательная игрушка, а энциклопедия знаний, используемая для работы в любой сфере деятельности. Современные технологии позволяют даже воображаемый объект, заложенный определенной программой, получить в реальности с помощью 3D принтера.
3D моделирование является самым интересным и популярным направлением применения информационных технологий. Результаты технических возможностей моделируются в объемных фигурах. Создание такого продукта деятельности подразумевает детальное его изучение. Только вот печать 3D моделей на современном оборудовании – дело новое, пока еще сложное и для учителя, но любая сложность заставляет развиваться и изучать новое программное обеспечение, что ведет к саморазвитию педагога. Кроме 3D моделирования, можно использовать ряд и других программ, помогающих в работе с проектами. [4]
Применение информационных технологий нашло широкое применение в проектах при создании компьютерных моделей. Компьютерная модель- это виртуальный образ исследуемого процесса или явления. Создание такой модели предполагает первоначально проведение физического и математического моделирования. Физика помогает выделять в модели исследуемые свойства явления, математика задает параметры и связующие уравнения, а информатика создает модель. Моделирование помогает учащимся принимать обдуманные решения, предвидеть результат своего проекта. [2]
Результатом проекта может стать видеофильм, отснятый, отредактированный и смонтированный группой учащихся. Данный вид деятельности предусматривает знание и умение детей работать с профессиональными приборами: фото и видеокамерами, с компьютерными программами для обработки фотографий и монтажа звука. Любой отснятый материал требует большой кропотливой работы и внимания: состыковать отдельные куски видео, выполнить переход от одного фрагмента к другому, добавить спецэффекты и титры, отшлифовать звук. Это очень непростая, но творческая задача.
Для выполнения проектов необходимо владеть большим багажом теоретических знаний по тематике исследуемого явления. Большим помощником в этой области является всемирная глобальная сеть – Интернет. Интернет является огромной информационной средой. Существуют специальные образовательные порталы, на которых ребенок сможет найти полезную информацию по выбранной теме своего проекта. В всемирной сети можно посетить электронные библиотеки, справочники, специальные базы данных, виртуальные музеи и выставки. Ведь главное в море информации выбрать самое главное и нужное для проекта. Учащиеся, хорошо владеющие ИКТ-компетентностью, используют сеть Интернет не только для поиска информации, но и для распространения своего накопленного опыта и результатов своей деятельности, полученного во время выполнения проекта. Ребенок ощущает свою успешность со стороны других пользователей информационной сети, а это способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Публично показанный результат позволяет самоутвердиться в обществе.
Метод проектов с использованием информационных технологий демонстрирует высокие развивающие способности учащихся, является стимулирующим ориентиром интереса и познавательных навыков, мышления; конструктором заложенных знаний в информационном пространстве. Для инновационной образовательной практики проектная и исследовательская деятельность учащихся достаточно актуальна в сфере развития творческого потенциала и является творческой по своей сути.
Проектная деятельность учащихся является приоритетным и актуальным направлением учебно-воспитательной работы современной школы на данном этапе развития образовательной системы. Поэтому актуальны и слова писателя Кларка: «Мало знать, надо применять. Мало очень хотеть, надо и делать!»
Список используемой литературы
1.Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65.
2. Григорьева Э. Р. Описание педагогического опыта учителя физики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mognovse.ru/wjb-opisanie-pedagogicheskogo-opita.html
3. Мещеряков А.И. Александр Иванович Мещеряков и его педагогика. «Молодой коммунист» [Текст], 2, 1975г, с 80-85
4. Козюра Ю.Н. 3D моделирование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2016/06/98.pdf