СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Кабинет здоровья"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как показывает практика,эффективность работы по сохранению здоровья детей в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  выше, если имеется программа. 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Кабинет здоровья"»

Программа "Кабинет здоровья"

КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Пояснительная записка

Сегодня очень важно не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни учащихся обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Программа “Кабинет здоровья” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.

Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности учащихся строится на основе валеологически структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.

Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.

Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.

Программа “Кабинет здоровья” предусматривает:

1-й этап – подготовительный, который предполагает разработку, обсуждение и утверждение программы “Кабинет здоровья”; актуализацию, определение цели и задач её выполнения.

2-й этап – диагностико-моделирующий предусматривает мониторинг физического развития и здоровья детей.

3-й этап – формирующий – работа по реализации программы “Кабинет здоровья” (внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья воспитанников).

4-й этап – итогово-обобщающий предусматривает улучшение состояния здоровья детей и подростков; отслеживание в динамике показателей их физического и психического развития.

Цель программы: формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса в свете концепции модернизации Российского образования.

Программа «Кабинет здоровья» предусматривает следующие приоритетные направления:

1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в данном учебном заведении.

  • Основные задачи направления:

  • организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся;

  • разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей и подростков;

  • формирование у воспитанников мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;

  • построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;

  • устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье.

2. Организация системы взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Основные задачи направления:

  • организация просветительской работы среди родителей;

  • формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;

  • привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми.

3. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья.

Основные задачи направления:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся;

  • профилактическая работа по сохранению репродуктивного здоровья воспитанников;

  • работа по организации и проведению мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;

  • осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи воспитанникам;

  • организация активных форм досуга;

  • снижение заболеваемости и повышение успеваемости обучающихся.

4. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

  • Основные задачи направления:

  • формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса;

  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий;

  • осуществление психолого-педагогического и медико-физиологического контроля показателей физического и психического здоровья воспитанников.


Методическое обеспечение программы «Кабинет здоровья»:

  1. Создание банка здоровьесберегающих педагогических технологий.

  2. Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов, обучающих программ по вопросам здоровья и здорового образа жизни.

  3. Включение в план методической работы школы мероприятий по проблеме здоровьесбережения.

  4. Пополнение школьной библиотеки пособиями и литературой по вопросам формирования культуры здоровья.

Ожидаемые результаты реализации программы «Кабинет здоровья»:


  1. Создание активной здоровьесберегающей среды в школе, способствующей сохранению здоровья и формированию мотивации участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.

  2. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

  3. Мотивация педагогического коллектива на повышение своего профессионального уровня в овладении и использовании здоровьесберегающих технологий.

  4. Снижение уровня заболеваемости среди детей и подростков.

  5. Создание благоприятного морально-психологического климата в школе, реализация принципов педагогики сотрудничества.

  6. План работы “Кабинета здоровья”

Основные направления работы:

– пропаганда здорового образа жизни;
– повышение уровня санитарно-гигиенической культуры учащихся;
– формирование знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности;
– формирование у воспитанников ценностей молодёжной культуры, направленных на неприятие социально-опасных явлений.

п/п

Мероприятие

Срок исполнения

Ответственный

Ожидаемый результат

Отметка об исполнении

Диагностика, коррекция и развитие учащихся

1

Мониторинг состояния здоровья учащихся

Сентябрь,

май




2

Разучивание комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья

В течение года


Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.



3

Обучение проведению на уроках физкультуры и во время физкультминуток упражнений на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся, упражнений на дыхание и др.

сентябрь - октябрь



Воспитание приоритета здорового образа жизни


  1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса

4

Курс внеурочной деятельности «Школа здоровья». Рабочая программа.

в течение года

зав. кабинетом, учителя нач. классов



5

Оформление буклета «Мы выбираем спорт»

Декабрь

зав. каб. здоровья


Воспитание приоритета здорового образа жизни


6

Проведение выставок, выступление уч-ся по гигиене и предупреждению заболеваний

В течение учебного года

Совет кабинета здоровья

Воспитание приоритета здорового образа жизни


3. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа

7

Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни

Ноябрь-май

библиотекарь зав. кабинетом

Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.


8

Разработка рекомендаций классным руководителям по ведению индивидуального учета физического и психического состояния учащихся

январь

Зам. дир. по ВР

Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.


4. Оздоровительно - профилактическая работа

9

Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся, родителей (лекции, беседы, внеклассные мероприятия)

в течение года

Классные руководители

Воспитание приоритета здорового образа жизни, снижение уровня заболеваемости детей мл. школьного возраста


10

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность «Мы - за здоровый образ жизни

Работа над проектом «Здоровое питание»

В течение года

Ведущие учителя


Воспитание приоритета здорового образа жизни


11

Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению решать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т. д.

В течение года

Классные руководители

Воспитание приоритета здорового образа жизни






12

Помощь в организации физкультурно-оздоровительных спортивных мероприятий

Проведение дней здоровья

В течение года

зав. кабинетом

учителя физкультуры

Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.


      1. 5. Работа по преодолению у учащихся вредных привычек

13

Индивидуальные беседы с детьми «группы риска»

Систематически


кл. руководители

Воспитание приоритета здорового образа жизни


14

Организация индивидуальных консультаций для родителей

В течение

года

Классные руководители

Повышение компетенции родителей в сохранении и укреплении здоровья их детей.


15

Родительский лекторий «Режим дня младших школьников»

Раз в четверть

Зав. каб. здоровья, кл. рук.

Повышение компетенции родителей в сохранении и укреплении здоровья их детей.


План мероприятий по профилактике табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости.

Цель: углубление теоретических знаний учащихся о вреде, который наносит употребление психоактивных веществ, об уменьшении шансов на жизненный успех.

Основные задачи:

  • предупреждение табакокурения, алкогольной, наркотической и других видов зависимостей;

  • формирование представлений о вреде болезненных пристрастий и причинах их возникновения;

  • приобретение знаний о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками;

  • пропаганда здорового образа жизни и повышение уровня культуры здоровья участников педагогического процесса.

Методическое обеспечение:

Теоретический материал подается в виде тематических бесед. Проводятся и практические занятия, в ходе которых используются различные методы обучения и воспитания учащихся:

  • метод дискуссии, позволяющий свободно высказывать свое мнение и требующий умения внимательно слушать выступающих;

  • метод эвристической беседы, позволяющий решать проблемные вопросы и получать новые знания в процессе коллективных обсуждений;

  • игровой метод, стимулирующий мотивацию к сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни;

  • поисковый метод, позволяющий учащимся решать проблемные вопросы и добывать новые знания путем наблюдений и обсуждений; анализировать результаты исследовательского анкетирования.

Содержание мероприятий.

I. Тематика бесед.

1. Здоровье нации и вредные привычки:

– что такое здоровье: общие понятия и определения;
– признаки, сущность, механизмы здоровья;
– компоненты здоровья и их взаимосвязь;
– факторы, формирующие здоровье;
– вредные привычки как факторы риска;
– причины возникновения вредных привычек.

2. Курение и его опасность для организма:

– история употребления табака в России;
– влияние табакокурения на основные функции организма человека;
– пассивное курение, его опасность;
– курение и потомство;
– профилактические мероприятия по борьбе с курением.

3. Алкоголь, его опасность для организма:

– история употребления алкоголя в России;
– мотивы и факторы, обуславливающие употребление алкоголя;
– влияние алкоголя на состояние физиологических систем организма;
– алкоголизм и потомство.

4. Основные виды психоактивных веществ:

– легальные (алкоголь, табак) и нелегальные (наркотики) психоактивные вещества;
– понятие о психостимуляторах;
– психическая и физическая зависимость;
– позиция государства и общества в вопросе профилактики болезненных пристрастий;
– профилактические мероприятия и борьба с наркоманией на различных уровнях.

II. Проведение анкетирования и дискуссий с целью определения уровня осведомленности молодежи о вредных привычках, об употреблении ПАВ и о методах их профилактики:

– дискуссия «Ожидаемая продолжительность жизни в соответствии с образом жизни»;

– анкета «О вреде курения» (изучение отношений учащихся к проблеме табакокурения);
– дискуссия «Мифы о безвредности пива» (анализ уровня осведомленности учащихся о вреде употребления пива; определение склонности учащихся к алкоголизации).

III. Проведение нетрадиционных мероприятий:

  • ролевая познавательная игра «Суд над сигаретой»;

  • оформление стенда «Профилактика вредных привычек»;

  • организация встреч учащихся со специалистами-психологами, наркологами;

  • проведение акции «Наркотикам – нет!» с выпуском плакатов, рисунков, стенгазет, санбюллетеней;

  • диспут «Как не стать рабом наркотиков».

  • Проведение круглых столов, ролевых игр, театрализованных представлений, диспутов способствует раскрепощению воспитанников, учит сдерживать себя, развивать творческую, познавательную активность, воспитывает чувство коллективизма, ответственность и взаимную требовательность.

6