Пояснительная записка
Наименование образовательной программы: «Компьютерная анимация»
Основной вид деятельности: «Информационная культура и информационные технологии»
Возраст обучающихся: 14 лет (7 класс)
Срок обучения 1 год (обучающиеся, успешно освоившие курс, могут быть зачислены в творческую группу по программе «Компьютерная анимация» на 2 год обучения)
Продолжительность и режим занятий: программа рассчитана на 36 часов, 1 занятие в неделю, продолжительностью 60 минут.
Данная рабочая программа разработана на основе учебного пособия для обучения работе с системе Flash факультета Вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ им. М.В. Ломоносова «Информатика: уроки по Flash» (М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2008.), автор Вовк Елена Тимофеевна.
Основной целью курса является формирование интереса к изучению профессии, связанной с компьютерной графикой, развитие творческих способностей учащихся через создание проектов с использованием интерактивной анимации.
Основными задачами курса являются следующие задачи:
показать возможности современных программных средств создания и обработки графических изображений;
сформировать представления о возможностях создания и хранения векторного изображения в Flash;
научить импортировать векторную и растровую графику; создавать графические объекты различной цветовой гаммы; работать с текстом; производить изменение формы, цвета и положения объекта во времени и в пространстве; создавать элементы управления (кнопки, меню и пр.) для интерактивной анимации; получать конечный результат в виде либо gif –анимации, либо Flash-фильма;
развить алгоритмическое мышление на этапе разработки структуры изображения;
сформировать информационную культуру учащихся, их мировоззрение;
развить творческий и познавательный потенциал учащегося, способствовать формированию его эстетической культуры.
Отличительные особенности данного курса
Важное значение в освоении курса имеет изучение прикладного значения программы Flash, применение полученных знаний для создания собственных web-сайтов, игр, а также разработки «живой» обучающей программы.
Учебно-методический комплект
Учебно-методический материал разработан таким образом, что не требует от учеников навыков работы в графических редакторах. В качестве учебного пособия используется:
Вовк Е.Т. Информатика: уроки по Flash. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2008. – 192 с.
Прилагаемый к учебнику компакт-диск содержит файлы с упражнениями для каждого урока.
На сайте learning.9151395.ru также разработан дистанционный курс в поддержку данной программы (Flash-анимация. Мазурова 1368). В курсе кроме заданий и практических работ, выложены авторские видеоуроки, приведены ссылки на полезные материалы.
Программа рассчитана на 36 учебных часов, в том числе:
Знакомство с программой (3ч)
Анимация в системе Flash (12ч)
Интерактивная анимация (21ч)
Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса
Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.
Основными формами организации учебного процесса являются урок-лекция и практическая работа.
Практическая часть курса организованна в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом практическом уроке материал излагается следующим образом:
I. Повторение основных методов и понятий для работы с ними.
II. Самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель, излагается способ ее достижения.
III. Упражнения для самостоятельного выполнения.
IV. Проекты для самостоятельного выполнения.
Преобладающими формами контроля знаний и умений являются:
- фронтальный опрос;
- тесты;
- индивидуальные практические работы.
Для контроля знаний и умений используется такой приём, как коллективное обсуждение.
Для подведения итогов реализации программы «компьютерная анимация» проводится итоговая защита индивидуальных творческих работ. Творческие работы учеников также выкладываются в галерею работ учащихся на сайте школы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны овладеть основами создания графики и анимации в программе Flash, а именно должны знать:
графические возможности программы Flash;
основные инструменты и их назначение;
возможности создания и хранения векторного изображения в Flash;
форматы анимации, используемые в программе Flash.
В результате освоения курса «Компьютерная анимация» учащиеся должны уметь:
создавать изображение в среде Flash;
сохранять готовое изображение;
применять эффекты анимации;
импортировать векторную и растровую графику; создавать графические объекты различной цветовой гаммы; работать с текстом; производить изменение формы, цвета и положения объекта во времени и в пространстве; создавать элементы управления (кнопки, меню и пр.) для интерактивной анимации; получать конечный результат в виде либо gif –анимации, либо Flash-фильма; создавать web – страницы в программе Flash.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | В том числе часов |
| | | теория | практика |
1 | Знакомство с программой | 3 | 1 | 2 |
1.1 | Особенности системы Flash, интерфейс программы | 1 | 1 | |
1.2 | Рисование в системе Flash MX | 1 | | 1 |
1.3 | Инструменты рисования в программе Flash MX | 1 | | 1 |
2 | Анимация в системе Flash MX | 12 | 4 | 8 |
2.1 | Анимация движения | 4 | 1 | 3 |
2.2 | Вращение | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Работа с библиотекой | 1 | | 1 |
2.4 | Движение по траектории | 1 | | 1 |
2.5 | Использование растровых изображений | 3 | 1 | 2 |
2.6 | Использование звука в ролике | 1 | 1 | |
3 | Интерактивная анимация | 21 | 6 | 15 |
3.1 | Работа с текстом и редактирование анимации | 1 | | 1 |
3.2 | Структуризация анимации | 3 | 1 | 2 |
3.3 | Примеры применения маски | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Гиперссылки | 2 | 1 | 1 |
3.5 | Команда перехода. Использование кнопок | 4 | 1 | 3 |
3.6 | Итоговый проект | 8 | 1 | 7 |
3.7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
| Итого: | 36 | 11 | 25 |
*
Приложение 1 – тематическое планирование по курсу «Компьютерная анимация»
Содержание программы
Знакомство с программой
Цели: Общее знакомство с особенностями, назначением и интерфейсом программы Flash. Изучить инструменты рисования программы Flash и получить навыки их использования.
Особенности системы Flash, интерфейс программы.
Рисование в системе Flash
Линии: инструменты "Прямая линия" и "карандаш". Правильные замкнутые фигуры. Ластик. Замкнутые фигуры произвольной формы. Создание фигуры с помощью инструмента "Кисть". Выделение объектов. Редактирование линий и фигур. Градиентная заливка. Трансформация выделенных объектов. Группировка объектов.
Анимация в системе Flash
Цели: Изучить способы анимации изображений, особенности работы с растровой графикой в программе Flash
Анимация движения
Анимация перемещения объектов. Анимация изменения размера объекта. Анимация изменения цвета объекта. Некоторые особенности анимации. Использование слоёв в описании анимации.
Анимация вращения
Вращение вокруг центральной точки на угол меньший 360 градусов. Непрерывное вращение вокруг центральной точки. Одноразовое смещение оси вращения. Вращение во время движения. Вращение в пространстве.
Движение по траектории
Правила описания движения по траектории. Движение по существующей траектории.
Использование растровых изображений
Подготовка изображений для использования в программе Flash. Размещение растрового изображения. Создание частично прозрачного изображения. Размещение нескольких растровых изображений. Использование неподвижного изображения. Анимация с использованием растровых изображений. Превращение растровой картинки в векторную. Примеры анимации преобразованного изображения. Использование изображения в качестве заливки.
Использование в фильмах звука
Особенности использования звука в анимации. Вставка музыкального фрагмента.
Интерактивная анимация
Цели: Изучить варианты интерактивной анимации, получить навыки создания тестов, презентаций и простых игр.
Работа с текстом и редактирование анимации
Ввод и редактирования текста. Участие текста в анимации. Деление текста на символы. Изменение формы символов. Основные правила редактирования анимации.
Структуризация анимации
Работа с презентацией. Сцены
Маски и гиперссылки
Создание ограниченной области просмотра анимации. Гиперссылки. Превращение анимации в HTML -демонстрацию.
Примеры применения маски. Ликвидация белого фона при использовании маски. Маска и анимация формы. Совместное использование маски и текстов: создание текста с контуром
Команда перехода. Использование кнопок
Создание кнопок «stop» и «play».
Создание ролика с использованием кнопок.
Создаём тест.
Итоговый проект "Анимационный фильм"
Разработка сценария, создание анимационного фильма с использованием полученных знаний и навыков.
Итоговый просмотр работ
Средства контроля
Для проверки освоения материала учащимися, в конце изучения курса «компьютерная анимация» проводится тестовая работа (в электронной форме).
Вопросы теста:
Вопрос №1: Основное назначение программы Flash это ...
программа для работы с текстом
создание векторных изображений
создание растровых изображений
создание анимации
Ответ: 4;
Вопрос №2: На какой панели находятся инструменты для создания изображений?
Стандартной
Форматирования
tools
options
Ответ: 3;
Вопрос №3: Как с помощью инструмента oval нарисовать ровный круг?
Нажать Shift и нарисовать
Нажать Alt и нарисовать
Нажать Ctrl и нарисовать
Ответ: 1;
Вопрос №4: Как открытть библиотеку объектов?
Ctrl+Alt+L
Ctrl+L
Shift+L
Ответ: 2;
Вопрос №5: Для чего используются слои?
Для того что бы фигуры при наложении друг на друга не обрезали друг друга.
Для того, что бы мы могли задать движение нескольким объектам на одной сцене
Для того, что бы мы могли рисовать фигуры
Ответ: 1,2;
Вопрос №6: У вас нарисовано две фигуры прямоугольник и квадрат на разных слоях. Можете ли вы задать им анимацию движения?
Нет
Да
Да, если они занесены в библиотеку.
Нет, даже если они занесены в библиотеку.
Ответ: 3;
Вопрос №7: У вас есть 3 слоя:
Круг
Квадрат
Прямоугольник
Как поместить слой Квадрат на передний план?
Перетащить его мышкой на верх
Оставить его на своем месте
Перетащить его мышкой на низ
Ответ: 1;
Вопрос №8: Для каких объектов мы можем установить анимацию движения?
Для любых объектов
Только для объектов помещенных в библиотеку
Только для текста
Ответ: 2;
Вопрос №9: Установите соответствие:
1. timeline
2. oval
3. shape
4. rectangle
Укажите порядок следования вариантов ответа:
Овал
Временная шкала
прямоугольник
форма
Ответ: 2-1-4-3;
Вопрос №10: Анимация формы не применима к объектам ...
находящимся в библиотеке
нарисованным с помощью кисти
рисункам
Ответ: 1;
Для подведения итогов реализации программы «компьютерная анимация» проводится итоговая защита индивидуальных творческих работ.
Итоговая творческая работа по выбору:
сайт-презентация на учебную тему;
анимационный сюжетный ролик (экранизация задач по математике-физике);
Анимационный танцевальный ролик (физкультминутка).
Учебно-методические средства обучения
Основным учебным пособием для изучения курса «компьютерная анимация» является учебник Вовк Е.Т. Информатика: уроки по Flash. (М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2008.) Прилагаемый к учебнику компакт-диск содержит файлы с упражнениями для каждого урока.
Теоретическая часть уроков проводится с использованием проектора. Учащимся в начале урока выдаются памятки, со свободным полем для заметок. По окончании изучения данной содержательной линии они будут иметь небольшие брошюры-инструкции работы в Flash MX.
Теоретическую и практическую части курса можно изучать параллельно, чтобы сразу закреплять теоретические вопросы на практике. В качестве методического средства обучения также на уроках могут использоваться ресурсы Интернет:
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, раздел «Информатика и ИКТ»
http://videouroki.net — видеоуроки в сети Интернет, 2008-2011.
Тарасов Дмитрий Александрович
http://learning.9151394.ru/ курс «Flash-анимация. Мазурова 1368» - дистанционный курс в поддержку очного обучения
Литература
Для учителя:
1. Вовк Е.Т. Информатика: уроки по Flash. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2008. – 192 с.
2. Девянина М.С. Flash 8 (Проще некуда). – М.: НТ Пресс, 2007. – 160с.: ил.
3. Хосеа Б. Macromedia Flash 8/ Хосеа Биргитта; пер. С англ. Е.Г. Скотникова. – М.: НТ Пресс, 2007.- 256 с.: ил.
4. Макар Д., Виниарчик Б. Тайны создания игр в Macromedia Flash МХ 2004/ Д.Макар, Б.Виниарчик; пер. с англ. А.М. Дудатия. – М.: НТ Пресс, 2005. – 448 с.: ил.
5. Моррис Д. Flash 8. Создание WEB-сайтов/ Дэвид Моррис; пер. с англ. И.С. Елова. – М.: НТ Пресс, 2006. – 160 с.:ил.
6. Гилл М. Гармония цвета. Естественные цвета: руководство для создания наилучших цветовых сочетаний.: пер. с англ./ Марта Гилл. – М.: АСТ% Астрель, 2006. – 143 с.: ил.
7. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/ Л.А. Залогова. – 2-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
8. http://flash.demiart.ru/
9. http://www.lessonsflash.ru/
Для учеников:
1. Вовк Е.Т. Информатика: уроки по Flash. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2008. – 192 с.
2. Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/ Л.А. Залогова. – 2-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 г.
3. http://www.lessonsflash.ru/
4. http://learning.9151394.ru/ курс «Flash-анимация. Мазурова 1368» - дистанционный курс в поддержку очного обучения
Приложение 1
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока |
| Знакомство с программой |
1 | Особенности системы Flash, интерфейс программы |
2 | Создание и редактирование линий и фигур |
3 | Панель "Свойства". Изменение цвета объектов. Выделение и трансформация объектов. |
| Анимация в системе Flash |
4 | Особенности анимации движения. |
5 | Анимация перемещения, изменения размера и цвета объекта. |
6 | Использование слоев в описании анимации. |
7 | Импорт ролика. Практическая работа "Аквариум". |
8 | Вращение вокруг центральной точки, смещение оси вращения. |
9 | Вращение во время движения, в пространстве. |
10 | Работа с библиотекой символов. Типы символов. |
11 | Правила описания движения по траектории. Движение по существующей траектории. |
12 | Импорт растровых изображений в систему Flash. Использование изображения в качестве заливки. |
13 | Использование частично прозрачных изображений. Работа "Рассвет" |
14 | Трассировка растрового изображения. |
15 | Использование в фильмах звука. |
| Интерактивная анимация |
16 | Работа с текстом и редактирование анимации. |
17 | Структуризация анимации. Назначение сцен. |
18 | Деление презентации на сцены. |
19 | Практическая работа "Презентация". Создание сцен. |
20 | Создание ограниченной области просмотра анимации. |
21 | Практическая работа "Бинокль" |
22 | Гиперссылки. |
23 | Превращение анимации в HTML-демонстрацию. |
24 | Команда перехода. Особенности языка Action Script. |
25 | Создание кнопок «play» и «stop». Особенности параметров команды «goto» |
26 | Создание ролика с использованием кнопок. |
27 | Практическая работа "Тест из двух вопросов" |
28 | Итоговый проект. Выбор темы, обсуждение плана работы. |
29 | Проработка сценария проекта. |
30 | Прорисовка персонажей, создание библиотеки символов. |
31 | Создание анимации. |
32 | Монтаж ролика. |
33 | Озвучка ролика. |
34 | Экспорт ролика в универсальные форматы. |
35 | Просмотр работ. |
36 | Итоговое занятие. |
14