СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Уроки нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка реализует духовно - нравственное направление внеурочной деятельности первоклассников, напрвлена на развитие гражданственности и патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Уроки нравственности"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА

«Рассмотрено»

Руководитель кафедры ……………

Мелентьева С. В.

Протокол № … от ………. 2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

МБОУ «СШ № 33» ………………. Немчанинова В. П.

«Принято»


Решением педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2016

«Утверждаю»


Директор МБОУ «СШ № 33»


………………….. Жойкин С. А.


Приказ № …. от ……… 2016 г.











Рабочая учебная программа

начального общего образования

по курсу внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

в 1 Г классе









Составитель

учитель начальных классов

Жеребицкая И. Н.









2016 - 2017 учебный год

I Пояснительная записка

Программа кружка «Уроки нравственности» реализует духовно – нравственное направление внеурочной деятельности.

Нормативно-правовой основой разработки программы кружка «Уроки нравственности» являются:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 237-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый МО и науки РФ. -М., Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников;

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011;

  • Авторская программа Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности»

  • ООП МБОУ «СШ № 33» города Смоленска;

  • Учебный план МБОУ «СШ № 33» на 2016-2017 учебный год.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного об­щества приобрела особое значение. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в млад­шем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и прави­лами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ре­бенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представ­ления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних мо­ральных требований во внутренние.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Воспитание любви и гордости за свою малую и большую Родину.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в се­мье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представи­телями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учрежде­нии, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано выска­зывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

5. Расширить представление о своем крае, воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного по­ведения.

Общая характеристика курса

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание занятий ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, разгадывание ребусов, кроссвордов, использование дидактических и раздаточных материалов, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место курса в учебном плане

Занятия кружка «Уроки нравственности» рассчитаны на возраст детей 7 – 8 лет, проводятся 1 раз в неделю ( 33 часа в год). Продолжительность занятия 40 минут.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь с практическим опытом детей;

  • индивидуальный подход к учащимся;

  • деятельностный подход;

  • личностно-ориентированный подход.

  Данный курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.



II Содержание курса «Уроки нравственности»

Мы – юные граждане России (8 ч)

Знакомство с нашей страной, символами государства (гимн, флаг, герб). Воспитание чувства любви и гордости за свою родину.

Расширение представлений о родном крае. Знакомство с историей родного города, его достопримечательностями. Улицы родного города, знаменитые земляки.

Школьный этикет (5 ч) (понятие об основных правилах поведения в школе).

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. – Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

-воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации,

-оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (7 ч) (взаимоотношения с другими людьми).

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия:

-использовать в речи слова вежливости.

-участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

-высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в

реальной жизни, героев произведений),

-создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),

- описывать сюжетную картинку (серию),

-оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.,

-самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии(5 ч)

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

-проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.

-оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида (3 ч)

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в

практических и жизненных ситуациях.

-оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет (5 ч)

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

-использовать доброжелательный тон в общении.

-оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

III Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные результаты:

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных по­ступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов мо­рального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;

«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложе­ния и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, соб­ственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

•строить сообщения в устной и письменной форме;

•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несуще­ственных признаков.

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, сред­ства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое вы­сказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных пози­ций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель­ности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты:       

формирование системы нравственных ценностей;

формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

формирование интереса к чтению художественной литературы;

развитие познавательной активности;

развитие творческих способностей.

Календарно-тематическое планирование курса

п/п

Тема занятия

Дата

Примечание

1.

Что такое Родина. Моя Россия



2.

Символы государства: герб, гимн, флаг



3.

Моя малая родина



4.

Смоленск-город-герой, город-труженик.



5.

Путешествие по улицам родного города



6.

Достопримечательности города Смоленска



7.

Наши знаменитые земляки



8.

Микрорайон, в котором я живу



9.

Мы пришли на урок



10.

Зачем нужны перемены



11.

Мы в школьной столовой



12.

Дисциплина в школе и в классе



13.

Твоя школа и класс: соблюдение порядка



14.

Зачем нужны вежливые слова



15.

Мои товарищи. Какой я товарищ



16.

Мой учитель



17.

Думай о других



18.

Моя семья



19.

Сопереживание, помощь друзьям



20.

Дал слово - держи его



21.

Что помогает лучше учиться



22.

Как мы трудимся в школе и дома



23.

Каждой вещи свое место



24.

Учусь все делать сам



25.

Взаимопомощь в школе и дома



26.

Основные правила Мойдодыра



27.

Правила личной гигиены



28.

Бережное отношение к своей одежде



29.

Спасибо и пожалуйста



30.

Правила поведения в общественных местах



31.

Бережное отношение к природе



32.

Чему мы научились на занятиях



33.

Резерв



Информационно – методическое обеспечение

1. Асмолов А. Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.

3. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа начального общего образо­вания. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образо­вание). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.

5. Суслов В. Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.

6. Тисленкова И. А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.

7. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.