«Утверждаю»
Директор ГККП «Ясли-сад №2»
_____________Ведьманова Н.Г.



Программа социально-психологического тренинга для педагогов
«Пойми себя и окружающих»
Пояснительная записка
Путь от самопознания к самоанализу связан с риском и болью самооткрытия, это трудный и медленный процесс, временами причиняющий огорчения и страдания, и требующий от человека всю имеющуюся в распоряжении творческую энергию. Принятие себя - это развитие ответственности за свои чувства, мысли и поступки.
В каждом человеке есть нечто неизвестное и закрытое для него самого. Это «нечто» и делает наше поведение иной раз непредсказуемым и неуправляемым. Чем больше у человека эта непознанная область, тем больше у него проблем во взаимодействии с другими людьми. И только узнав и приняв свои личностные особенности, человек получает возможность управлять собой и использовать эти свои индивидуальные качества в общении. Мы не можем доверять тому, кого мы не знаем. Мы не можем доверять себе, если не знаем себя. Не доверяя себе, человек испытывает недоверие и к окружающим его людям.
Не многие из людей способны признать за собой все «плохие» черты характера; не так уж много и тех, кто имеет достаточно высокую самооценку, чтобы признать весь свой положительный личностный потенциал. Поэтому облик человека, предъявляемый в общении, часто мало схож с подлинной личностной природой. И положительные, и отрицательные черты оттеснены в «теневую» часть человеческой личности.
Программа учитывает следующие принципы работы:
- принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
- принцип комплексности;
- принцип творческой активности участников тренинга.
Цель программы: актуализация процесса самопознания, понимания себя как индивидуальности, принятия своих недостатков и слабостей и осознание сильных сторон своей личности; рост самосознания, связанный с получением сведений о том, как другие воспринимают поведение каждого; воспитание искренности, открытости и спонтанности в самовыражении.
Задачи программы:
Формировать позитивное самоотношение, повышать уровень самопринятия педагогов.
Развивать социальный интеллект участников и навыки внимательного отношения к другим людям.
Формировать сознательные действия во всех ситуациях.
Создавать условия для обращения педагогов к собственной ценностно-смысловой сфере.
Учить открывать перед собой новые, ранее незнакомые перспективы развития себя и своих целей
Режим работы. Программа рассчитана на 9 занятий, которые реализуются в течение девяти месяцев (1 раз в месяц). Продолжительность занятий – 1 часа (60мин.)
Количество часов: 9 часов.
Целевая группа: программа рассчитана на педагогов разновозрастной категории. Оптимальным количеством участников является 12-15 человек, данное количество участников позволяет создать и сохранить атмосферу доверия и открытости, способствует сплочению группы, проявлению активности от каждого участника и получению продуктивной обратной связи.
Формы работы, применяемые в программе:
-групповая
- индивидуальная
-работа в малых группах
Анализ эффективности: программу можно считать эффективной, если достигнуты поставленные цели и задачи. В связи с этим можно выделить следующие критерии эффективности:
• Осознание особенностей своей личности;
• Освоение навыков самопознания и самоанализа;
• Сформированность адекватной самооценки.
Ожидаемые результаты: позитивная мотивация участников к самопознанию и самоанализу, повышение уровня самопринятия, освоение навыков внимательного отношения к другим людям, обращение педагогов к собственной ценностно-смысловой сфере.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цель | Упражнения | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | «Я и другие» | Обсуждение правил тренинговой группы; выявление представлений членов группы о самих себе. | «Самопрезентация» «Торг» «Ассоциации» «Шеринг» | 1 | Сентябрь |
2 | «Здравствуй, моё «Я» » | Осознание своего объективного образа Я. | «Атомы и молекулы» Проективный рисунок «Я такой, какой я есть» «Три образа» «Шеринг» | 1 | Октябрь |
3 | «Пойми себя» | Научить обращаться к себе в любых ситуациях, понимать свои чувства и эмоции. | «Невербальное общение» «Детская мечта» «На какой я ступеньке?» «Аплодисменты в дорогу» «Шеринг» | 1 | Ноябрь |
4 | «Пойми окружающих» | Развитие вербального и невербального понимания участниками друг друга. | «Угадай сколько» «Рекламный агент» «Слепой художник» «Шеринг» | 1 | Декабрь |
5 | «Искусство общения» | Развитие коммуникативных способностей участников. | «Зоопарк» «Пришельцы» «Шеринг» | 1 | Январь |
6 | «Умения договариваться» | Развитие коммуникативных способностей участников. | «Одинаковое количество» «Встреча мимов» «Контрабандисты» «Шеринг» | 1 | Февраль |
7 | «Разбуди уверенность» | Развитие уверенности в различных ситуациях, у педагогических работников | «Австралийский дождь» «Я сильный – я слабый» «Я звезда» «Пожелания по кругу» «Шеринг» | 1 | Март |
8 | «Искусство самопрезентации» | Развитие умения говорить о себе и своих достижениях. Искоренение страха перед публикой. | «Сказочная самопрезентация» «Лозунг жизни» «Поменяйся местами» «Шеринг» | 1 | Апрель |
9 | «Знания о себе и других в подарок» | Подведение итогов работы тренинга. | «Кувшин» «Дополнительное рисование» «Скульптура» «Чемодан в дорогу» «Шеринг» | 1 | Май |
Итого: | 9 часов | |
Содержание занятий
Занятие № 1
Тема: «Я и другие»
Цель:
обсуждение правил группы, выявление представлений участников о самих себе.
создание доверительной атмосферы и комфортной для общения среды.
Рекомендации: Занятие начинается с взаимного приветствия всех членов группы (например, сказать соседу что-то приятное, передать прикосновением свои добрые чувства и т.п.).
После этого психологу следует оговорить цели тренинга, его планируемые результаты и план всей работы. (10 мин)
Упражнение 1. «Самопрезентация» (15 мин)
Назначение:
выявление представлений слушателей о себе;
формирование установки о значимости своей личности;
создание условий для самораскрытия.
Процедура: Психолог просит всех участников по очереди рассказать о себе. Важно говорить не столько о биографии, хотя это тоже важно, сколько о своих личных качествах. Рассказать о каком-либо интересном факте или событии в жизни, о котором никто не знает. Акцент необходимо делать на положительных качествах
Все члены группы и ведущий тренинга могут задавать вопросы типа:
– Твое главное достоинство?
– Есть ли у тебя слабости? Можешь ли ты их назвать?
Упражнение 2. «Торг» (15 мин)
Назначение: Рефлексия собственных положительных и отрицательных качеств.
Процедура: Участникам тренинга предлагается в течение 3 минут написать свои 3 сильные и 3слабые качества. Затем проводится торг.
В первом кругу участник поворачивается к соседу слева и выбирает у того то положительное качество, которое хочет иметь и забирает его. Взамен он должен отдать одно своё положительное качество. Далее по цепочке.
Во втором кругу участник должен решить, от какого негативного качества он хочет избавится в первую очередь. И обменяться им с соседом слева. Далее по цепочке.
Вопросы:
Трудно ли было выбрать положительное качество у соседа?
А расстаться со своим?
Возмущало ли тебя, когда забирали твоё положительное качество?
Составляло ли трудность выбрать самое негативное своё качество?
Упражнение 3. «Ассоциации» (15)
Назначение: Упражнение усиливает чувство группы, включение всех участников в работу, создает положительный эмоциональный настрой.
Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.
Процедура:». Группа делится на пары. Каждый участник на листе бумаги рисует на своего партнера ассоциации (если бы он был цветом, предметом, животным, музыкальным направлением, то каким?). На эту работу отводится 10 минут. Когда ассоциации готовы, можно с их помощью представить своего партнера. Для составления ассоциативного ряда можно воспользоваться готовыми образами, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу.
Упражнение 4. «Шеринг» (5 мин)
Слова психолога: Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.
Наводящие вопросы:
Что вы узнали сегодня о себе нового?
Какие чувства вам удалось испытать?
Какие упражнения вам понравились\не понравились?
Какие ощущения вы испытываете после занятия?
Занятие № 2
Тема: «Здравствуй, моё «Я» »
Цель: Осознание своего объективного образа я.
Упражнение 1. «Атомы и молекулы» (10 мин)
Назначение: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.
Процедура: Встают в хаотичном порядке.
Психолог: говорит, что атомы двигаются в хаотичном порядке, пока будет звучать команда «Атом», все участники будут двигаться в хаотичном порядке, когда будет звучать команда «Молекулы», каждый участник быстро должен будет объединиться с другим участником, т.е. найти себе пару.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Упражнение 2. Проективный рисунок "Я такой, какой я есть" (20 мин)
Назначение: Способствовать выработке у участников более объективной самооценки.
Процедура: Для упражнения понадобятся листы А4, ручки или цветные карандаши. Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку. Группа должна постараться догадаться кто изображен на рисунке.
Упражнение 3. «Три образа» (20 мин)
Назначение: помочь педагогам провести саморефлексию своего Я.
Процедура: Психолог раздает участникам листки и ручки, просит каждого участника разделить исток на три равных части. В первом столбце написать «Каким я вижу себя», во втором столбике «Каким, по моему мнению, меня видят другие», в третьем «Каким, на самом деле, меня видят другие». В первом и втором столбце каждый должен самостоятельно написать по 5-7 как положительных, так и отрицательных качеств и характеристик. Затем, нужно загнуть первые две части листка и передавать листок по кругу всем участникам, чтобы они в третьем столбце также написали характеристики относительно этого человека. Продолжать процедуру пока листок не вернется к хозяину.
Далее участники разворачивают свой листок, и смотрят, совпадает ли их представление о себе с тем, как их видят окружающие.
Упражнение 4. «Шеринг» (10 мин)
Участникам раздается заранее подготовленный лист с вопросами рефлексии занятия, они отвечают и прощаются с группой и тренером.
Занятие № 3
Тема: «Пойми себя»
Цель: научить обращаться к себе в любых ситуациях, понимать свои чувства и эмоции.
Рекомендации: При выполнении упражнений следует исключить действия отвлекающих факторов, т. к. они могут сильно помешать выполнению заданий, где требуется повышенная концентрация.
Упражнение 1. «Невербальное общение»
Назначение: Настроить участников на активное выполнение заданий, тренировка навыков образного выразительного сообщения, развитие способностей к групповому творчеству.
Процедура: Все участники становятся по кругу (спиной в круг). Психолог: «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать по кругу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу».Тренер ждет, пока возникнет идея предмета, просит участника, задумавшего предмет, не называть его вслух и дает ему время подготовиться к передаче.
Психолог: «Итак, сейчас первый участник передаст свой предмет соседу слева. При этом он, а затем и все мы будем пользоваться только невербальными средствами, а тот, кому предмет передается, должен понять, какой предмет он получил. Получивший предмет, в свою очередь, передает его своему соседу слева и т.д. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу против часовой стрелки и в итоге должен вернуться к истоку, если все будут внимательны и не допустят каких-либо преобразований предмета. К этому моменту все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг. Давайте начнем».
Вопросы для обсуждения:
Легко ли было выполнять упражнение?
Возникали ли трудности при выполнении задания?
Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?
Упражнение 2. «Детская мечта»
Назначение: Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Процедура: Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.
Упражнение 3. «На какой я ступеньке? »
Назначение: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
- 1-4 ступенька - самооценка занижена
- 5-7 ступенька - самооценка адекватна
- 8-10 ступенька - самооценка завышена
Упражнение 4. «Аплодисменты по кругу» Назначение: завершить занятие, помочь участникам вернуться в повседневную жизнь
- Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Упражнение 5. «Шеринг»
Как вы себя сейчас чувствуете?
Удалось ли вам полностью расслабить на релаксации? Если нет, то что мешало?
Удалось ли вам выразить эмоции через пластилин?
Удаётся ли вам всегда выражать свои чувства, эмоции в жизни?
Занятие № 4
Тема: «Пойми окружающих»
Цель: Развитие вербального и невербального понимания участниками друг друга.
Упражнение 1. «Угадай сколько» (10 мин)
Назначение: Эта разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие.
Процедура: Все участники садятся в круг. Психолог: «Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда — на одной руке, иногда — на двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если я поднимаю руку и показываю четыре пальца (поднимает и показывает), то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я опущу руку(и)».
Тренер несколько раз показывает группе то или иное количество пальцев. Вначале лучше показывать 5-7 пальцев, в конце — 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.
При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение встать?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»
Упражнение 2. «Рекламный агент» (20 мин)
Назначение: Упражнение усиливает чувство группы, включение всех участников в работу, создает положительный эмоциональный настрой.
Процедура: психолог просит написать каждого участника свое имя, далее листки смешиваются и вытягиваются каждым членом группы. Участник тренинга должен представить человека, чье имя ему выпало в виде какого-либо товара и написать рекламный текст для этого предмета, используя при этом характеристики и слова, подходящие, по его мнению, человеку, которого он рекламирует.
Группа, выслушав рекламу каждого участника пытается угадать, кого рекламировали.
Упражнение 3. «Слепой художник» (25 мин)
Назначение: Развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.
Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.
Процедура: Группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой участник мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.
Психолог: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Но это будет необычное рисование, один из вас будет слепым художником, а второй будет глазами художника, каждый выберет сам тему рисования. Художник и «его глаза» будут сидеть спиной друг к другу. При этом тот, кто диктует картину, должен как можно точнее давать инструкцию художнику, говорить в каком углу, каким цветом нужно рисовать. Слепой художник в это время будет рисовать то, что ему говорят. Начинаем по сигналу».
После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно обсудить роль каждого из пары, легко ли было рисовать под диктовку, что почувствовал диктующий, когда увидел рисунок, сошлось ли его представление с тем, что получилось в итоге. Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
Упражнение 4. «Шеринг» (5 мин)
Как вы себя чувствуете после упражнений?
Что нового вы сегодня узнали о себе и об окружающих?
Стали ли вы понимать друг друга лучше?
Пересмотрели ли вы свою тактику поведения с окружающими?
Какие проблемы в межличностном общении вы сегодня установили у себя?
Нашли ли для них решение?
Занятие № 5
Тема: «Искусство общения»
Цель: развитие коммуникативных способностей участников.
Упражнение 1. «Зоопарк» (15 мин)
Назначение: Разминка направлена на повышение сплоченности группы. Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для продолжения работы.
Процедура: Участники садятся в круг. Психолог: «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».
Все по очереди называют животных, и надо потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения задачи запоминания можно попросить называть животных по очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.
«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения».
Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.
«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, "волк-волк", а потом, хлопнув два раза по коленям, — название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получат дополнительное задание».
В процессе упражнения постепенно ускоряется темп его выполнения. Тот, кто ошибается, должен вместо названия своего животного два раза, хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук.
Упражнение 2. «Пришельцы» (35 мин)
Назначение: Развить навыки коммуникации, самопрезентации, артистичности.
Процедура:В самой игре выделяются следующие этапы.
1. Из Участников по желанию выбираются 2 —3 человека для роли «пришельцев».
2. Ведущий знакомит группу с ситуацией: «Неожиданно к нам пришло сообщение о прибытии на Землю представителей другой цивилизации.
Срочно организуется пресс-конференция с участием журналистов. Из-за технических сложностей время пребывания «пришельцев» ограничивается 15 мин. За это время мы и они должны узнать друг о друге самое главное». Затем дается устная или письменная инструкция «пришельцам»: «Сейчас вы выйдете из комнаты и за 3 – 4 мин продумаете, откуда вы прилетели, с какой целью. Подготовьте небольшой рассказ о своей планете (не более 5 мин), расскажите, чем занимаются и как живут ее жители. Будьте готовы ответить на любой вопрос «журналистов», т.е. всех оставшихся в классе. Можете подумать и о своем «инопланетном» внешнем виде.
3. Пока «пришельцы» готовятся, «журналисты получают следующую инструкцию: «Вы представляете те или иные агентства, радио – и телепрограммы, журналы и газеты. Пусть каждый подумает, какое именно средство массовой информации он представляет. Придумайте по 1 – 2 вопроса к «пришельцам». Задавая вопрос, надо предварительно сказать, какую информационную службу вы представляете, данное условие дисциплинирует участников игры. Вопросы должны быть краткими и по возможности интересными». Ведущий приглашает «пришельцев», приветствует их и, напомнив об ограниченном времени, сразу предоставляет слово. Те очень коротко рассказывают о своей планете.
4. Далее ведущий предлагает «журналистам» задавать гостям вопросы, а «инопланетянам» – кратко отвечать на них. Главный соревновательный момент данного этапа – задать наиболее интересный и важный вопрос. Некоторые вопросы ведущий задает сам (для активизации и содержательной коррекции хода игры), но делать это надо как можно реже, развивая инициативу самих участников.
5. Когда до конца встречи останется 1 мин, ведущий предупреждает об этом играющих и на 15-й мин сообщает, что «пришельцы исчезли». «Исчезнувшим инопланетянам» предлагается занять свои места в комнате.
6. После этого все участники игры должны в течение 5 – 7 мин написать небольшие, примерно на полстраницы, сообщения о первых впечатлениях от пресс-конференции, в которых освещаются два момента:
1. Оценка общего уровня развития цивилизации;
2. Целесообразность контакта с ней.
«Журналисты» помечают в своих записях, какие агентства они представляют, и дают броские названия сообщениям. «Пришельцы» также отмечают на своих листах название планеты и в качестве предварительной информации о встрече с землянами сообщают об уровне их развития и целесообразности контакта.
7. Через 5 – 7 мин сообщения собираются, независимо от того, все ли учащиеся успели их написать, и зачитываются вслух. Желательно предложить это сделать двум участникам из числа пассивных, чтобы они читали сообщения по очереди. Эта процедура является подготовкой к обсуждению игры. На нее выделяется 5 – 7 мин.
Обсуждение. Ведущий задает вопрос: «Вы только что оценивали развитие цивилизации. Какой главный показатель (критерий) такого развития?» Возможные ответы записываются на доске, после чего обсуждаются. Неудачные критерии отсеиваются. Важно найти такой показатель развитости, который был бы связан со всеми остальными. Одновременно может возникнуть вопрос, чем развитый человек отличается от неразвитого, счастливый от несчастливого. Важно подвести учащихся к пониманию того, что в развитом обществе каждый человек может полноценно реализовать себя, свои возможности. Достигается это главным образом в свободном, творческом, общественно полезном труде, который в наибольшей степени связан и с общественным признанием, и с самоуважением, и, наконец, со счастьем. При этом каждый реализует себя по-своему. К человеку, полностью реализующему свои индивидуальные, неповторимые возможности, относятся с уважением и пониманием.
Упражнение 4. «Рефлексия» (10 мин)
Удались ли по вашему мнению упражнения?
Смогли ли вы проявить свои коммуникативные способности?
Если нет, то что мешало?
Понимали ли вы друг друга?
Занятие № 6
Тема: «Умение договариваться»
Цель: Развитие коммуникативных способностей участников.
Упражнение 1. «Одинаковое количество» (15 мин)
Назначение: Разминка на сплочение группы.
Процедура: Все участники группы садятся по кругу. Ведущий: «Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, «выбросить» одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать — раз, два, три — и на счет три все одновременно «выбрасывают» пальцы. Какое-то время, достаточное для того чтобы понять, справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку. Понятно? Давайте начнем».
Упражнение 2. «Встреча мимов» (15 мин )
Назначение: Упражнение направлено на повышение коммуникативной компетенции с помощью невербальных средств.
Участники делятся пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, и садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел.
Процедура: «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, вторая — в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать все это вы можете только молча, без слов, невербально. Времени на это у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».
Этот фрагмент упражнения может модифицироваться следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.
На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступить в роли передающих информацию, а второй — принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть.
После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит о том, как он понял то, что ему только что сообщили. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации переданного текста.
Упражнение 3. «Контрабандисты» (25 мин)
Назначение: Упражнение направлено на повышение коммуникативной компетенции.
Процедура: Ведущий тренинга вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Выводит их за двери тренингового зала. Там одному из этой группки вручается какой-то небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручку, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутую бумажку (записку), маленький пакетик с приправой, фишку для покера и т.п. Данный участник прячет эту вещь в карман и обещает не вытаскивать ее, пока не получит разрешение от ведущего.
Все возвращаются в тренинговый зал. Объясняется, что эти несколько человек - "контрабандисты", якобы они незаконно провозят что-то (шариковые ручки, степлеры, приправы и т.д.). В данный момент лишь у одного из "команды контрабандистов" есть незаконный товар. Другие "контрабандисты" это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. Среди лжи "контрабандисты" могут сказать и правду, у них на это полное право.
Задача остальных участников - "расколоть" контрабандистов, выяснить путем опроса, кто же на самом деле "с товаром". В конце опроса каждый из опрашиваемых должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю "товара", тот его достает и демонстрирует.
Упражнение 4. «Шеринг» (5 мин)
Какими тактиками необходимо пользоваться, чтобы уметь договариваться?
Использовали ли вы их раньше?
Какие тактики для вас оказались новыми?
Будете ли вы использовать эти тактики в будущем?
Занятие № 7
Тема: «Разбуди уверенность»
Цель: развитие уверенности в различных ситуациях, у педагогических работников.
Упражнение 1. «Австралийский дождь» (10 мин)
Назначение: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Процедура: Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
Упражнение 2. «Я сильный – Я слабый» (15 мин)
Назначение: Помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.
Процедура: Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.
Упражнение 3. «Я – звезда» (20 мин)
Назначение: Отработка навыков уверенного поведения.
Процедура: Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».
Упражнение 4. «Пожелания по кругу» (10 мин)
Назначение: Поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.
Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь на день.
Упражнение 5. «Шеринг» (5 мин)
Изменилось ли ваше представление о себе?
Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
Что нового вы узнали о себе?
Какие выводы вы сделали для себя?
Занятие № 8
Тема: «Искусство самопрезентации»
Цель: Развитие умения говорить о себе и своих достижениях. Искоренение страха перед публикой.
Упражнение 1. «Сказочная самопрезентация» (20 мин)
Назначение: показать участникам, что, используя навыки самопрезентации и абстрагируясь от своих собственных моделей поведения, можно быть очень успешным в самопрезентации.
Процедура проведения: каждый участник получивший бумажку с персонажем, должен устроить самопрезентацию от имени этого персонажа, выбрав при этом должность, на которую персонаж претендует. Время подготовки – 5 минут. Остальные участники из хода самопрезентации должны были угадать, что же это за персонаж.
Вопросы для обсуждения после завершения: Легко ли было выбирать должности и службы для персонажей? Легко ли было их представлять?
Упражнение 2. «Лозунг жизни» (20 мин)
Назначение: развитие творческого мышления, выявление основных жизненных стратегий.
Процедура проведения: Составьте список людей, живых ныне или умерших, которые восхищают вас тем, как прожили свою жизнь. Другими словами, к чьей команде вы хотели бы присоединиться? Это могут быть и знаменитые писатели, киногерои, ваши знакомые или родственники. Записывайте наилучшее и единственное слово или предложение, которое точно охарактеризует главное, что совершил этот человек. Фамилия - слово. Затем, когда список будет закончен, посмотрите, что объединяет всех этих людей? Какое ключевое слово или словосочетание? Это именно та цель, которую вы не осознавали или которой не придавали особого значения. Но она - ваша. Вы сами ее выбрали. Теперь следуйте ей. Например, если найденное вами слово - "деньги", "власть" или "милосердие", провозгласите это для себя принципом и применяйте его на практике. Вы можете придумать для себя какой-нибудь лозунг, включающий это слово.
Участники в течение 10 минут составляют списки и придумывают лозунг. Затем называют его.
Вопросы для обсуждения после завершения: насколько ваш лозунг имеет отношение к вашей жизни? Что нового вы поняли о себе в результате выполнения этого упражнения?
Упражнение 3. «Поменяйся местами» (10 мин)
НАзначение: Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.
Процедура проведения: Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.
Вопросы для обсуждения после завершения: что нового узнали об участниках?
Упражнение 4. «Шеринг» (10 мин)
Улучшилось ли ваше умение говорить о себе?
Что сегодня нового вы узнали?
Как вы чувствуете себя на публике?
Занятие № 9
Тема: «Знания о себе и других в подарок»
Цель: Подведение итогов работы тренинга.
Упражнение 1. «Кувшин» (5 мин)
Назначение: Упражнение предназначено для физической разминки в процессе группового психологического тренинга, настроя на дальнейшую плодотворную работу.
Процедура: Ведущий просит участников тренинга встать, образовав круг. Между участниками должно быть такое расстояние, чтобы они не соприкасались вытянутыми в стороны руками.
Ведущий предлагает размяться. Сначала он показывает на себе: с глубоким вдохом поднимает руки вверх, становится на цыпочки, секунд 5-10 так стоит, потом с выдохом опускает руки. После этого ведущий даёт объяснения: встав на цыпочки, он представил, что руки его образуют большой кувшин, и в этот кувшин со всех сторон слетаются "капли радости и удачи"; скоро они наполняют весь кувшин, после этого он переворачивается, и вся "радость и удача" выливается на голову и тело.
После этого ведущий проделывает это упражнение опять, вместе с участниками.
Для закрепления рекомендуется это упражнение по ходу тренинга повторить ещё несколько раз.
Упражнение 2. «Дополнительное рисование» (15 мин)
Назначение: Выявить склонность к неуверенности.
Материалы: цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.
Процедура: Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.
Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.
При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дифици места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...
Упражнение 3. «Скульптура» (10 мин)
Назначение: Стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия. Подведение итогов тренинга.
Тренер: «Друзья, мы долго работали вместе, и наши занятия подходят к концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать. Кто-то из нас сейчас должен выйти вперед и изобразить из себя живую скульптуру, олицетворяющую эти чувства. Встаньте так, чтобы вы могли достаточно долго удерживать принятое вами положение. Когда первый участник сделает это, его сосед также выходит вперед и тоже выражает своей позой то, чего он достиг, и что он по этому поводу думает. Если хотите, вы можете при этом сказать что-нибудь, но только кратко. В конце разминки мы создадим одну колоссальную скульптуру, выражающую все, чего мы достигли, что добыли, что наработали».
Процедура проведения: Данная разминка производит больший эффект, если проводится в довольно быстром темпе. Ведущий объявляет группе о том, что занятия близятся к завершению, и предлагает подвести некоторые итоги необычным способом. Необходимо выразить в виде скульптуры свои чувства и эмоции по поводу того, что здесь происходило, что каждый достиг во время совместной работы, чему научился. Изображая это, каждый последующий участник пристраивается к предыдущему. В результате в конце получается единый скульптурный ансамбль, выражающий общий настрой группы, все, чего они достигли, что наработали.
Подводные камни. Разминка проходит динамично и интересно, с юмором. Иногда возникает сложность в том, что участники группы в конце хотят посмотреть на свое творение, но они сами в нем участвуют и не могут отойти. Можно придумать два варианта решения ситуации:
участники по очереди выходят из скульптуры, смотрят на нее, затем встают на место;
итоговую скульптуру тренер фиксирует на камеру. И после все смотрят скульптуру.
Упражнение 4. «Чемодан в дорогу» (10 мин)
Назначение: позитивный настрой на день.
Процедура: психолог предлагает участникам собрать чемодан в дорогу, дает листочки каждому человеку, где он пишет свое имя, и передает по часовой стрелке, при этом каждый участник пишет пожелание другому и так до тех пор, пока листок не придет к своему хозяину.
Упражнение 4. «Шеринг» (20 мин)
В процессе проведения тренинга у участников появлялись затруднения, которые они пытались решить. Задача тренера – спросить участников, разрешились ли их проблемы, обсудить процесс их искоренения. Кроме того, можно задать следующие вопросы:
Что вы думаете о проведённой работе?
Понравилась ли вам она?
Какие впечатления она у вас оставила?
Какие умения/навыки вы приобрели?
По-вашему мнению, была ли работа для вас эффективной?
Какие упражнения вам запомнились больше всего? И почему?
Смогли ли вы раскрыться на упражнениях?
Список используемой литературы:
Битянова Н.Р. Психология личностного роста – М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
Дж. Рейнуотер «Это в ваших силах» – М., 1993
Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками» – М., 2001
Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. -СПб, 2005 – 42с.
Л.Д. Лебедева. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за¬нятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – 80 с
Юлия Марьина «Школа флористики: Коллажи и панно», Издательство: Ниола 21 век, 2005, – 96 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2005. – 369 с.
Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. -СПб, 2005 – 42 с.
Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия.- СПб, 2002.- 320 с.