СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по волейболу.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по волейболу , расчитанная на 3 года обучения для школьников. Рекомендована для секций и кружков по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа по волейболу.»

Пояснительная записка.


Волейбол - спортивная игра, отличающаяся динамической скоростно-силовой работой переменной мощности. Деятельность волейболиста характеризуется сменой игровых ситуаций, а физические нагрузки во время игры протекают с переменной интенсивностью, что даёт возможность детям успешно обладать игровыми приёмами. Многообразие движений при игре в волейбол является эффективным средством для устранения недостатков в физическом развитии детей и способствует повышению их деятельной активности. Занятия волейболом вырабатывает такие ценные качества, как силу, ловкость, быстроту и выносливость. Все движения, применяемые в волейболе, носят естественный характер.

Общеразвивающая программа «Юниор» является модифицированной, за основу взято методическое пособие Портнова Ю.М. программа дисциплины «Теория и методика волейбола»

Программа развивает двигательную активность, быстроту, точность, выносливость, ловкость у учащихся, основывается на тех знаниях, которые учащиеся получают на школьных уроках физкультуры и направлена на общее развитие детей и формирование умения играть в волейбол на любительском уровне, что позволяет привлечь к занятиям широкий круг учащихся. Имеет свои цели и задачи.

Цели: привитие учащимся прочного интереса к волейболу, к систематическим занятиям спортом. Совершенствование техники и тактики в волейбол.

Задачи:

- изучить правила игры, приобрести навыки судейства соревнований;

- укрепить здоровье, повысить физическое развитие, работоспособность учащихся;

- совершенствовать технические приёмы;

- разучивать и совершенствовать индивидуальные тактические действия;

- разучивать групповые и командные действия.

- проводить соревнования между командами внутри групп, товарищеские встречи.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий, методов и приёмов обучения.

Активные:

  • развивающее обучение;

  • информационно- коммуникативные;

  • личностно-ориентированное;

  • игровые;

  • здоровьесберегающие.

  • технология дифференцированного обучения;

  • технология разноуровневого обучения

Пассивные:

словесный метод: приемы - беседа, лекция, рассказ;

• консультация педагога.

Актуальность программы состоит в том, что особое внимание уделяется укреплению здоровья и закаливанию, всесторонней физической подготовке, развитию координации движении, быстроты, ловкости, гибкости, овладению основами техники игры в волейбол учащихся. Учащиеся учебной группы активно участвует в товарищеских и контрольных играх, турнирах, матчах, соревнованиях

Программа «Юниор» предполагает привлечение максимально возможного количества учащихся к систематическим занятиям, утверждения здорового образа жизни, всестороннего развития физических способностей и овладение основами волейбола. В объединение принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, предназначена для учащихся 11-17 лет. Сроки реализации программы – 3 года, уровень освоения – базовый. Количество часов в год 144 ч. Форма обучения – очная. Форма проведения занятий: теоретическое, практическое, комбинированное, соревновательное. Состав группы разновозрастной, постоянный. В группу зачисляются дети по принципу добровольности, желающие заниматься волейболом. Наполняемость одной группы: 15 учащихся. Группы комплектуются в начале учебного года.

Занятия проводятся с учащимися 2 раза в неделю по 2 часа 144часа в год в спортивном зале МБОУ «Школа № 9» общей площадью 220 кв.м.

Набор детей свободный по заявлению от родителей. Необходимым условием организации занятий с данной возрастной категорией детей, является их психологическая комфортность, обеспечивающая эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния. Таким образом, работа с младшими школьниками по данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:

- создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности); - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности); - обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса);

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности); - обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

В этом возрасте детский организм обладает способностью быстро настраиваться на предстоящую работу, что связано с большой подвижностью нервных процессов, усиленно развивается память, внимание, воля, быстрота мышления, запоминание сложных движений и улучшается их качество. В этот период у детей происходит становление центрального и периферического зрения, увеличение роста и силы мышц. Кисти рук приобретают необходимую для волейболиста прочность и упругость, улучшается координация и выполнение игровых приёмов. Поэтому в программе больше времени уделено на общую физическую и специальную техническую подготовку. Нагрузки на занятиях непродолжительные и чередуются с активным отдыхом. Применяются подвижные игры с элементами волейбола, упражнения, имитирующие игровые приёмы (или близкие к ним), учебные игры по упрощённым правилам, соревнования с выполнением отдельных игровых ситуаций.

Для повышения плотности занятий и эффективного освоения технических приёмов проводится индивидуальная работа с мячом, упражнения в парах, в тройках. Разучивание игрового приёма начинают с имитации, затем с целью закрепления техники многократно повторяется упражнение.

Ожидаемые результаты.


учащиеся 1- го года обучения должны знать:

- правила техники безопасности на занятиях.

- правила игры в волейбол.

- терминологию избранной игры;

уметь:

- основу технических приёмов и тактических действий;

- играть в волейбол, применяя изученные приёмы;

-принимать участие в соревнованиях среди школьных команд;

учащиеся 2- го года обучения должны знать:

- правила техники безопасности на занятиях.

- правила игры в волейбол и уметь применять их на практике.

уметь:

- уметь проводить соревнования;

- уметь подчинить свои интересы интересам команды;

- уметь оказать первую медицинскую помощь:

- владеть техническими приёмами и тактическими действиями в игровой обстановке;

учащиеся 3- го года обучения должны знать:

- контр - атакующие приемы в волейболе;

- этикет игры в волейбол.

уметь:

- уметь использовать психологическую и волевую подготовку;

- на хорошем уровне владеть техническими приёмами и тактическими действиями в игровой обстановке;

- уметь судить и проводить соревнования.

Контроль и подведение итогов реализации программы осуществляются посредствам промежуточной (декабрь) и итоговой (апрель-май) аттестации.

Формы проведения аттестации – тестирование, соревнования.

При оценке результатов освоения программы выделяются разные уровни усвоения материала:

1. Высокий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 90-100% заданий, предложенные в промежуточной и итоговой аттестации без ошибок, набравший 5-6 баллов по диагностической карте мониторинга.

2. Средний уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 60% итоговых заданий, набравший 4 - 3 балла по диагностической карте мониторинга.

3. Низкий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 40% итоговых заданий, набравший 1-2 балла по диагностической карте мониторинга.

В объединении созданы благоприятные условия для качественного проведения занятий. Имеются: материально – технические условия спортивное снаряжение: волейбольная сетка, жгуты и экспандеры, секундомер, гимнастические скамейки, волейбольные и набивные мячи, а так же методическое обеспечение: демонстрационный дидактический материал, видео-пособия, интернет-источники.


Учебно-тематический план

1-й год обучения.

№№

п/п

Наименование раздела

          1. Количество часов

Форма аттестации, контроля

всего

теория

практика

I.

Ведение. Инструктаж по ТБ.

2

2

-


2

Правила дорожного движения

8

4

4

Игра, викторина, опрос

3.

Общая и специальная физическая подготовка

36

4

32

Эстафета «Сильные и ловкие»

4

Основные правила игры в волейбол.

12

6

6

Игра, зачёт

5.

Техническая подготовка

38

4

34


6.

Тактическая подготовка

32

4

28

Тестирование

7.

Контрольные игры.

14

2

12

Соревнования

8.

Итоговое занятие

2

1

1



Итого:

144

17

127



Содержание программы 1-го года обучения.


Тема 1: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Правила дорожного движения.

Причины дорожно-транспортных происшествий. Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Причины травматизма на дорогах и в транспорте.

Практика: Составление схемы движения к МОУ «Средняя школа №9».

Изучение дорожных знаков, которые регулируют движение пешехода на дороге.

Сигналы светофора, которыми должен руководствоваться пешеход.

Тема 3. Общая и специальная физическая подготовка.

Организация и проведение занятий, оборудование и инвентарь. Влияние физических упражнений на организм человека; Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение травм и оказание первой помощи. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

Практика: Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями

Специальные легкоатлетические упражнения: бег на короткие дистанции (10-20м); старты с места из различных исходных положений; ускорения на 3-10м; бег на 100-300м; прыжки с места и с разбега в длину и в высоту; метание мячей (малых и набивных на дальность); бег с преодолением препятствий; эстафетный бег. Специальные гимнастические упражнения: кувырки, перевороты, стойки; упражнения на координацию движений, упражнения на формирование осанки; лазание по канату, лестнице; прыжки через препятствия; упражнения на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях, гимнастической стенке, коне); упражнения с предметами (палками, скакалками, гантелями).

Тема 4. Основы правил игры в гандбол.

Теория. Основные правила игры. Размеры площадки. Разметка площадки. Высота сетки. Состав команды. Жесты судей. Нарушения правил игры Ввод мяча в игру.

Практика. Двусторонняя игра по упрощенным правилам.

Тема 5. Техническая подготовка волейболистов.

Стойка и перемещения волейболиста, техника передачи, техника подачи, техника нападающего удара.

Практика: Стойка волейболиста, перемещения, шаги, скачок, бег, падения. Падение на бедро, падение с перекатом на груди, прыжки. Подачи: нижняя прямая подача, нижняя боковая подача, верхняя прямая подача, верхняя боковая подача, подачи с вращением мяча, подачи без вращения мяча. Передачи: верхняя передача, нижняя передача. Нападающие удары: прямой нападающий удар, боковой нападающий удар. Блокирование. Соревнование в передачах (подготовительная игра в волейбол), Две команды занимающихся располагаются по зонам площадок, как при игре в волейбол. Мяч вводится в игру передачей игрока зоны 6 одной из команд и разыгрывается на три касания. Команда, выигравшая право на передачу, меняется зонами площадки, хороший эффект данное упражнение оказывает при наличии нескольких уменьшенных площадок с составом команд 4x4. Близкие к сетке мячи можно передавать через сетку в прыжке или отбивать кулаком.

Тема 6.Тактическая подготовка волейболистов.

Индивидуальные тактические действия, групповые тактические действия, командные тактические действия

Практика: Индивидуальные тактические действия: подача на «слабых», затруднение или срыв готовящейся противником комбинации, применение разнообразных подач. Групповые тактические действия: Тактика передач для нападающего удара или обмана, простые передачи, передачи со сменой мест, передачи с первой подачи, передачи в прыжке с отвлекающими действиями.

Командные тактические действия: выход (предположение) для выполнения нападающего удара, страховка игрока (свободная страховка постоянным игроком, страховка с сочетании с самостраховкой), выполняющего удар, или последовательные действия в том и другом плане. Блокирование: одиночное или групповое (двойное, тройное). Расположение игроков при двойном блоке: углом вперёд, углом назад.

Тема 7. Контрольные игры.

Правила игры. Жесты судей. Разбор проведённых игр.

Практика: Соревнования: официальные (календарные) соревнования и товарищеские встречи.

Тема 8. Итоговое занятие

Подведение итогов первого года обучения объединения. Тестирование.

Практика: Челночный бег, прыжки в высоту, длину, подтягивание, отжимание, тройной прыжок с места.


Учебно-тематический план

2-й год обучения.


п/п

Наименование раздела

          1. Количество часов
          1. Форма аттестации, контроля

всего

теория

практика

1.

Ведение. Инструктаж по ТБ.

2

2

-


2.

Правила дорожного движения

8

4

4

Конкурс «Азбука дороги», тестирование

3

Правила игры в волейбол

2

1

1

Тестирование

4

Общая и специальная физическая подготовка

46

4

42

Мини-турнир

5.

Техническая подготовка

38

4

34

Зачёты.

6.

Тактическая подготовка

32

4

28

Соревнования

7.

Контрольные игры и соревнования

14

2

12

Турниры

8.

Итоговое занятие

2

1

1



Итого:

144

17

127



Содержание программы 2-го года обучения.


Тема 1: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Цель и задачи 2-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Правила дорожного движения.

Причины дорожно-транспортных происшествий. Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Причины травматизма на дорогах и в транспорте.

Практика: Составление схемы движения к МБОУ «Школа №9».

Изучение дорожных знаков, которые регулируют движение пешехода на дороге. Сигналы светофора, которыми должен руководствоваться пешеход.

Тема 3: Правила игры в волейбол.

Теория: Знание правил игры.

Практика: Двусторонняя игра по правилам.

Тема 4. Общая и специальная физическая подготовка.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Техника безопасности при занятиях в секции волейбола, предупреждение травматизма.

Практика: Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями и сопротивлением партнёра.

Специальные легкоатлетические упражнения: бег на короткие дистанции (10-20м); старты с места из различных исходных положений; ускорения на 3-10м; бег на 100-300м; прыжки с места и с разбега в длину и в высоту; метание мячей (малых и набивных на дальность); бег с преодолением препятствий; эстафетный бег. Специальные гимнастические упражнения: кувырки, перевороты, стойки, упражнения на координацию движений, упражнения на формирование осанки, лазание по канату, лестнице, прыжки через препятствия, упражнения на гимнастических снарядах (перекладине, брусьях, гимнастической стенке, коне); упражнения с предметами (палками, скакалками, гантелями).

Тема 5. Техническая подготовка волейболистов.

Действия с мячом и без мяча. Техника передач и подач. Техника нападающего удара.

Практика: Техника защиты. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Падение при приёме мяча снизу и сверху. Одинарный, двойной, тройной блоки.Действия с мячом. Приём мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах №6, 1, 5 и первая передача в зонах № 3,2. Блокирование (1,2,3 блоки)

Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Имитация нападения со второй линии, взлёты, прострелы с зон (1-6). Действия с мячом. Специальные упражнения при передаче мяча сверху, снизу в движении и на месте. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости от неё. Подача мяча: верхняя прямая подача с места и в прыжке (на точность и на силу). Нападающий удар со второй линии, короткий , взлёт, прострел, метр, обычный.

Тема 6. Тактическая подготовка волейболистов.

Индивидуальные, групповые и командные действия.

Практика: Тактика защиты. Система игры, комбинации. Индивидуальные, групповые и командные действия. Игра в обороне, на подстраховке, в атаке и на блоке. Тактика нападения. Нападающий удар из всех зон. Зонная оборона. Силовая подача с прыжка сверху. Индивидуальные, групповые и командные действия. Система игры.

Тема 7.Соревнования.

Правила соревнований, их организация и проведение.Судейство соревнований.

Практика: Участие в товарищеских играх. Зональные, кубковые соревнования. Контрольные игры. Посещение игр высшей лиги России.

Тема 8. Итоговое занятие

Подведение итогов второго года обучения объединения. Тестирование.

Практика: Подтягивание, отжимание, тройной прыжок с места, метание набивного мяча, технические приёмы.

Учебно-тематический план

3-й год обучения.


п/п

Наименование раздела

          1. Количество часов
          1. Форма аттестации,

Контроля.

всего

теория

практика

1.

Ведение. Инструктаж по ТБ.

2

2

-


2.

Правила дорожного движения

8

4

4

Викторина «Зеленый, желтый, красный»

3

Судейство в игре по упрощенным правилам.

20

4

16

Конкурс «Юный судья»

3

Общая и специальная физическая подготовка

28

4

24

Тесты.

4.

Техническая подготовка

38

4

34

Конкурс «Самый техничный»

5.

Тактическая подготовка

32

4

28

Соревнования

6.

Соревнования

14

2

12

Мини-чемпионат.

7.

Итоговое занятие

2

1

1



Итого:

144

17

127




Содержание программы 3-го года обучения.


Тема 1: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Цель и задачи 3-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Правила дорожного движения.

Дорожные знаки: дорога, транспорт, пешеход. «Путь твоей безопасности». «Осторожно пешеход». «Твоя дорога в школу». К чему приводит катание на сцепном устройстве.

Практика: Игра « Перекресток».

Тема 3: Судейство в игре по упрощенным правилам.

Теория: Организация и проведение судейства по упрощенным правилам.

Практика: Судейство двусторонней игры по упрощенным правилам.

Тема 4. Общая и специальная физическая подготовка.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Техника безопасности при занятиях в секции волейбола, предупреждение травматизма.

Практика: Общеразвивающие упражнения. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Стоя у стены одновременное и попеременное отталкивание ладонями и пальцами рук. В упоре лежа сгибание и выпрямление рук. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. В парах сгибание и выпрямление рук с сопротивлением партнера. Передвижение на руках, ноги удерживает партнер за голеностопные суставы. Ведение баскетбольного мяча, броски баскетбольного (футбольного) мяча в стену двумя руками от груди, попеременно левой, правой. Упор лежа. Одновременное отталкивание руками и ногами вверх. То же, но с хлопком в ладони. Броски набивного мяча из различных исходных положений: от груди, из-за головы, снизу - сбоку, за голову. Броски набивного мяча в зонах 6 - 3 - 4 (2) с последующей сменой мест против часовой стрелки. По мере развития силы рук упражнения 4, 5, 7 выполняются в упоре лежа на пальцах. Подготовительные упражнения.

Толчки набивного мяча вперед-вверх из исходного положения вверху над лицом.

Толчок выполняется последовательным разгибанием ног и рук. Упражнение может выполняться как индивидуально (в стену), так и с партнером. Первоначально расстояние до стены 1 м, до партнера - 2 м. При ловле мяча руки напряжены и не опускаются ниже уровня головы. Скорость полета мяча погашается в основном за счет сгибания ног в коленях и упругого взаимодействия кистей рук. То же, но с изменением расстояния, траектории и направления. Задача партнера заключается в том, чтобы своевременно переместиться к мячу и поймать его вверху над лицом. То же, но в ответ на зрительные сигналы партнера. Например, левая рука в сторону - толчок влево, правая рука в сторону - толчок вправо; рука вверх - толчок по высокой траектории; отсутствие сигнала - толчок над собой и так далее. В тройках. Средний выполняет толчок за голову. Толчки двумя руками набивного мяча вперед-вверх в прыжке. Передачи набивного мяча на расстояние 20-30 см. Упражнение выполняется индивидуально над собой или в стену. Умение выполнять передачу набивного мяча является показателем достаточного уровня развития специальных физических качеств кистей и пальцев рук. Передачи баскетбольного (футбольного) мяча на расстояние 1 м.

Тема 5. Техническая подготовка.

Упражнения по технической подготовке.

Практика:

-Упражнения по технике в парах. Передачи между партнерами на расстоянии 3 м по средней траектории. Передачи над собой - передачи партнеру. Высота передач над собой 1-1,5 м. Передачи через сетку. Расстояние между партнерами 2-3 м. -Передачи с изменениями расстояния, траектории и направления. Передачи между встречными колоннами. Расстояние между направляющими в колоннах 2- 3 м. После передачи занимающийся становится в конец своей колонны. То же, но после передачи занимающийся переходит во встречную колонну. «Точно водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих. Перемещаясь приставными шагами, необходимо остановиться и точно передать (возвратить передачей) мяч водящему.

-Передачи в сочетании с умением вести наблюдение: передача над собой в движении, ориентируясь по линиям площадки; передача партнеру, меняющему место расположения; передача в ответ на действия партнера: на присед - передача над собой, на движение правой руки в сторону - передача вправо, поднимание руки вверх - передача по высокой траектории и так далее. Передачи назад за голову. Учащиеся располагаются в тройках на одной линии на расстоянии 2-3 м. Крайний передает мяч среднему, который, в свою очередь, передает его за голову, после чего поворачивается лицом для получения мяча и снова передает его крайнему за голову. По сигналу тренера средние меняются.

-Передачи назад за голову в парах. После передачи над собой на высоту 1-1,5 м учащийся поворачивается на 180° и выполняет передачу, стоя спиной к партнеру. «Мяч в воздухе». Занимающиеся в двух колоннах по 4-5 человек (команда) располагаются по обе стороны сетки на расстоянии 2 м, Передача выполняется через сетку стоящему впереди колонны. После передачи игрок становится в конец своей колонны. Побеждает команда, допустившая меньше падений мяча. Передачи с использованием переносных колец, которые крепятся на верхнем краю сетки; есть те, которые подвешиваются на специальном держателе. Передачи в прыжке. Расстояние между обучающимися 3 м. То же, но через сетку. Передачи в тройках. Учащиеся располагаются по направлению передач в игре: 6-3 - 4 (2) - зоны. То же, но в колоннах по 3-4 человека. Вначале, после выполнения передач, учащиеся переходят в конец своих колонн, а затем в противоположную. То же, но занимающиеся зоны 3 располагаются боком к игроку зоны 6. Передача в колоннах через сетку. Направляющие колонн стоят на трехметровых линиях; после передачи учащиеся становятся в конец своей колонны. По мере усвоения упражнения передачи через сетку можно выполнять в прыжке (из одной колонны, затем из обеих).

Тема 6.Тактическая подготовка волейболистов.

Индивидуальные, групповые и командные действия.

Практика: Тактика защиты. Система игры, комбинации. Индивидуальные, групповые и командные действия. Игра в обороне, на подстраховке, в атаке и на блоке. Тактика нападения. Нападающий удар из всех зон. Зонная оборона. Силовая подача с прыжка сверху. Индивидуальные, групповые и командные действия. Система игры.

Тема 7. Соревнования.

Правила соревнований, их организация и проведение. Судейство соревнований.

Практика: Участие в товарищеских играх. Зональные, кубковые соревнования. Контрольные игры. Посещение игр высшей лиги России.

Тема 8. Итоговое занятие.

Подведение итогов третьего года обучения объединения. Тестирование.

Практика: Праздник «Выпускной в объединении».

































Используемая литература.


  1. Всероссийская федерация волейбола. Официальные правила волейбола. 2011г.

  2. Гиселевич В.А. Медицинский справочник тренера. 2008 г.

  3. Голомазов В.А.,Ковалёв В.Д., Мельников А.Г. «Волейбол в школе».

  4. Железняк Ю. «120 уроков по волейболу». 2009 г.

  5. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. М. «Просвещение», 2011 г.

  6. Костикова Л.В. Волейбол Азбука спорта. М.: ФиС, 2011 г.

  7. Костикова Л.В., Подвижные игры, издательст во АСТ,2012г.,130с.

  8. Марков К.К. Руководство тренер-педагог и психолог. Иркутск, 2009г.

  9. Николич А., Паропаич В., Отбор в волейболе, издательство «Физкультура и спорт», 1994г., 150с.

  10. Портнов Ю.М. Программа дисциплины «Теория и методика волейбола» для вузов физической культуры. М., 2011г.

  11. Суслов В.Л., Сыч Б.Н. Современная система спортивной подготовки. М.,1995г.

  12. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М., 2007г.




Список литературы для учащихся и родителей:


  1. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. Учебник: М.: Физкультура, образование и наука, 2000. — 368

  2. Виера Б.Л., Фергюсон Б.Д. Волейбол - шаги к успеху. Практическое руководство для начинающих. 2009.

3. Козырева. Л.В. Азбука спорта. «Физкультура и спорт» 2013г.

4. Пузырь Ю.П., Тяпин А.Н., Щербаков В.П. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования. Центр школьная книга М., 2013г.

5. Сортэл Н.Н, Волейбол: 100 упражнений и советов для юных игроков, изд-во АСТ, 2012г., 230с.











14