МОУ Юрцовская СОШ
Педагогический совет
Доклад на тему:
«Профессиональный стандарт педагога. Формирование и развитие творческого потенциала учителей математики в условиях реализации ФГОС»
Учитель математики: Солдатова Н.Н.
2020г.
Изучая профессиональный стандарт учителя каждый педагог, невольно видит точки соприкосновения своей педагогической деятельности и стандарта. Стандарт для учителя как эталон, который даёт ответ на вопросы учителя «Что я уже достиг?», «Над, чем ещё нужно поработать?» и «Что необходимо освоить с нуля?».
Самое главное в учительском труде это обучение детей, качество их образования, подготовка к жизни, трудовой деятельности. Математическому образованию подрастающего поколения в современном мире отводится ведущая роль. Еще в мае 2012 года Президент РФ В. Путин поручил разработать профессиональные стандарты для учителей русского языка и математики, хотя в настоящий момент речь идет уже о стандарте для учителей вне зависимости от предмета, который они ведут.
Стратегия современного образования ставит перед каждым работником образования задачи значительной перестройки профессиональной деятельности, освоения новых психолого-педагогических компетенций. Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда.
Поставлена цель: вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.
Определены задачи:
- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);
- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося (формирование установки «нет неспособных к математике детей»);
- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;
- повышение качества работы преподавателей математики;
- поддержка лидеров математического образования, выявление новых активных лидеров среди педагогов;
- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;
- популяризация математических знаний и математического образования
Анализируя свою работу, обозначу точки соприкосновения учителя математики и профессионального стандарта с задачами математического образования.
Проводя учебные занятия, я, как и другие учителя, опираюсь на достижения в области педагогики и психологии, современных информационных технологий и методик обучения; содействую формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, формирую позитивное отношение со стороны учащихся к интеллектуальным достижениям товарищей по классу. Содействую подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах и т.д.
В современной школе «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» Для формирования обозначенных качеств личности нужен новый учитель, открытый ко всему новому, способный помочь учащимся стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Поэтому учитель должен уметь:
- обеспечивать условия для успеха, мотивации;
- искать и анализировать информацию с помощью современных информационно-поисковых технологий;
- разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
- выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (например, детей с ограниченными возможностями здоровья)
- организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность
- реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта
- использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, мультимедийным оборудованием»
Таким образом, государство и общество на сегодняшний день предъявляют к учителю одно из основных требований, которое выражается в постоянном целенаправленном непрерывном повышении уровня квалификации и личностного профессионального роста. Причем, по нашему мнению, этот профессиональный и личностный рост необходимо осуществлять через развитие творческого потенциала педагогов.
Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
Педагогическая деятельность подразумевает не только точное следование методикам, но и творческое отношение к жизни и профессии.
Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности
Личностные особенности и творчество учителя проявляются в многообразных формах и способах самореализации педагога.
Педагогическое творчество можно рассматривать как процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных способностей педагога, основанных на развитии его творческого потенциала.
Важнейшим показателем развития творческого потенциала педагога выступает осознанное применение им собственных творческих способностей: генерирование идей, создание новых моделей из известных элементов, соединение традиционного и инновационного опыта, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности педагогических явлений, способность к педагогической импровизации, творческие способности в коммуникативной сфере, способность включать обучающихся в решение образовательных задач креативного характера, стимулирование нового творческого поиска, рефлексия.
Пути реализации развивающего потенциала математики в условиях введения в ФГОС.
Итак, математика – это та учебная дисциплина, которая наилучшим образом готова к реализации идей ФГОС. Готов ли учитель? К сожалению, не всегда: сложно дается новая терминология; освоение образовательных технологий и их реализация в образовательном процессе, обновление содержания обучения через подбор специальным образом сконструированных учебных задач, разработка конспектов уроков в новом формате – все это требует серьезных затрат времени, желания и творчества. Учителя и раньше жаловались на малое количество учебных часов по математике для отработки учащимися умений и навыков, а новые образовательные результаты, особенно в части формирования метапредметных умений и навыков, требуют еще больших затрат учебного времени и личного времени учителя при подготовке к урокам; апробации новых форм организации образовательного процесса, изменений в методике преподавания; в содержании обучения; возникает необходимость прохождения курсов повышения квалификации; в самообразовании - изучение методических новинок, использование их в работе; создание портфолио учащихся по ФГОС; отслеживание динамики развития учащихся; проведение открытых уроков с использованием различных инновационных технологий; посещение научно-методических семинаров и конференций, где учителям предлагаются не только информационные материалы, но и конкретные практические приложения, которые могут быть внедрены в практику работы. Востребованы сегодня и методическая литература: образцы рабочих программ по математике, учебно-методические пособия, разработки внеурочных мероприятий, программы внеурочной деятельности, диагностические материалы.
Очевидно, что любые изменения требуют понимания, осмысления и терпения. Успешность во многом зависит от самостоятельности и настойчивости самого учителя. Одной из существенных составляющих успеха в профессиональной педагогической деятельности является стремление быть современным учителем в современной школе.
Задача педагога в свете появления новых стандартов - усилить практическую направленность своих уроков, более четко продумывать, какие метапредметные результаты и на каком этапе обучения он хочет получить, развивать профессиональное сотрудничество с учителями разных методических объединений.
Заметный эффект уроки математики (как и всякой другой науки) могут дать только при том условии, что учитель достаточно хорошо знает свою науку, ее методологию и ее историю, имеет достаточный педагогический такт и опыт и, наконец, сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках.
Теперь первостепенным стало - научить учащихся учиться – искать информацию, организовывать свою деятельность; научить взаимодействовать со сверстниками; работать и действовать самостоятельно.
Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей.
А организация обучения должна строиться таким образом, чтобы дети училисьв процессе собственной деятельности, приобретая информацию из разных источников знаний. Учитель становится человеком, который создает условия для этой работы школьников, стимулирует развитие их познавательного интереса к предмету, помогает осваивать способы самостоятельной деятельности, диагностирует и корректирует достижения учащихся, обеспечивающих «умение учиться».
Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение.
Развивающее обучение обеспечивает реализацию индивидуального подхода к школьникам с учётом уровня их умственного развития. Его организация в значительной мере зависит от конкретных методов обучения, направленных главным образом на расширение познавательной активности, самостоятельности школьников, предполагает существенное изменение в традиционных формах обучения. Успешная работа обучающихся по проведению даже небольшого самостоятельного исследования возможна лишь при умелом руководстве ею со стороны учителя.
Принципы развивающего обучения применяются на уроках и на внеурочной деятельности по предмету:
- При изучении нового материала приводится историческая справка, в которой ребята узнают об учёном, его жизни и деятельности, о возникновении того или иного понятия, что заинтересовывает обучающихся и побуждает у них интерес к дальнейшему, более глубокому изучению. Так, например, перед изучением темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» учащимся даётся задание: «Выяснить, когда впервые появились знаки «+» и «-»». (Школьники нашли следующие сведения: знаки «+» и «-» встречаются уже в начале 80 г. XV в. В рукописях , в печати впервые появляются в арифметике Видмана (1489 г.), которая называлась «Быстрой и красивый счёт всего купечества»).
Перед изучение темы «Умножение натуральных чисел» обучающимся дано задание: «Какие знаки умножения вы знаете и когда впервые они были введены?» (Школьники нашли следующие сведения : термин «умножать» произошёл от слова – много, знак умножения «косой крест» впервые в 1631 г. Ввёл английский математик Вильям Оутпед, а позднее, в 1698 г., выдающийся немецкий математик Лейбниц ввёл другой знак умножения – «точку».)
Перед изучение темы «Деление натуральных чисел» учащимся даётся задание : выяснить, кто и когда впервые ввёл знак деления «:» . (Школьники нашли следующие сведения: в X веке Герберт рассматривает «железное деление» , позже «золотое деление» , знак «:» ввёл Лейбниц в 1684 г. )
- При применении на уроках элементов занимательной математики.
- При формировании у обучающихся навыков решения практических задач, развивая тем самым у них способность выбирать правильное решение в данной ситуации.
- При проведении внеурочной деятельности по предмету: предметные газеты, тематические листы, математические викторины, ринги, праздники, КВН, конкурсы, детское творчество (стихи, сказки, сочинения, песни).
В школе ежегодно проводится декада математики. План проведения декады вывешивается заранее. В план проведения включаются вопросы творческого характера: составление кроссвордов, ребусов, стихов, математических газет и рисунков, ребята пишут проекты, как на заданную тему, так и на свободную тему математического содержания.
Профессиональная особенность современного педагога состоит в том, что в настоящее время его труд приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам учителя становится овладение технологией проектирования содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами.
Требование сегодняшнего времени.
Если хочешь двигаться вперед: ежедневно "обнуляй" свои достижения и не вспоминай о них; выстраивай работу короткими проектами; оценивай результаты, давай оценки, ставь задачи, получай высокие результаты. И вновь "обнуляй" результаты, так как каждый год мы начинаем работать с новым классом, новыми родителями и новыми
Видимо, действительно настал тот момент, когда учитель должен остановиться и подумать: имеет ли он право работать «по старинке» или надо «начать новую жизнь», а может «все новое-это хорошо забытое старое». Как бы громко это ни звучало, но будущее страны в руках педагогов.
Сочинение.
Вблизи таинственного Бермудского треугольника лежит страна Геометрия. Столица её называется «Фигурная». В центре города есть аллея Математиков, где стоят памятники великим ученым, основателям этой страны : Евклиду, Пифагору, Лобачевскому и др.У власти стоит важный Квадрат. Его свойства являются самыми распространенными в стране, поэтому он одержал победу в прошедших выборах. Почти все фигуры – избиратели проголосовали «за», и только Квадрат со своими дружками Ромбом и Прямоугольником были против. На предвыборной компании они выдвигали свои кандидатуры, но не были избраны, так как все узнали, что выдаваемые ими свойства за свои они присвоили у Параллелограмма. Прямоугольный Треугольник гордится тем, что его площадь составляет половину площади Прямоугольника. Каждая фигура имеет какое-то достоинство. Круг обладает только свойственными ему центром, диаметром, радиусом и хордами.
Сказка о трёх углах и биссектрисе.
Давным–давно, в далёкой стране Геометрия жил был царь, развёрнутый угол . И было у него три сына . Старший – тупой угол ,средний – прямой угол , и младший – острый. А в соседнем царстве жила принцесса. Звали её Биссектриса. И три брата никак не могли решить, кто будет её мужем. Но вот принцессу похитил злой колдун – шестиугольник. Царство его находилось так далеко, что ещё никто из страны Геометрии не мог туда добраться. И решил старший брат выручить Биссектрису. Отправился он в дальний путь. Долго он ездил на своём коне по миру , но никак не мог найти царство похитителя принцессы. И пришлось тупому углу возвратиться ни с чем.
Тогда отправился спасать Биссектрису прямой угол. Он тоже не мог сначала найти дорогу к злодею. Но вот на третий день поисков прямой угол нашёл путь к царству шестиугольника. Когда об этом узнал сам колдун, он приказал своей служанке Кривой, чтобы она сбила с пути прямой угол . Тогда дорога , по которой ехал средний сын, начала сильно петлять, и прямой угол поехал обратно в своё царство.
Отправился тогда острый угол спасать принцессу. Он, как и его брат, тоже нашёл дорогу к царству колдуна шестиугольника. Острый угол съехал с дороги и ехал всегда прямо. Наконец на горизонте показался замок злодея. И стали они сражаться на мечах. Острый угол только отрубит шестиугольнику угол, а тот становится семиугольником и сражается ещё сильнее. Отрубит ещё угол, а тот становится восьмиугольником. Очень долго сражался острый угол с колдуном. И, наконец, отрубил злодею все углы, и стал колдун совсем круглым и добрым. Отпустил он принцессу на волю. И стал острый угол жить с Биссектрисой дружно и счастливо.