Программа
кружка по математике
«Юный математик»
1 класс
Пояснительная записка
Обучение математике в начальной школе позволяет прочному и сознательному овладению учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой пять линий развития понятий: элементы арифметики, величины и их измерения, логико-математические понятия и отношения, элементы алгебры и геометрии. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 4 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Цель:
Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных
процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями.
Задачи:
Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.
Познакомить со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.
Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.
Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.
Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.
Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.
Предполагаемые результаты:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Литература:
1. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.
2. «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.
3. «Дружим с математикой», Е.Э. Кочурова, рабочая тетрадь для 1,2,3,4 класса, «Вентана-Граф», 2009г.
4. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.
6. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002.
Содержание плана работы кружка «Занимательная математика» 1-4 класс.
1 класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Как люди научились считать. | 1 |
2. | Число и цифра 1. Из истории математики. | 1 |
3. | Число и цифра 2. Задачи в стихах. | 1 |
4. | Число и цифра 3.Графический диктант. | 1 |
5. | Число и цифра 4.Геометрия на палочках. | 1 |
6. | Число и цифра 5.Ребусы. | 1 |
7. | Число и цифра 6. Думай, считай, отгадывай. | 1 |
8. | Число и цифра 7. Магия чисел. | 1 |
9. | Число и цифра 8. Логические задачи. | 1 |
10. | Число и цифра 9.Графическей диктант. | 1 |
11. | Число 10.Магия чисел. | 1 |
12. | Праздник первого десятка. | 1 |
13. | Сравниваем. Слева направо. Справа налево. | 3 |
14. | Как люди научились записывать цифры. | 3 |
15. | Взаимное расположение фигур на плоскости. Графический диктант. | 3 |
16. | Конструируем фигуры. «Танграм» | 5 |
17. | Единица длины. | 5 |
18. | Тренируем память. Графический диктант. | 2 |
19. | Из истории математики. | 2 |
20. | Учимся решать логические задачи. | 5 |
21. | Учимся быть наблюдательными. Графический диктант. | 2 |
22. | Объёмные геометрические фигуры. | 5 |
23. | Симметрия. Ось симметрии. | 3 |
24. | Веселые задачки. Графический диктант. | 5 |
25. | Выпуск математической газеты. | 2 |
26. | Итоговое занятие. | 1 |