В структуре экстремизма как особого психического склада личности выделяются:
-экстремистская идеология как основа психики;
-экстремистская направленность личности, возникающая на почве экстремистской идеологии в результате воспитания или нахождения в благоприятной социальной среде;
-экстремистские эмоциональные переживания;
-экстремистское поведение.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. В связи с этим активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Агрессивность – самая яркая черта поведения экстремиста, которая отмечается исследователями. Человеческая агрессия просыпается в определенной социальной среде, которая не позволяет реализовать ребенку социальные потребности, осознаваемые как нормальные. Ксенофобам (нетерпимым к кому либо или чему-либо чужому) свойственен страх и повышенная тревожность. Противоположным ксенофобии качеством является толерантность или устойчивость к особенностям других людей.
Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.
В связи с этим профилактика экстремистских проявлений среди обучающихся предполагает профилактику буллинга, развитие толерантности, обучение навыкам примирительных техник и информирование о способах защиты от проявлений агрессии (телефон доверия, получение психологической консультации в очном режиме)
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.
Программа работы нашей школы нацелена на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения; на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри школьного сообщества.
Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки учащихся в области межкультурной коммуникации. Особое место в работе в данной сфере занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию «других», конструктивно относящихся к складывающемуся в образовательном учреждении многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами.
В образовательной организации по профилактике экстремизма, как и любая профилактическая работа в школе, начинается с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое исследование, наблюдение в естественной среде, анкетирование, интервью и другие способы опроса обучающихся, родителей и педагогов с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, ее глубины, актуальности для конкретной аудитории, осведомленности всех участников образовательного сообщества по данной теме.
Следующим этапом организации профилактической работы в школе является планирование деятельности с обучающимися, родителями и педагогами по трем направлениям:
Информационно-просветительская деятельность - деятельность, направленная на пропаганду знаний социального и психологического характера среди всех участников образовательного процесса;
Интерактивная деятельность - деятельность, которая построена в режиме активного общения и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач; тренинги, например, модели открытого обсуждения, развивающей в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Это могут быть тренинговые занятия, деловые игры, диспуты, дискуссии, классные часы, проблемные семинары, семинары- практикумы, конференции, творческие лаборатории, ролевое моделирование, конкурсы творческих работ, волонтерское движение
Альтернативная деятельность - деятельность, организованная в свободное от учебы время и направленная на развитие позитивной активности всех участников образовательного процесса и не упоминает впрямую данное социальное явление.
Грамотно спланированные и организованные на высоком уровне мероприятия позволяют:
-укоренить в школе дух нетерпимости к агрессии, насилию, межнациональной розни;
-выработать умение решать конфликты ненасильственным путем; выработать терпимое, доброжелательное отношение к людям, независимо от их национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, вкусов и интересов; воспитывать понимание недопустимости экстремистских настроений, так как они ведут к терроризму, локальным войнам и расколу общества, противостояние в котором может привести к непоправимым последствиям; воспитывать навыки понимания красоты и мудрости национальных обрядов посредством изучения культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов.
-Большим позитивным воспитывающим потенциалом в деятельности школы обладают академические виды искусств, театральные постановки, фольклор, декоративно-прикладные виды искусств. Они предоставляют безграничные возможности в воспитании качеств патриотизма и толерантности подрастающего поколения, уважения к языку, культуре, искусству народов России и мира, к личности человека.
Направления в планировании работы с участниками образовательного процесса.
- Диагностическая работа с целью исследования личностных свойств учащихся на предмет их отношения к проблемам межэтнической напряжённости, ксенофобии и экстремизма (классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог).
- Участие в областных и городских мероприятиях по профилактике экстремизма (заместитель директора по ВР).
-Обучение педагогов техникам реагирования в экстремальной ситуации.
-Заседания Совета по профилактике правонарушений, конфликтных ситуаций и употрбления ПАВ (заместитель директора . по ВР, социальный педагог, психолог).
- Дискуссионный клуб «Экстремизм не пройдет» (социальный педагог).
- Конкурс сочинений «Все мы разные – в этом наше богатство» (учителя литературы).
- Тематические классные часы: «Давайте дружить народами», «Возьмемся за руки, друзья», «Нам надо лучше знать друг друга», «Приемы эффективного общения», «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья», «Профилактика и разрешение конфликтов», «Богатое многообразие мировых культур», «Добро или зло. Твой нравственный выбор» (классные руководители, зам. директора по ВР).
- Интегрированные уроки по основам правовых знаний (зам. по УВР, учителя истории, права).
- Педагогический Совет «Содержание воспитания в современных условиях. Профилактика экстремизма» (директор).
- Родительские собрания, посвящённые проблемам ксенофобии и экстремизма (классные руководители).
Буллинг серьезно влияет на благополучие детей: эмоциональное, физическое, академическую успеваемость. Решение дисциплинарных проблем, связанных с травлей и агрессией, иногда может занимать много рабочего времени как учителя, так и школьной администрации. Буллинг вносит свой вклад в ухудшение школьного климата.
Буллинг распространен гораздо больше, чем подозревают многие взрослые. Прежде чем предпринимать конкретные шаги по внедрению программ противодействия травле, стоит принять во внимание следующее.
Программа будет наиболее эффективна только в случае, если поддерживается (или даже возглавляется) школьной администрацией. Программа эффективна, если работает на разных уровнях: в нее входят как обще-школьные мероприятия, так и активности внутри класса, и индивидуальная работа с учениками. Начинать нужно рано — с момента, когда дети приходят в школу, с на-чальных классов.
КОНКРЕТНЫЕ ШАГИ:
Уделяем внимание социальному климату школы
Для того чтобы избежать распространения школьной травли в образовательной организации, необходимо уделять внимание школьному климату и принятым в рамках школы нормам и ценностям, учитывать их «направленность» против травли. В школе должно стать «не круто» травить кого-либо и, наоборот, «круто» помогать тем, кого травят или обижают, или тем, кто в этом просто нуждается.
школе также должно быть принято замечать ситуации травли и вмешиваться в них. Это, безусловно, требует усилий со стороны всех членов школьного сообщества — учителей, администрации, социального педагога, педагога-психолога, всех иных категорий школьных работников, напрямую не задействованных в образовательном процессе, а также, безусловно, учащихся и их родителей.
Проводим оценку распространенности травли
Взрослые часто не очень точно оценивают, какая именно травля и насколько сильно распространена в школе. Поэтому учеников необходимо спрашивать о том, что происходит в их школьной жизни. Актуальная оценка распространенности буллинга именно в вашей школе мотивирует учителей, родителей, учеников на то, чтобы предпринимать какие-то действия.
Важно понимать, где именно на территории школы происходит большая часть инцидентов, в какие моменты дня, среди учеников какого возраста и т.д. Все это позволяет выработать общий план действий. Повторные оценки позволят понять, эффективны ли принятые меры.
Как можно оценивать распространенность травли?
Для учеников начиная с третьего класса хорошо подходят анонимные опросники, которые могут заполняться и онлайн (тогда не придется тратить много времени на ввод и обработку данных). Важно также дать короткие опросники учителям, родителям и, в идеале, всем взрослым, которые работают в школе. Очень полезным может оказаться сравнение ответов, которые дает каждая категория респондентов. Например, родители в среднем оценивают распространенность травли гораздо ниже. Из многочисленных исследований мы знаем, что дети говорят родителям о том, что подвергаются нападкам в школе, примерно только в половине случаев.
Формируем группу активистов по координации мероприятий по противодействию травле
Действия по профилактике школьной травли станут наиболее эффективными
случае, если будут координироваться группой активистов, куда войдут представители всех категорий участников образовательного процесса школы. Например,в такую группу могут войти: представитель администрации, по одному учителю из каждого звена (начальная, средняя и старшая школа), педагог-психолог и/или социальный педагог, школьный медицинский работник, хотя бы по одному пред-ставителю из параллели от учеников старшей школы и родителей.
Для чего нужна такая команда?
Получение и интерпретация данных, полученных из опросов
Планирование антибуллинговых мероприятий школы и формулирование общих правил поведения в отношении ситуаций травли.
Предоставлять обратную связь о результатах опросов администрации, учителям, родителям и ученикам.
Мотивировать сотрудников, родителей и учащихся и рассказывать
Вводим систему отслеживания инцидентов травли в школе
Для того чтобы противодействие травле в школе было эффективным, надо не только оценивать ее распространенность, но и документировать отдельные эпизоды. Как именно будет устроена система отслеживания, зависит от школы. Есть школы, в которых, если об инциденте буллинга становится известно, одно письменное уведомление отправляется классному руководителю, второе — уходит в офис директора, а третье — отправляется родителям.
Существует вариант отслеживания инцидентов травли в электронной форме (например, можно завести таблицу в общей папке на школьном сервере, к которой имели бы доступ все сотрудники).
Важно, чтобы система учета была простой, прозрачно и понятной для всех со-трудников. Не менее важно, чтобы все сотрудники были с ней хорошо знакомы,
понимали, в каких случаях они обязаны внести информацию об инциденте, если они стали его свидетелями.
Очень хорошо, если помимо официальной процедуры отслеживания учителя могли бы устно, возможно, неформально, делиться своими наблюдениями о поведении детей. Если один учитель стал свидетелем травли между учениками (или у него есть подозрение, что кто-то из детей жертва травли), ему стоит поделиться своими наблюдениями с коллегами для того, чтобы они обратили чуть больше внимания на этих детей, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что агрессия действительно имеет место и нужно вмешательство.
5. Обучаем весь персонал школы навыкам, направленным на профилактику травли
Педагоги проходят обучение поведению по предотвращению и вмешательству в ситуации травли. Обучение включает навыки распознавания ситуаций травли, выявления причин появления буллинга и оценку его последствий. Обучение направлено на формирование навыков вмешательства в ситуации, когда травля осуществляется непосредственно, на то, как вести просветительскую работу по предотвращению. Обучение доступно всем сотрудникам школы, не только прямо осуществляющим образовательную деятельность. Обучение проводит педагог-психолог на тематических практических занятиях.
Установили и поддерживаем школьные правила, направленные на профилактику травли Разработка простых и понятных правил в отношении поведения в ситуации буллинга поможет учащимся и школьному персоналу занимать единую позицию в отношении проявлений травли, продуктивно взаимодействовать. Школьные правила и возможные последствия их нарушения должны быть опубликованы, донесены и обсуждены со всеми без исключения учащимися и родителями.
Организовано «дежурство» учителей в местах, где происходили эпизоды травли или их возникновение вероятно Эпизоды травли часто происходят в таких местах, в которых взрослые обычно не присутствуют или ведут себя наименее бдительно. Если у нас появляется информация относительно того, в каких местах происходят эпизоды травли , ищем способы обеспечить там присутствие взрослых.
Вмешиваемся незамедлительно и последовательно в ситуации травли
Урегулирование конфликтов и конфликтных ситуаций происходит посредством медиации. (ниже подробнее о школьной службе примирения)
9.Одной из наиболее важных стратегических задач профилактической работы является задача «перевода» свидетелей в категории «защитников» или хотя бы «возможных защитников» В идеальном варианте все школьное сообщество должно быть готово встать в позицию защитников, в случае, если ситуация травли происходит на их глазах.
Универсальный алгоритм действий любого члена школьного сообщества: конкретные действия, которые должен быть готов осуществить ЛЮБОЙ сотрудник образовательной организации:
Если травля ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС:
Необходимо защитить жертву, т.е. остановить действия агрессора.
Самое важное — обратить, в первую очередь, внимание на жертву, на то, что ребенок чувствует в данной ситуации, а не выдать дисциплинарное взыскание агрессору.
Почему это важно?
Тем самым вы переключаете внимание свидетелей с действий агрессора на состояние жертвы, усиливая ее позицию.
Постепенно роли меняются: те, кто изначально поддерживали травлю, перемещаются в группу нейтральных или «против травли».
Внимание к жертве не означает отсутствия последствий для агрессора, но они не являются в данном случае ключевым моментом воздействия.
Если у Вас ЕСТЬ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, что какого-то конкретного ребенка травят:
Сообщите Ваше предположение его/ее классному руководителю, психологической службе или инициативной группе по работе с травлей.
Если Вы общаетесь с родителями этого ребенка — сообщите свое предположение им.
Собирайте информацию и передавайте ее инициативной группе.
ПОМНИТЕ, ЧТО ЧЕМ РАНЬШЕ ПРОИЗОЙДЕТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, ТЕМ МЕНЬШЕ ВРЕДА БУДЕТ НАНЕСЕНО ЖЕРТВЕ
Пример школьных правил, касающихся неприятия травли в школе:
помогаю своей школе быть свободной от травли, потому что:
Я отношусь к другим так, как хочу, чтобы относились ко мне.
Если я вижу, что кого-то травят — я не молчу и говорю об этом.
Я уважаю различия в людях и признаю право каждого иметь свои ценности.
Я стараюсь быть дружелюбным по отношению к окружающим.
Обсуждение подобных правил на классных часах и принятие и, возможно, их дополнение будет очень важным шагом профилактики ситуаций травли в школе.
Медиация представляет собой процесс, в котором нейтральная третья сторона (медиатор) помогает разрешению конфликта, содействуя конфликтующим сторонам в выработке добровольного соглашения между собой.
В современной практике медиации конфликтов используются две организационные модели:
медиация по принципу «скорой помощи», направленная на содействие в разрешении конфликтов, имеющих высокую степень актуальности;
профилактическая медиация, в которой основной акцент делается на формирование конфликтологической компетентности у широкого круга субъектов образовательного процесса, что способствует снижению количества и остроты конфликтов.
Работу по формированию конфликтологической компетентности младших подростков целесообразно проводить фронтально, организационно предпочтительный формат – классные часы. В процессе проведения классных часов психолог в случае необходимости может выступать в роли медиатора актуальных конфликтов, или же, в случае, если в классе сформирована устойчивая система конфликтных отношений, осуществлять работу по коррекции внутригруппового взаимодействия. В дальнейшем учащиеся, прошедшие первоначальную конфликтологическую подготовку и проявившие интерес к деятельности, связанной с содействием в урегулировании конфликтов, могут привлекаться к обучению по специализированной программе «Что такое медиация?», которая в дальнейшем позволит им выступать в роли волонтеров – помощников психолога в ситуации урегулирования конфликтов между субъектами образовательного процесса.
Таким образом, внедрение в школьную практику технологий медиации конфликтов может быть достигнуто последовательной реализацией трех программ:
«Прикладная конфликтология» - программа практических занятий, предназначенных для учащихся 5-7 классов, имеющая психопрофилактическую направленность. Ожидаемые результаты: формирование у учащихся конфликтологической компетентности, которая проявляется в:
знаниях о сути конфликта и психологических механизмах его развития;
преодолении однозначной негативной оценки конфликтов;
владении навыками разрешения конфликтов и эмоциональной саморегуляции;
мотивации к применению сформированных знаний, умений и навыков в практике реального взаимодействия.
«Программа работы с внутренне конфликтным классом» - коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию системы межличностных отношений в 5-7 классах, в которых сложились устойчивые конфликтные отношения
«Что такое медиация?» - программа обучения основам технологии школьной медиации, предназначенная для заинтересованных в этом учащихся 8-10 классов, имеющая развивающую и профориентационную направленность. Ожидаемые результаты: формирование у подростков-будущих медиаторов готовности к осуществлению медиации детских и подростковых конфликтов в условиях образовательного учреждения, которая проявляется в:
конструктивной мотивации к осуществлению функций медиатора;
владении знаниями о природе и динамике развития детских и подростковых конфликтов, этапах медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;
владении навыками осуществления медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;
заинтересованности в дальнейшем росте в области совершенствования навыков медиации конфликтов.
В рамках осуществления программы школьной службы примирения обучающиеся обучаются компетенциям ассертивного поведения - это набор техник, основанных на определенной философии прав человека. Эти методы основаны на стандартной формуле и предоставляют человеку четко определенную структуру действий, которой он может следовать как в профессиональной среде, так и в самом широком круге социальных контактов. Техники ассертивного поведения содержат в себе некий «сценарий», который человек может приспособить для удовлетворения своих личных потребностей. Ученики, обладающие знаниями и навыками использования подобных техник, чувствуют себя более уверенно в ситуациях проявления агрессии в их адрес и чаще могут дать обидчику отпор. В таких ситуациях они ощущают больше контроля над происходящим, меньше гнева и отчаяния. Они постепенно учатся сохранять нейтральность, что помогает находить адекватный выход из ситуации, а не провоцировать новый виток травли.
Когда ученик в ситуации проявления агрессии в его адрес ведет себя ассертивно, это значит, что он отстаивает свои права, не нарушая права другого ученика.
Такой ученик отвечает на запугивания и агрессию, ясно и прямо заявив о своих намерениях, желаниях или чувствах. Он остается устойчивыми к манипуляциям и агрессии. Ассертивные ответы включают в себя не только определенный набор фраз, но также и навыки невербальной коммуникации: зрительный контакт и язык тела. Это и есть планируемый результат профилактики экстремистских проявлений в поведении обучающихся.
Одна из главных причин неготовности обратиться к психологам Детского телефона доверия – страх, что личное станет публичным и ваша откровенность будет использована против вас. Особенно это касается проблем, связанных с конфликтами в семье, с обидами на родителей и опасным поведением, за которое может последовать наказание.
Обращение за помощью к психологам — первый шаг на пути избавления от тяжелого груза обид, вины и тревог. Это простой и доступный способ найти возможность выговориться, посмотреть на ситуацию с другой стороны, предотвратить обострение и найти путь решения проблемы .
Детский телефон доверия гарантирует анонимность и конфиденциальность.
психологи не видят, как вы выглядите;
не могут узнать ваш номер телефона и место, откуда вы звоните, так как номера не определяются;
знают о вас только с ваших слов, можно не сообщать свои данные и представиться любым именем;
не просят информации о ваших родителях, школе, друзьях;
не будут передавать информацию третьим лицам, социальным службам. Звонки не записываются и не прослушиваются;
специалисты меняются, и если вы позвоните несколько раз, то будете общаться с разными людьми.
Психологи получают только общие сведения, которыми вы делитесь с ними по своему усмотрению.
На сайте Телефон доверия для детей, подростков и их родителей размещена информация, которой активно пользуются наши обучающиеся: инфографика, социальная реклама «Слова тоже ранят» (ролики 1, 2), экспресс-тест «Трудности в общении – проверь себя», «Как реагировать на зависть товарища». «Как реагировать, если тебя стали обзывать»
Опыт общения с психологами Телефона доверия может стать началом активного общения с педагогами, психологом школы, что позволит избежать формирования негативных установок, отклоняющегося поведения ребенка.