СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа обучения и развития от1 года до 7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные содержательные линии обучения и развития.

Просмотр содержимого документа
«Программа обучения и развития от1 года до 7 лет»





ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

В ДЕТСКОМ САДУ





( под ред. М.А.Васильевой , В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой,

издание 4)





ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 года ДО 7 ЛЕТ











Зрительное восприятие цвета (норма)

От 1г. - 1,6

от1,6 г.- 2г.

2-3г (1-я младш)

3-4 (2-я младш)

4-5 (сред)

5-6 (старш)

6-7 ( подг)

Учить понимать слова:





Красный, синий

Продолжать учить понимать слова, обозначающие признаки предметов:


Красный, синий



Новые:


Желтый зеленый




Различать:






Красный, синий, желтый, зеленый.


Новые:


Белый, черный

Закреплять:






Кр,Син,Зел, Жел, Бел, Чёрн.


Новые: оттенки


Розовый, голубой, серый

Закреплять:






Кр,Син,Зел, Жел, Бел, Чёрн.

Роз, голуб, серый.

Новые:


Коричневый, оранжевый, светло-зелёный

Закреплять: все изученные ранее цвета и оттенки







Новые:


Фиолетовый,

темно-зелёный, сиреневый

Закреплять: все цвета и оттенки.








Новое:

Подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка: желто-зеленый, серо-голубой или уподобленных природным: малиновый, персиковый.



















Зрительное восприятие формы (норма)

От 1г. - 1,6

от1,6 г.- 2г.

2-3г (1-я младш)

3-4 (2-я младш)

4-5 (сред)

5-6 (старш)

6-7 ( подг)

Геометрические тела

Учить понимать слова:




Кубик, кирпичик

Продолжать учить понимать слова, обозначающие геометрические тела:

Призма- крыша,

Подбирать крышки к коробочкам: круглые, квадратные

Различать предметы по форме и называть их:


Кубик (куб), кирпичик, шар, крыша.

Закреплять:





Кубик (куб), кирпичик, шар, крыша.

Развивать представления о шаре, кубе и цилиндре, выделяя особые признаки: углы (куб), устойчивость (куб, цилиндр), подвижность (шар, цилиндр)

Закреплять: представления о шаре, кубе и цилиндре, выделяя особые признаки: углы (куб), устойчивость (куб, цилиндр), подвижность (шар, цилиндр)

Различать и называть тела: шар, куб, цилиндр.

Геометрические фигуры

Соотносить:

круг, квадрат, треугольник, накладывая их на базовую поверхность (Доска Сегена)

Соотносить:

круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с отверстиями дид. Коробки.

Закреплять соотнесение фигур.

Познакомить с геом. фигур, круг, квадрат, треугольник,





Учить:


Обследовать геом. фигуру, используя зрения и осязание.

Развивать представления о круге, квадрате, треугольнике,

Знать их характерные отличия.


Новое:


Прямоугольник, сравнение с кругом, квадратом, треугольником, различать его элементы углы, стороны.








Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами (в окружающем)








Новое:


Овал, сравнение с кругом и прямоугольником.

Дать представление о четырехугольнике, квадрат и прямоугольник разновидность четырехугольника.





Анализировать и сравнивать предметы по форме.






В ближайшем окружении находить предметы одинаковой и разной формы (книга, картина, одеяло- прямоугольные)








Новое


Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника и т. д.)

о прямой линии и отрезке прямой, уточнять знания об элементах фигур: углы, вершины, стороны.



Классифицировать, группировать по цвету, форме и размеру.





Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения.




Моделировать геом. фигуры (из маленьких квадратов один большой прямоугольник).


Конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств.























Ориентировка в пространстве (из раздела «Формирование элементарных математических представлений»)

От 1г. - 1,6

от1,6 г.- 2г.

2-3г (1-я младш)

3-4 (2-я младш)

4-5 (сред)

5-6 (старш)

6-7 ( подг)


Учить понимать: сейчас,

Учить понимать: сейчас, близко, далеко.




Накапливать опыт практического освоения окружающего пространства (помещения дет, сада и уч-ка)

Учить понимать: сейчас, близко, далеко, высоко, низко



Ориентироваться в расположении частей тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: справа-слева, вверху- внизу, впереди- сзади, предлоги: над, под, на.



Различать верхнюю нижнюю полоски.


Различать правую и левую руки.

Познакомить с пространственными отношениями: далеко-близко.



Развивать умение определять направление от себя и двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз)










Обозначать словами положение предметов по отношению к себе: передо мной стол, справа от меня- дверь.









Определять свое место нахождение среди окружающих предметов (я стою между ( за, позади, перед, около) Юрой и Олей.)

Обозначать взаимное расположение предметов: « Спра-ва от куклы заяц»












Ориентировка на листе бумаги: справа-слева, вверху-внизу, в середине, в углу.


































Учить ориентироваться на ограниченной территории: лист бумаги, страница тетради и книги, учебная доска. Располагать предметы и их изображения в указанном направлении: вверху, ниже, правее, в левом верхнем углу и т.д.


Познакомить с планом, схемой, картой.

Развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами

в виде рисунка, плана, схемы.


РАЗРЕЗНАЯ КАРТИНКА







Составлять разрезную картинку из 2 частей.

Составлять целое из 4 частей. (Картинка, кубики)

Учить собирать картинку мз 4-6 частей.

Составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы)





Ориентировка во времени (из раздела «Формирование элементарных математических представлений»)

От 1г. - 1,6

от1,6 г.- 2г.

2-3г (1-я младш)

3-4 (2-я младш)

4-5 (сред)

5-6 (старш)

6-7 ( подг)




Дать представление детям о частях суток: день-ночь, утро-вечер (противопоставления).

Расширять представления о частях суток, их характерных особенностях и последовательности: утро-день-вечер-ночь.









Объяснять значение слов: вчера, сегодня, завтра.

Знать, что утро-день-вечер-ночь- СУТКИ.



Знать последовательность частей суток.


На конкретных примерах устанавливать последовательность событий: что было раньше, позже.


Определять день недели: сегодня, вчера был, завтра будет и наоборот: был вчера, будет завтра.

Называть текущий день недели.



























Дать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Знать: название текущего месяца года, последовательность всех дней недели и времен года.


Определять временные отношения (день-неделя-месяц)

Учить определять: время по часам с точностью до одного часа.




























Величина (из раздела «Формирование элементарных математических представлений)

От 1г. - 1,6

от1,6 г.- 2г.

2-3г (1-я младш)

3-4 (2-я младш)

4-5 (сред)

5-6 (старш)

6-7 ( подг)

Учить понимать термины: большой- маленький.







Нанизывать на стержень 2- 3 кольца одинакового размера.


Собирать с помощью взрослого в определённой последовательности пирамиду на конусной основе из 2-3 колпачков разных

размеров

Учить понимать термины: большой- маленький.


Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи: большой и маленький.






Собирать пирамиду из

4 колец двух контрастных размеров.



Собирать с помощью

взрослого пирамиду из 4-5 колец от большого к маленькому.


Собирать пирамиду из 5-8 колец разной величины.


Собирать пирамиду из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определённой последовательности 2-3 цвета.





Открывать и закрывать одноместную матрёшку.

Собирать двухместные дидактические игрушки.



Собирать матрёшку от 3-5 вкладышей.





Вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать.










Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении соизмерять предметы по заданному признаку: величине,

длине,

ширине,

высоте,

величине в целом пользуясь приемами наложения и приложения.

-обозначать результат: длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине и т. д.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте и толщине) путем наложения и приложения.

-обозначать результат: длиннее – короче, одинаковые (равные) по длине и т. д.

сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте и толщине) опосредованно с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов


Различать величины: длину (ширину, высоту) новое:

Объем, (вместимость)

Массу (вес предметов) и способы их измерения





Соизмерять предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой)


Учить измерять длину, ширину, высоту (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

Учить измерять объем жидких и сыпучих в-в с помощью условной меры.

Дать представления о весе предметов, способах измерения путем взвешивания на ладонях (тяжелее -легче) познакомить с весами.





Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины и т.д.; располагать их в определенной последовательности- в порядке нарастания или убывания величины (самая высокая- пониже- ещё ниже- самая низкая)

Устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины, толщины); располагать их в определенной последовательности- в порядке нарастания или убывания величины

-отражать в речи порядок расположения и соотношения между ними по размеру: (Розовая лента самая широкая, фиолетовая немного уже, красная еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных. Она самая узкая)







Развивать глазомер


.





ОБОБЩАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ

От 1г. - 1,6

от1,6 г.- 2г.

2-3г (1-я младш)

3-4 (2-я младш)

4-5 (сред)

5-6 (старш)

6-7 ( подг)

Учить по слову взрослого находить и показывать в естественных условиях и на картине

-игрушки

-предметы одежды

-посуды

Продолжать расширять и обогащать словарный запас существительными, обозначающими

-игрушки

-одежду

-посуду

-обувь

К концу года различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, обуви.












Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, предметы домашнего обихода; уточнять назначения и названия предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели.

Знакомить с миром предметов необходимых для разных видов деятельности (труда, рисования, игры)




Продолжать расширять и обогащать словарный запас существительными, обозначающими

животный мир (голубь, ворона, котенок, божья коровка) и














Уточнять представления и наблюдать за домашними животными (кошка с котятами…) Знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыплятами) и птицами на участками детского сада: ворона, воробей.

Различать и называть заяц, медведь, лиса. Формировать умение выделять их характерные особенности (у зайца длинные уши). В аквариуме наблюдать рыбок.


Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами. Дать первоначальные представления о диких животных (живут в лесу). Расширять представления об аквариумных рыбках. Учить узнавать по внешнему виду лягушку (земноводные), показать насекомых (бабочка, жук).


Расширять представления о домашних и диких. Закреплять знания о земноводных, учить называть пресмыкающихся (ящерица, черепаха). Закрепить представления о насекомых (Божья коровка, бабочка, муравьи).

Расширять представления о жизни диких животных в природных условиях


Продолжать знакомить с дикими животными и их поведением.

Формировать представления о зимующих и перелетных птицах.

Систематизировать представления о домашних животных.

Расширять представления о домашних птицах, об обитателях уголка природы (рыбы, птицы)


Расширять представления о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные и др.

Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных

Закреплять знания о животных обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране и других странах.



Растительный мир (мак)



Уточнять представления о растительном мире: трава, деревья, учить рассматривать комнатные растения. Учить различать по внешнему виду и вкусу наиболее распространённые в своей местности овощи и фрукты.


Формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края. Познакомить с названиями комнатных растений, учить различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи и фрукты.


Продолжать учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды.


Расширять и уточнять представления о растениях леса, луга, сада.


Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, растительности леса, луга, поля, сада. Различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.






Транспортные средства


Различать и называть некоторые виды транспорта.


Продолжать знакомить с видами транспорта, их функциями и назначением.


Расширять знания об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд, самолет, теплоход)


Различать и называть виды транспорта.


Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном.






Знакомить с трудом работников дошкольного учреждения (мед, сестра, повар, воспитатель, музыкальный руководитель)



Познакомить с понятием: профессия (шофер, почтальон, продавец, врач, воспитатель). Формировать интерес к профессиям родителей.



Расширять представления о людях разных профессий (строители, работники с/х, транспорта, связи, швейной промышленности, врача, художника, композитор, писатель, актер)



Формировать интерес к людям новых профессий: менеджер, рекламный агент, фермер, художник- дизайнер.





Учить понимать обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, животные, птицы и др.


Учить употреблять существительные с обобщающим значением.










Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей (кофемолка, миксер, мясорубка, овощерезка), создающих комфорт ( бра, вентилятор).


Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (калькулятор, компьютер, робот, станок).

































Игры – занятия со строительным материалом.

От 1г. - 1,6

от1,6 г.- 2г.

2-3г (1-я младш)

3-4 (2-я младш)

4-5 (сред)

5-6 (старш)

6-7 ( подг)


Знакомить с формами, опредмечивая их: кубик, кирпичик, призма= крыша.


Продолжать знакомить с некоторыми формами, опредмечивая их: кубик, кирпичик, призма, цилиндр = столбик, труба.


Продолжать знакомить с некоторыми формами: кубик, кирпичик, трёхгранная призма, цилиндр, пластина.


Называть и различать: кубик, кирпичик, трёхгранная призма, цилиндр, пластина.


Называть и различать: кубик, кирпичик, трёхгранная призма, цилиндр, пластина, брусок.


Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами.



Учить способам конструирования: прикладывание, накладывание


Учить сооружать постройки; используя ранее полученные умения (прикладывание, накладывание)

Учить анализировать образец постройки, выделять основные части, устанавливать расположение частей относительно друг друга.

Помогать анализировать сделанные воспитателем постройки, выделять части, определять их пространственное расположение на основе анализа, находить конструктивные решения и планировать этапы создания собственной постройки.

Видеть конструкцию предмета и анализировать её с учетом практического назначения.


Обыгрывать постройки «дом с забором» совместно со взрослыми, использовать для игр сюжетные игрушки

Разворачивать игру вокруг собственной постройки

Обыгрывать постройки объединяя их по сюжету: дорожки и дома- улица; стол, стул, диван- мебель.








Изменять постройки двумя способами: изменяя детали или надстраивая в высоту и длину.


Изменять самостоятельно постройки (по высоте, длине, ширине) соблюдая заданный принцип конструкции (построй такой же домик, но высокий)




Формировать умение пользоваться знакомыми формами при сооружении собственных построек.

Учить сооружать постройки по образцу.

Сооружать постройки по собственному замыслу.

Сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек

Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал

Создавать модели из пластмассового деревянных конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

































Формирование элементарных математических представлений: количество и счёт.

От 1г. - 1,6

1,6 г.- 2г.

2-3г (1-я младш)

3-4 (2-я младш)

4-5 (сред)

5-6 (старш)

6-7 ( подг)





Формировать группы однородных предметов


Составлять группу из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы


Дать представления: множество может состоять из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы)





Понимать «один» и «много»


Различать количество предметов «много-один», «один-много», «много-мало», «мало-много».


Различать «Много- один», «по одному, ни одного».


Находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Понимать вопрос:

«Сколько?».


Различать «Много- один», «по одному, ни одного».


Находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Понимать вопрос:

«Сколько?».







Сравнивать: две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления предметов:

- приемом последовательного наложения;

-приемом приложения одной группы к предметам другой.


Понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»


Пример ответа: «Кружков больше, а грибов меньше»; «Кружков столько же, сколько грибов»


Сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).












Пример ответа:

«Здесь много кружков, одни -красного цвета, другие- синего; красных больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «их поровну»








Учить считать до пяти пользуясь правильными приемами счета:

- называть числительные по порядку;

- Соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы;

- относить последнее числительное ко всем пересчитываемым предметам (итог).


Учить считать до десяти.

Знакомить с образованием каждого числа, в пределах (5-10) на наглядной основе.








Сравнивать две группы, именуемые числами1-2 ,2-2, 2-3 ,3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5.

Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.

Пример ответа: «Здесь 1,2 зайчика, а здесь 1,2,3 ёлочки. Ёлочек больше, чем зайчиков. 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3.»


Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения множеств, устанавливать какое число больше, меньше другого.






Закреплять понимание отношений м \ д числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1).















Учить уравнивать неравные группы двумя способами:

-добавляя к меньшей группе один недостающий предмет,

- убирая из большей группы один лишний предмет. Ответы: «К 2 зайчикам добавим 1 зайчика, стало 3 зайчика, и ёлочек тоже 3. Ёлочек и зайчиков поровну- 3 и 3»


Уравнивать двумя способами (добавления, удаление единицы) неравные группы предметов.


Пример: 7 меньше 8, если к 7 добавить 1 предмет, будет 8, поровну.








-Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5, (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика)

Отсчитывать из большего количества по образцу и заданному числу в пределах 10.






-Считать предметы на ощупь, считать звуки, движения в пределах 5.

Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений, по образцу и заданному числу в пределах 10.







- На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов, когда группы расположены на расстоянии, отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.


Уточнять понимание независимости числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа на лево, с любого предмета)


Познакомить с порядковым счетом в пределах 10; различать вопросы: «Сколько?» «Который?», «Какой»? и правильно отвечать на них.



Познакомить с количественным составом числа в пределах 5 на конкретном материале:5=1+1+1+1+1




















Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;20. Показать, как образуются числа второго десятка.


Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц





Познакомить с цифрами от 0 до 9 и соотносить цифру и количество.


Учить называть

числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее к названному) определять пропущенное число.











Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи в одно действие на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка) 5-1(2)=4(3)


Пользоваться цифрами и знаками +,-, =

























Возрастные особенности психического развития детей.



От 1г. - 1,6

от1,6 г.- 2г.

2-3г (1-я младш)

3-4 (2-я младш)

4-5 (сред)

5-6 (старш)

6-7 ( подг)




На 3- м году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная

деятельность, ситуативно – деловое общение ребёнка и взрослого, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, мышление наглядно-действенное. Предметная деятельность: развиваются соотносящие и орудийные действия. Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование Игра носит процессуальный характер, главное в ней- действия. В середине 3-го года жизни появляются действия с предметами- заместителями. Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-х – 3-х предметов по форме, величине, цвету; различать мелодии, петь. Совершенствуется фонематический слух.

Основной формой мышления становится наглядно- действенная.

Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. У него формируется образ «Я»


В возрасте 3, 4 лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга.

Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность. Основным содержанием являются действия с игрушками-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Игра с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами.

Игры с правилами только начинают формироваться.

Развиваются память и мышление

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Начинает развиваться воображение.

Продолжает развиваться половая идентификация, что проявляется в выборе сюжетов и игрушек.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.


Дети шестого года жизни могут распределять роли до начала игры и строят своё поведение,

придерживаясь роли.

Развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования, рисунки приобретают сюжетный характер.

Продолжает развиваться образное мышление, кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного внимания к произвольному.

В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации: свадьбу, рождение ребёнка, болезни и т.д.

У детей продолжает развиваться восприятие однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько признаков.

Развивается образное мышление.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжать развивать воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой (появляется жизненный опыт)

Продолжает развиваться внимание, оно становиться произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 мин.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет в дальнейшем успешно учиться в школе.